: Блог: Чудо-двигатель
Авторский блог Проект Время-вперёд 10:29 8 мая 2019

Чудо-двигатель

Россия возвращается в элиту двигателестроения
12

Авиастроительная корпорация «Иркут» получила два первых отечественных двигателя ПД-14 и вместе с тем начато серийное производство двигателя «первого этапа» для истребителя нового поколения Су-57. Эти события значат ни много ни мало, а возвращение России в мировую элиту двигателестроения. С кем нам там предстоит конкурировать и почему именно по умению делать двигатели сегодня судят об уровне технологического развития стран – расскажем в этом выпуске.

Время технологий

Два первых отечественных двигателя ПД-14, предназначенных для установки на новейшие самолёты МС-21, переданы авиастроительной корпорации «Иркут». Кстати, на днях третий такой самолёт впервые совершил беспосадочный перелёт из Иркутска в Ульяновск. Всего изготовлено уже 16 таких двигателей. Значимость этого события легко оценить, если вспомнить, что это первый разработанный и созданный нашей промышленностью двигатель для гражданской авиации со времён СССР.

Сегодня в мире существует лишь 4 державы, способные производить авиадвигатели мирового класса – это США и Великобритания, а также Франция и Россия. Все остальные, включая Китай, Индию, Южную Корею и Японию делать это так и не научились. Двигатель является невероятно сложным продуктом, объединяющим тысячи технологий, многие из которых защищены патентами и просто засекречены. Недаром даже такой мастер копирования как Китай смог скопировать российский истребитель Су-27, но не его двигатель. Именно по умению создавать авиадвигатели полного цикла, а не ядерное оружие, сегодня судят об истинном уровне технологического развития той или иной страны.

Так что же за чудо-двигатель мы создали?

Время производства

Двигатель ПД-14 действительно содержит массу инноваций за счёт чего его эксплуатация обойдется на 17% дешевле действующих аналогов, а общая стоимость жизненного цикла снизится на 20%. Этому способствовала разработка нового жаропрочного сплава, легированного рением и рутением; использование композиционных материалов в конструкции двигателя и мотогондолы; создание полых титановых лопаток вентилятора двигателя. Для этих целей только при всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов было создано 25 новых малотоннажных производств.

ПД-14 –не просто современный двигатель пятого поколения. На базе его газогенератора будет создан ПД-8 взамен французскому двигателю на котором сейчас летают «Суперджэты», ПД-10 для самолета-амфибии Бе-200 взамен украинским Д-436, ПД-12 – для вертолётов, и самый мощный ПД-35 – для транспортного и пассажирского авиалайнеров.

Продолжим рассказ после разбора нашумевшей новости о сокращении производства самолётов и ракет.

Разбор полётов

Недавно в средствах массовой информации появилась новость о том, что в России катастрофически рухнуло производство самолётов, вертолётов и космической техники. Конечно же, она была подхвачена специфическими ресурсами и преподнесена как свидетельство слабости страны. Однако давайте разберёмся в чём дело.

Производство данных видов техники действительно сократилось – на 14% за 2018 год. Однако мало кто говорит, что до этого оно росло рекордными темпами 4 года подряд. Лишь единицы говорят о том, что несмотря на снижение в этом сегменте, в целом промышленное производство в 2018 году выросло на 2,9%, в том числе обрабатывающая промышленность — на 2,6%.

В чём же причина сокращения выпуска летательных аппаратов? На наш взгляд главная причина в прохождении пика гособоронзаказа. Если раньше Минобороны закупало до 100 боевых самолетов в год и почти столько же вертолётов, то сегодня объёмы сократились вдвое. Парк техники обновился и наращивать закупки просто незачем. Теперь предприятия переключаются на обслуживание выпущенной продукции и никакой катастрофы в этом нет и в помине.

Для тех, кто внимательно смотрит наши выпуски, это не стало новостью, ещё 2 года назад мы посвятили теме диверсификации оборонно-промышленного комплекса целый выпуск.

Время техники

А вот ещё одна позитивная новость – начато серийное производство двигателя «первого этапа» для истребителя нового поколения Су-57. В ходе опытно-конструкторских работ было построено уже 38 таких двигателей. Главной особенностью является электронная система автоматического управления, которая применена впервые в России и создана на отечественной элементной базе.

Новый двигатель позволяет Су-57 быть сверхманевренным и малозаметным. Не даром всё больше стран мира проявляют интерес к закупкам российского истребителя. Параллельно продолжается работа над двигателем «второго этапа», который будет намного превосходить предшественника.

Рынок мирового авиационного двигателестроения сегодня захвачен Великобританией и США. Россия и Франция следуют во втором эшелоне, но именно сейчас Россия сделала мощную заявку на глобальное лидерство. Главная борьба впереди, но то, что мы уже сделали, учитывая несравнимо меньшие чем у западных конкурентов ресурсы, достойно огромного уважения. Остальное – дело времени.

