Авторский блог Олег Котолупов 16:17 30 января 2018

"Что несет России смена эпох?"

«Что несет России смена эпох?»

«Наша страна отстала от передовых

стран на 30-40 лет и если мы не

пройдем это расстояние за 10 лет, нас сомнут»

(И.В. Сталин, 1932 год)

Ученые давно установили волновую природу смены эпох. И если ранее длина волны-цикла смены проходила за столетия, то со временем – за десятилетия, а в наше время не более 30-40 лет.

Нынешняя смена эпох – это стремительное изменение мировой экономики, роботизация и автоматизация производств, перемещение их из регионов с дешевой рабочей силой в регионы близкие к рынкам потребления и целый ряд других глобальных перемен, что ведет к стремительному изменению сложившихся социальных норм и привычного уклада жизни человека на Земле.

В недалеком будущем производством будут заниматься роботы и искусственный интеллект. Впереди человечество ожидает электронная экономика. В то же время на смену глобализации приходит деглобализация. Стремительная смена эпохи усугубляет стоящие и в настоящее время вызовы перед людьми всей Земли.

Одной из серьезнейших проблем в мировой экономике является расслоение на супербогатых и недопустимо бедных, как среди государств, так и среди населения.

В настоящее время 50,1% мирового богатства сосредоточено в руках 1% населения, в то же время доходы 3,5 млр. самых бедных людей планеты не превышают 1,0 тысяч долларов США в год. И что самое тревожное, что к этой категории относится 70% трудоспособного населения, которые владеют только 2,7% совокупного дохода. В России благосостояние в расчете на каждого взрослого составляет 16,77 тысяч долларов, в мире 52,0 тысячи, а в ряде стран ЕС, Северной Америки, Австралии благосостояние на душу составляет свыше 100 тысяч. 10% наиболее богатых россиян владеют 77% богатств страны, а 90% населения – только 23%. Самое неприятное для России, что в ближайшую пятилетку расслоение на богатых и бедных будет только расти, хотя и так наша страна по этому показателю является мировым рекордсменом среди развитых и развивающихся государств. Такая плачевная ситуация складывается из-за того, что существующая в России социально-экономическая модель работает не в интересах народа и государства, а в интересах узкой прослойки правящего класса, состоящего из чиновников высшего уровня и богатейших собственников. Вот почему экономика Китая за 25 лет, начиная с 1990 года выросла в 13,5 раз, в России за это время на жалкие 11%, а с 2014 года в течение 3-х лет вообще регулярно сокращалась. Предполагаемый рост ВВП в 2017 году может составить 1,6-1,7%, но уже начиная с 2018 года прогнозируется его замедление до 1,4-1,5% вплоть до 2020 года. ВВП в настоящее время откатился на уровень 2012 года, зато цены для населения выросли в 1,5 раза. Обнищание российских семей с середины 2015 года до середины 2016 г., составило 14,4%, уступая лишь Украине у которой 19%. Реальные располагаемые доходы населения за последние 4 года упали на 11% и в 2017 году они откатились на уровень 2010 года. (Предлагаем читателю обратиться к задачам по повышению благосостояния населения, сформулированных в майских указах Президента и сравнить их с реальностью!) Курс доллара к рублю вырос почти в 2 раза. В тех же майских указах Президента ставилась задача к 2018 году увеличить производительность труда по сравнению с 2012 годом в 1,5 раза, фактически она откатилась к уровню 2010 года. В 2017 году ВВП России составил 1,3 трл. долларов США и это 13 место в мире, а ведь Президентом некогда ставилась задача войти в пятерку крупнейших экономик мира, но страна по этому показателю из года в год только деградирует. Поэтому ВВП России на душу населения составляет только 8,8 тысячи долларов США и это 72 место в мире.

Постоянно падает (все 2000-е годы) и уровень инноваций. Если в 2001 году он составлял 10,8%, в 2010 году – 10%, в 2016 году – 9,2%.

Неудивительно, что при всех названных показателях растет и число беднейших или просто нищих в стране (менее 5 долларов на человека в день), число которых в 2016 году достигло 13,2%, а количество бедных (менее 10 долларов на человека в день) – 43,2%. А это уже критические показатели, которые совершенно не зависят от стоимости нефти.

Все доходы, поступившие от продажи нефти по цене свыше 42 долларов за баррель поступают на счета ЦБ и это порядка 3 трл. рублей. Этих денег с лихвой хватило бы на выполнение недавней «просьбы» В. Путина к Правительству по увеличению бюджетного финансирования на 1,5-2% ВВП здравоохранения, образования и на инвестиционные проекты развития инфраструктуры.

