Авторский блог Надежда Диас 19:59 23 августа 2017

Cредь шумного бала...

Двухсотлетие Алексея Константиновича Толстого

24 августа литературная Россия отмечает двухсотлетие Алексея Константиновича Толстого. В чём состоит вклад Толстого в нашу отечественную литературу? Почему мы до сих пор с благодарностью вспоминаем об этом человеке?

Граф Алексей Константинович Толстой (1817-1875) воспитывался известным писателем А.А.Перовским (псевдоним – Антоний Погорельский). Именно для Алёши Толстого Перовский сочинил сказку о чёрной курице.

Став взрослым, Толстой «выдержал в Московском университете экзамен на чин и служил дипломатом. Затем был приближен ко двору» (Наш девятнадцатый век. Книга для чтения в двух томах. Том 2. Москва, Издательство ПТО «Центр», 1995, стр.168). Сам отказался от продвижения по службе, так как решил, что служба повредит развитию его литературного дарования. Известность получил как автор поэм, лирических и сатирических стихотворений, исторических баллад, драматической трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис»), романа «Князь Серебряный», и как один из создателей Козьмы Пруткова.

Козьма Прутков – это пародийная личность (маска), «глупого, но самодовольного чиновника, изрекающего на вид нелепые, а по сути язвительные афоризмы» (Г. Н. Поспелов. История русской литературы XIX века. Москва, «Высшая школа», 1981, стр.174). Некоторые из них по своему остроумию и меткости вошли в литературный обиход, например: «Смотри в корень» (Г. Н. Поспелов. История русской литературы XIX века. Москва, «Высшая школа», 1981, стр.175).

Интересные факты из биографии Толстого: 1)им были написаны две фантастические повести на французском языке; 2) Алексей Константинович обладал огромной физической силой: гнул подковы и т.д.

В книге писателя Юрия Безелянского глава об Алексее Константиновиче Толстом называется «Случайная встреча – и вечная любовь». И действительно, это так. На петербургском балу в 1851 году Алексей Константинович встретил Софью Миллер. И полюбил её на всю жизнь.

У Софьи Андреевны была очень тяжелая судьба, и на момент знакомства с Толстым она была замужем, хотя и не общалась со своим мужем. Муж долго не давал ей развода, да и мать Толстого была против их брака, поэтому влюбленные смогли пожениться только через 12 лет после знакомства. Это случилось после того, как Алексей Константинович, участвуя в боевых действиях во время Крымской войны, заболел тифом. «Узнав об этом, к больному Толстому срочно приехала Софья Андреевна (в тот момент она официально была ему никем) и буквально выходила его» (Юрий Безелянский. 69 этюдов о русских писателях. Москва, Издательство «Эксмо», 2008, стр.194).

Впоследствии Алексей Константинович удочерил дочь Софьи Андреевны.

Массовому читателю Алексей Толстой, прежде всего, известен своей лирикой.

Многие его лирические стихотворения стали романсами. В списке, в Интернете, я насчитала 58 романсов на его стихи. Здесь напишу названия только тех романсов, которые особо мной любимы. Это: «Благословляю вас, леса...» (Иоанн Дамаскин). П. И. Чайковский; «Звонче жаворонка пенье...» А. Г. Рубинштейн, Н. А. Римский-Корсаков и Ц. А. Кюи; «Кабы знала я, кабы ведала...» А. Г. Рубинштейн и П. И. Чайковский; «Колокольчики мои...» П. П. Булахов и В. И. Ребиков; «Коль любить, так без рассудку...» А. Г. Рубинштейн, Ц. А. Кюи и P. M. Глиэр; «Не ветер, вея с высоты...» А. Г. Рубинштейн, Н. А. Римский-Корсаков и С. И. Танеев; "Осень. Обсыпается весь наш белый сад..." П.И.Чайковский и Ц.А.Кюи; "Средь шумного бала, случайно..." П. И. Чайковский; «То было раннею весной...» П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков.

Посылая стихотворение «То было раннею весной …» другу, «Толстой назвал его «маленькой пасторалью, переведённой из Гёте». Он имел в виду «Майскую песнь»» (Ю. В. Лебедев. Литература. 10 класс. Часть 2. «Просвещение», ОАО «Московские учебники», Москва, 2007, стр.196). Алексею Константиновичу в своём переводе очень хорошо удалось передать восторг Гёте перед любовью, природой и жизнью.