Время Человека

Среди всех героев Великой Отечественной Войны есть такие, чей подвиг в точности повторяет историю литературных или исторических персонажей. Так псковский крестьянин Матвей Кузьмин стал самым пожилым Героем Советского Союза. Его деревня была оккупирована фашистами, но в 1942 году сложилась угрожающая для них ситуация и враг решил нанести контрудар по позициям советских войск неподалёку. Это нужно было сделать скрытно и быстро, поэтому потребовался проводник из местных. Выбран был 83-летний Матвей Кузьмич, которому немцы пообещали богатую награду.

Старик согласился, но успел шепнуть сыну пару слов перед уходом. Всю ночь он водил фашистов по лесу в лютый мороз, изматывая, а вывел не к деревне, а к месту, которое указал сыну. Здесь их встретили советские бойцы, заранее подготовившие засаду. Отряд из нескольких десятков немецких егерей был разбит наголову. К сожалению, поняв, что план провалился, фашисты успели застрелить своего проводника.

Матвей Кузьмич повторил подвиг Ивана Сусанина и был награждён посмертно. В Москве на станции метро «Партизанская» ему установлен памятник.

Специально для нашего англоязычного проекта мы подготовили ролик о советских героях Великой Отечественной Войны. Пусть и наши иностранные зрители не забывают о том, кто спас мир от фашизма. Смотрите ролик по ссылке в описании.

Время смыслов

На этой неделе стало известно кто стоит за одним из самых популярных чернушных телеграм-каналов о России с говорящим названием «Сталингулаг». Им оказался прикованный к инвалидному креслу 26-летний Александр Горбунов. Каждый день через свой канал он транслировал в умы читателей одинаковые идеологические установки – о том, что в России всё плохо, жить невозможно, просвета нет, выхода нет, кругом грязь, обман и произвол.

Теперь, когда его личность раскрыта, Александр стал новым медийным героем. У него берут интервью иностранные издания, его публично поддержал Павел Дуров, его боготворят фанаты.

И, знаете, у нас нет вопросов к Горбунову, всё же он несчастный человек. Но у нас есть вопрос к обществу – как получилось, что поливание грязью собственной Родины, желчное и подлое враньё в её адрес стало самым востребованным товаром среди сотен тысяч наших сограждан? Как получилось, что на этом выросло уже целое поколение граждан, которым скоро воспитывать своих собственных детей? И какие идеалы они им передадут? Не случится ли так, что через всё это мы опять рухнем в яму социальных потрясений, а затем десятилетиями ценой подвига будем восстанавливать утраченное – производство двигателей, науку, даже саму страну?

Мы не знаем точного ответа. Но точно знаем, что сделаем всё возможное для исправления ситуации хотя бы в рамках нашего проекта.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Комментарии Написать свой комментарий
8 мая 2019 в 11:32

"Не случится ли так, что через всё это мы опять рухнем в яму социальных потрясений, а затем десятилетиями ценой подвига будем восстанавливать утраченное – производство двигателей, науку, даже саму страну?"

Думаю, что это - "Не случится ли так, что..." - это и есть главный вопрос.
Однако, мое мнение, что - не случится.

".... поливание грязью собственной Родины, желчное и подлое враньё в её адрес..." это очень скучное, утомительное занятие, оно изнуряет душу поливальщика. Куда такой изнуренный скорбью годится, на реальные поступки - выйти на митинг, разгромить администрацию, захватить ТВ-центр - они мало способны. Для действий нужны позитивные стимулы, - вера в светлое будущее, например.

Впрочем, дело темное,- для каких-то провокаций Всёпропало Путинслин пригодиться может. Как "жертва репрессий", например.

8 мая 2019 в 12:16

Нужно относиться к "поливанию" как к нормальному явлению. Ибо как устроить все хорошо, не зная что такое плохо?
Если все время говорить что все хорошо, не нужно ничего делать, всем - спать и не шевелиться, пока...
А вот что есть плохо, многие ошибаются, измеряя все в деньгах. Деньги - измеритель обмена. А как и на что обменять человека?
Значит, уровень хорошей жизни не в деньгах, владении большой собственностью, а чем-то другом...
Ответ - в изменениях жизни. Плохое рождает тягу к хорошему. Самое худшее - застой. Он у нас есть. Поэтому все злятся и ненавидят друг друга.
Как "соскочить" с тормозов? Нужно рисковать. Например, с 2020 г. сделать Россию Парламентской Республикой. Зачем нам Президент? Никто не знает, кроме Президента.
Не нужно "окучивать" народ партиями, губерниями и "русскоязычными". Каждый человек в России - просто человек!
Нужна новая политическая схема: один человек - один депутат. 150 млн. жителей - столько же депутатов, законодателей, судей и полицейских
. фермеров и студентов...
Думаете, это фантазия? Нет, это самостоятельность, самоответственность, самозанятость. Последняя уже есть. Остается применить остальное....