Но Правительство сегодня изыскивает возможность решить просьбу Президента за счет кармана населения и затем доложить о выполнении поручения. Деньги, отложенные в ЦБ за счет бюджетного правила (крайне негативного правила для роста экономики) являются для Правительства «священной коровой».

И в то же время сумма неучтенных богатств России за 1990-2015 годы составила свыше 200% национального дохода страны. Свыше 1,0 трлн. долларов США выведено из России в банки иностранных государств, которые работают в интересах этих государств, а не нашей страны. Либеральный истэблишмент считает такую ситуацию нормальной и более того требует дальнейшей либерализации валютной политики на что очень охотно откликается Правительство.

Расчеты неравенства по формуле 3Д (доход, потребление, благосостояние) показывают вопиющее расслоение государств на богатых и бедных. И это в то время когда несколько десятилетий транснациональные корпорации переводили свои производства в страны с дешевой рабочей силой и тем самым эти развивающиеся экономики получали весьма серьезную помощь, как в своем развитии, так и в существенном сокращении безработицы.

Но, к сожалению, этих стран мир переживает бурную смену эпох, а в основе этой эпохи – роботизация, которая в свою очередь приводит к возврату ранее выведенных производств в США и Европу. В первую очередь это касается автомобилестроения и изготовления автозапчастей, легкой промышленности и некоторых других производств, у которых составляющая на перевозку по отношению к весу весьма значительная, а вот производство электроники может еще определенное время находится в странах с дешевой рабочей силой.

В настоящее время в Штатах Корея строит завод по производству 300 тысяч автомобилей в год. За счет роботизации и автоматизации на заводе планируется 3 тысячи рабочих мест. К примеру на Автовазе работают 40 тысяч человек и выпускается 172 тысячи автомобилей.

Процесс возвращения предприятий на вновь созданную роботизированную производственную базу принимает ускоренные обороты. Более того, уже Китай строит в США фабрику по пошиву легкой верхней одежды. Там, например, футболок будут производить порядка 23 млн. штук, а работать будут всего 400 человек (при необходимых при таком объеме на фабрике с современным оборудованием более 3 тысяч человек). Причем стоимость труда при изготовлении одной футболки при ручном производстве ранее в США составляла 7,5 долларов, на новой роботизированной фабрике – 0,33 доллара за штуку. При таких затратах на труд нет смысла держать производство в странах с дешевой рабочей силой, так как стоимость труда примерно одинакова, но зато производство становится намного ближе к рынкам потребления, за счет чего сокращаются расходы на логистику.

Или пример производства обуви. Подсчитано, что для выпуска 300 млн. пар обуви при сегодняшней технологии требуется 1,0 млн. рабочих, на роботизированном производстве менее 100 тысяч человек.

Процесс возврата промышленности в США и Европу идет с нарастающей скоростью. Так Штаты вплоть до 2016 года теряли до 220 тысяч рабочих мест, а в 2016 году создание новых рабочих мест превысило отток их в страны с дешевой рабочей силой и процесс бурно нарастает. Что послужило толчком для этого процесса? Конечно, повлияли субсидии и налоговые преференции для предприятий, возвращающихся в США, а также некоторое выравнивание зарплат, особенно в Китае, но основной толчок дала роботизация производства, что повысило конкурентоспособность американских и европейских товаров. Сыграла роль и сверхточная логистика, которая еще в 80-х годах прошлого столетия внедрялась в Японии под названием «Канбан» (на английском just in time). Немалое значение имеет замена многих деталей из металла на новые виды пластика продуктов нефтегазопереработки, в связи с бумом в сланцевой добыче нефти и газа в США.

Естественно, что возвращение производств в развитые страны не предполагает замену дешевой рабочей силы в странах Юго-Восточной Азии на дорогих американских или европейских рабочих. В основе возврата лежит роботизация производственных процессов, которая позволяет примерно в 10 раз увеличить производительность труда. Так благодаря роботизации и автоматизации выпуск автомобилей в США за последние 20 лет увеличился на 53% при сокращении занятых на 28%.

О том, что процесс роботизации и возвращения производств в развитые страны набирает обороты и носит глобальный характер, говорят следующие факторы: снижаются темпы роста мировой торговли, при росте мирового ВВП, сокращаются цепочки добавленной стоимости, происходит деиндустриализация стран с дешевой рабочей силой.

