Сообщество «Салон» 21:58 30 сентября 2018

Чудовищная игра на понижение

Эдуард Бояков о премьере "Кандида" в Большом театре

Оперетта объявлена как "первая премьера сезона". При этом в программке жанр обозначен как "театрализованное концертное исполнение". В фейсбуке театра написано что это "полусценическая версия режиссёра Алексея Франдетти", а в английской аннотации этих уточнений нет. Я заметил это случайно, аннотации текстологически не изучаю, но эта деталь показательна, по моему.

На самом деле - это полноценный музыкальный спектакль, если судить по количеству костюмов солистов, обустройству хора (яркие костюмы, специальные конструкции в стиле немного викторианском, немного ар-деко нью-йоркском), количеству картин. Картин в значении театрального термина, живописных задников там нет, но есть много картин на экранах.

Так что по составляющим - спектакль полноценный.

Только очень плохой.

И оговорки про "концертное исполнение" не должны приниматься. Театрализованные концертные исполнения сейчас действительно популярны. Но успешны те, в которых акцент делается на музыку, тогда есть логика в отказе от полноценных декораций. Здесь же актеры наоборот кривляются как в плохой оперетте, они лезут на первый план во всех смыслах. Партии они знают, но выглядят очень пошло. Потому что концепции, идеи нет и в помине. Отношения к материалу - и музыкальному и культурологическому нет. Режиссуры, проще говоря, нет.

Почему то второй раз уже за короткое время вижу "Кандида", в котором пошлость - ключевое слово. Недавно была премьера у брусникинцев и Практики - это было чудовищно. (Может то что я по дороге в Большой встретил Катю Троепольскую, директора брусникинцев - это знак?) Здесь, в Большом - меньше агрессии, сальных шуток, но больше скуки и убогости. Там у брусникинцев декорации делали Солодовникова, Бахтина (это всё-таки мастера, в том же "Золотом петушке" - как ни критикуй спектакли - у Солодовниковой были хорошие идеи) и их студенты Британки, здесь Тимофей Рябушинский, костюмы - Севрюкова... Эх...Какая то прямо неловкость.

По очереди на сцену светит то фронтальный проектор, то рир. Проекторы в Большом театре хорошие, судя по всему... Только в Большом еще не знают, что такая анимация уже лет десять не канает, выглядит как в дешёвой компьютерной игре. Ощущение такое, что здесь ни про Билла Виолу не знают, ни про "Силу Света", которая на фасаде Большого на фестивалях типа "Круг Света" такое вытворяет, что пора бы это осознать, если решаешь с мультимедиа работать...

Но дело даже не в пошлом оформлении. Тем более в наше постмодернистское время всегда можно сказать, что "так задумано". Дело, повторю, просто в отстутствии идей.

Стёб - как основной язык всего нашего "актуального театра". Это катастрофа конечно. Причем стёб беспомощный. Если бы не было "Матильды" и "Тангейзера" - то инквизиторы и священники бегали бы на сцене с фаллоимитаторами (смешно же, не?). Так как такого сейчас не разрешат (очевидно, что к огорчению постановщиков) , то в Большом - просто много движений имитирующих фрикции и много тёток в чулках с подвязками... Но смысла не прибавляется...

Чудовищная игра на понижение. Как ни относись к Серебренникову (мне большинство его спектаклей категорически на нравились), Серебренников всё-таки режиссер, у него идеи есть (другой вопрос какие). Даже музыкальные. А здесь - просто пустота. Несмешной капустник... Несмешной клип Шнура...

Про музыку - говорить особо нечего. Дирижёр, наверное, Бернстайн выдающийся был, композитор - точно нет.

Но что-то сказал конечно. В "Вестсайдской истории" - было предчувствие рок-н-ролла. И нового танца. В "Кандиде" - гимн бродвейской (в широком смысле) индустрии, обозначение "перехода" центра массовой культуры в Новый Свет, предчувствие постмодернизма с его разрушением системы высоких-низких жанров. Дирижёр, солисты, режиссёр и все остальные про это, видимо, совсем не понимают. Не чувствуют.

Беда тотальная, касающаяся не отдельного театра. Потому что при всей пустоте этого спектакля - он очень показательный, очень типичный. Придумать, выстроить синонимический ряд очень легко, не буду тратить силы на злобу...

Наш театр тотально провинциализируется. Та энергия, которую ему дали новая драма, документальный театр, новые сценические технологии, новые люди из других сфер - благополучно пережевывается бюрократическим системным монстром и конвертируется в симулякры, в подобные "копии копий", "проекции проекций", стёб по поводу чьего-то стёба. С оформлением времен Супер-Марио или сегодняшних книжек для самых маленьких, которое выдается за тренд...

Провинциализация - это самое страшное, что может случиться с театром. Театр - априори имперский феномен. В крайнем случае - урбанистический. У нас конечно осталась еще память о периоде, условно говоря от Федоровского до Боровского (если не брать раньше, Серебряный век, Дягилев и тд), у нас есть классический балет, есть условная франшиза Замбелло или Дзеффирелли. Но это всё капитал, это не достижения.

Нужны новые идеи и новые имена.

Капитал может быстро иссякнуть.

Но большие идеи рождаются от диалога с другими большими идеями, не от желания сделать "современный театр как в Польше или Бельгии"...

Это уже вопрос ценностей.

Это слишком серьезный вопрос, это не для фейсбучной реплики. Но думать об этом нам всем надо...

Источник

Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x