То было раннею весной,
Трава едва всходила,
Ручьи текли, не парил зной,
И зелень рощ сквозила;

Труба пастушья поутру

Ещё не пела звонко,
И в завитках ещё в бору
Был папоротник тонкий.

То было раннею весной,
В тени берёз то было,
Когда с улыбкой предо мной
Ты очи опустила.

То на любовь мою в ответ
Ты опустила вежды —
О жизнь! о лес! о солнца свет!
О юность! о надежды!

И плакал я перед тобой,
На лик твой глядя милый,—
Tо было раннею весной,
В тени берёз то было!

То было в утро наших лет —
О счастие! о слёзы!
О лес! о жизнь! о солнца свет!
О свежий дух берёзы!

<Май 1871>

Строчки этого стихотворения прямо-таки просятся на музыку. И именно это стихотворение, конечно же, ставшее романсом приведёно в учебнике В.Е.Холшевникова, в качестве примера того, что «мелодическое движение в романсном стихе бывает подчас сложным и прихотливым. Если тема развивается не прямолинейно, а с торможениями («Ещё не пела звонко» - Н.Д.), возвратами, повторами («То было раннею весной, В тени берёз то было!» - Н.Д.), то так же развивается и мелодическое движение» (В.Е. Холшевников. Основы стиховедения. Русское стихосложение. М.: Издательский центр «Академия», 2004, стр.172).

Пять стихов (четыре строфы) начинаются со слова «то», наблюдается синтаксический параллелизм - это тоже считается признаком романсного стиха. Здесь в отличие от куплетного стиха мелодическое движение охватывает две строфы. «Через всё стихотворение лейтмотивом проходит тема стремительного бега времени: «То было раннею весной», «То было в утро наших дней», «Среди берёз то было» (Ю. В. Лебедев. Литература. 10 класс. Часть 2. «Просвещение», ОАО «Московские учебники», Москва, 2007, стр.196).

С точки зрения фоники в этом романсе я бы обратила особое внимание на гласную «о», которая создаёт особый эмоциональный настрой. Буква «о» как бы заменяет собой глаголы, в четвёртой и шестой строфе всего по одному глаголу. Заметна роль согласной «р». Поэт пишет: «Ручьи текли, не парил зной". И вдобавок к слову "раннею" создаётся некое рычание, имитация шума ручья. Повторение звука «л» в двустишии «И плакал я перед тобой, На лик твой глядя милый» придаёт мягкость и нежность романсу.

Некоторые исследователи считают, что восклицательные и вопросительные предложения характерны для романсного стиха. Здесь они есть в избытке, но и в говорных стихах их тоже встречается много. В целом мы видим, как сила чувств героев нарастает, особенно от 4 строфы к 6 строфе – в 4 строфе 5 восклицательных знаков, а в 6 – 6. Музыка от начала романса к его финалу становится всё громче и в финале романса разливается широкой полноводной рекой счастья, звучит forte.

Хотелось бы слушать и слушать эти прекрасные романсы, радоваться стихам Алексея Константиновича, понимать, что искусство и любовь вечны, но…

«Подготовка Департаментом культуры Брянской области к юбилею А.К.Толстого вызвала большие народные возмущения. В усадьбе графа проходила продажа усадебной земли дому отдыха в целях её перепродажи столичным фирмам, снос исторических флигелей и привлечение сомнительных подрядчиков реставрации из Татарстана. Также в год 200-летия Толстого в Брянском областном драматическом театре под руководством артиста Иосифа Камышева не было поставлено ни одного произведения драматурга. Многие считают, что умаление заслуг писателя делается специально, ввиду его глубокого консерватизма по отношению к родине и искусству, и несоответствием с представлениями актеров брянского театра и местных чиновников» (Толстой, Алексей Константинович — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Толстой,_...копия).

В подростковом возрасте я буквально зачитывалась «Князем Серебряным». История несчастной любви князя глубоко волновала меня. Но мне нравился и сам стиль написания романа, и множество интересных исторических сведений, внесённых Алексеем Константиновичем в свой роман. В этом плане для меня особенно забавным было перечисление явств на царском пире. Писатель так всё это описал, что любая кулинарная книга позавидует!

И вот я с горечью думаю: « Неужели сейчас знаменитый русский писатель, драматург и поэт Алексей Константинович Толстой не вызывает никаких эмоций у деятелей культуры на Брянщине? А, может, эти деятели просто далеки от культуры?»

1.0x