БН

8 мая 2019 в 12:52

Компьютеризация дала возможность простому человеку заглянуть *за кулисы*, а там он увидел, что вот этот мачо, проводник журавлей и укротитель тигров, просто банальный жулик, устроивший своим землякам в Питере геноцид в первой половине 90-х. Но вместо того, чтобы посадить его в тюрьму, его, наоборот, повысили. Но как ему верить, если материалы о его криминальных подвигах не опровергнуты, никого не привлекли за клевету, даже *Новую Газету*, которая результаты своего расследования печатала в бумажном варианте.
Это только одна из причин неверия людей власти и пока эти люди будут у власти, веры им не будет. А отсюда и вся безнадёга, если *царь не настоящий*.

8 мая 2019 в 14:28

Если Царь настоящий, бояре - не настоящие. Если Царь и бояре хорошие, слуги - ленивые... Что-то я не могу понять, где тут собака зарыта... БН

8 мая 2019 в 14:52

А как же насчёт безштокового двигателя Баландина -Зверева??
Частный случай, но ведь какую экономию сулит!
Так ведь препоны!!

8 мая 2019 в 17:22

Перешел по ссылке, почитал.

"Инновационность проекта ПД-14 состоит в том, что при его разработке удалось получить качественное изменение основных параметров рабочего режима двигателя. «Мы добились увеличения степени двухконтурности в два раза, повышения температуры газа перед турбиной на 100 К, до 1900 К, суммарной степени сжатия в компрессоре на 20%, до примерно 61%,— перечислял достижения Евгений Каблов.— Отдельно необходимо отметить разработку нового жаропрочного сплава, легированного рением и рутением; использование композиционных материалов в конструкции двигателя и мотогондолы; полые широкохордные титановые лопатки вентилятора двигателя»."

Если они реально дошли до 1900 градусов, то это прорыв.
Когда работа в МЭИ, там была тема ГТУ, немного вникал. Температура перед турбиной это важный показатель, это высокий КПД, экономичность. Правда при такой температуре повышается выбросы NOx, азот соединяется с кислородом, но это можно подавить. Проблема с охлаждением лопаток, - до 1000 градусов можно воздухом, но дальше водой... или керосином(?) Видимо на самолетах будут охлаждать керосином. Лопатки очень сложные, там сложная система каналов диаметром меньше миллиметра, материал с фантастическими свойствами, железо на таких температурах не выдерживает, там идет керамика и форма лопаток очень сложная.

Если наши научились делать такие лопатки, то это прорыв.

Будем надеяться, что теперь и для энергетики сделают машину.

8 мая 2019 в 18:41

Читаешь, "Время вперед", и охватывает радость от того, что все идет, в соответствии с планами, разработанными эффективными менеджерами и внедряемыми в жизнь, не менее эффективными собственникам. Это вам не отсталость прошлых, советских, времен, где инициативному, предприимчивому человеку, пытавшемуся внедрить самые передовые технологии, не было ходу... Слава, Богу времена изменились и Россия, наконец-то, не то, что на острие прогресса, но опережает его, на зависть всем остальным странам и народам планеты.

8 мая 2019 в 18:43

Ой, извините, в соответствии не с планами, пропади они пропадом, а с дорожной картой!

8 мая 2019 в 19:48

Повеселили. )))

Тырканье и имитация - вот и все их достижения. В СуперДжете отчётливо были явлены их достижения.

8 мая 2019 в 19:57

Они сами такими статейками показывают свою никчёмность и невозможность что либо делать. В чём же секрет? Вроде бы вот ведь реальное "достижение", якобы... А вот в чём секрет, я не скажу. Я, кстати, много секретов, которые на поверхности, уже не говорю. Пусть продолжают свою "агитацию" против себя же. Пусть сами себе могилку выкопают.

А вот не рой ямку другому... )))

9 мая 2019 в 12:07

Я, можно сказать, сам участвовал в таких "инновационных" проектах, а потому очень хорошо знаю им цену. В начале 0-х на нашей станции стали монтировать опытный газоперекачивающий агрегат(ГПА) с авиадвигателем АЛ-СТН в качестве привода. Потом прошла бурная рекламная компания этого двигателя, аналог которого стоит на Су-27. Двигатель был доработан под природный газ в качестве топлива. Во всех руковод. документах сообщалось, что данный двигатель на уровне лучших мировых образцов и его будут продавать во все страны. Правда, КПД этого дв-ля был высоким и достигал 36-38%. Но ресурс(а это главный параметр для ГПА) был меньше 500 час, что ничтожно мало.
На станцию привозили китайскую делегацию...
Самое страшное, что, потратив уйму денег, построили целый цех с 5-ю ГПА с подобными двигателями. Сейчас этот цех, практически, не работает, эпизодически включается на короткое время во время технол. остановок соседних станций. Спасает работу г-да только то, что ошиблись проектанты - оказалось, что цех не очень нужен и при включении его в работу производительность г-да почти не увеличивает. Да, и почему-то Газпром, несмотря на "достижения" рос. авиадвигателестроения, закупил оборудование для своего заводика в Подмосковье по производству лопаток для стационарных агрегатов в Германии.

9 мая 2019 в 12:08

Авиадвигатель АЛ-31СТН.