Как отмечают эксперты дальнейшее наращивание масштабов роботизации и соответствующего вывода производств из развивающихся стран неминуемо приведет к появлению высшей формы капитализма, как его уже назвали – суперкапитализма с супернеравенством, как среди государств, так и внутри них. Во-первых, объясняется это резким снижением доли трудовых доходов, которые будут стремиться к нулю, а доля доходов от капитала, наоборот, приблизится к 100%. Эту тенденцию легко можно показать на ранее приведенном примере с производством маек. При существующей технологии, где доля ручного труда велика, велика и доля трудового дохода, доходящая в США до 7,5 долларов за одну майку. При переводе производства на роботизацию, доля трудового дохода снижается до 0,33 доллара за майку. Почти все остальное, при тех же ценах на единицу продукции, является долей дохода на капитал. В развитых странах большинство производственных процессов будут выполнять роботы, а подавляющее большинство трудоспособного населения будет сидеть на пособии. Еще более массовая безработица ожидается в развивающихся странах, из которых будет выведено производство на родину происхождения инвестиционного капитала.

Массовая безработица и супернеравенство между странами и людьми могут статься самыми серьезными и опасными вызовами возникшие перед человечеством. Причем в целях сокращения безработицы пойти на увеличение объемов производства продукции – абсолютно тупиковый путь, так как сразу же процесс упрется в отсутствие достаточных рынков сбыта, а эта проблема неоднократно приводила к региональным и более масштабным войнам на Земле. Развитые страны уже обладают развитой инфраструктурой, поэтому решать проблему безработицы на пути развития инфраструктуры, по которому пошли США в 1929-32 гг., невозможно. Этот путь не возможен и для развивающихся стран, так как они не располагают достаточными средствами.

Как один из выходов назревающей ситуации многие развитые и некоторые развивающиеся страны обратили внимание на космос. Впереди человечество ожидает настоящая космическая гонка. За освоением космоса последует цивилизационный прорыв, превосходящий по значению все предыдущие эпохи и позволяющий решить большинство вызовов стоящих перед человечеством в настоящее время.

Если судить по числу прорывных космических технологий уверенное лидерство за Соединенными Штатами. В 2017 году из 5-ти таких технологий осуществленных человечеством, все 5 осуществлены Соединенными Штатами.

На 2018 год запланировано7-мь проектов технологических прорывов в освоении космоса. Их них 3 – США, 1 – Индия, 1 – Япония, 1 – Китай и 1 – Россия совместно с ФРГ. Планы до 2025 года предусматривают десятки проектов и только один – Россия совместно с Индией. Наша страна – наследница великой космической державы СССР, где был выведен в космос первый спутник и первый человек, откатывается на вторые, а порой и третьи роли. Космические программы постоянно режутся и сокращаются. Причиной тому служит отсутствие средств. Да и откуда им взяться, если при бедной экономике наши триллионы долларов работают за границей на чужие и чуждые нам государства, если в стране беспрецедентное хищение бюджетных средств, если по уровню коррупции Россия занимает 131 место в мире из 176 стран.

В настоящее время ко многим экспертам приходит понимание, что в связи с предстоящими вызовами и угрозами для человечества, связанные со сменой эпох, необходима новая социально-экономическая модель, которая не будет в услужении банков, корпораций, олигархов и политиков, а будет в услужении масс. Один из первых изложил свою программу действий в работе «Пришло время для нового экономического мышления», профессор Оксфордского университета Эрик Байнхокер. Как отмечает Э. Байнхокер 2008 год был годом финансового кризиса, а 2016-й стал годом политической катастрофы, годом краха последнего системного учения – неолиберализма. Ключевая мысль этого учения – любой индивид действует по принципу максимального прагматизма. Делая деньги из воздуха не надо развивать производство, не надо заботиться о трудящихся, не нужна бесплатная медицина и образование, когда выгоднее всё платное. Политики и чиновники должны существовать для блага трудящихся, а не наоборот. Все, что изложил Э. Байнхокер в своей фундаментальной работе подтверждает правильность и вечность учения К. Маркса и Ф. Энгельса.

Мир ищет новую социально-экономическую модель, которая позволит если уж не устранить, то хотя бы смягчить предстоящие угрозы, связанные со сменой эпох.

А что же наша страна? Не проспит ли она этот исторический сдвиг?

Судя по тем бодрым отчетам о каких-то мифических успехах в экономике, властьпридержащих вполне устраивает модель догоняющего роста. Но фактически российская экономика не догоняет развитые страны, а безнадежно отстает даже от своих партнеров по БРИКС.

Как ранее говорилось рост ВВП за 2017 год ожидается на уровне 1,6% – 1,7%, но начиная с 2018 года по 2020 год прогнозируется снижение до уровня 1,4%. И это в то время когда рост экономики Китая стабильно находится в районе 7%, Индии – в пределах двухзначных показателей, США – 3%, а глобальная экономика выросла на 3,9%. Понятно, что при такой «догоняющей модели» ожидать, кроме деградации экономики ничего не стоит.

Убеждены, что для форсированного выхода из системного кризиса необходимо на переходный период использовать мобилизационную модель экономики, что неоднократно подтверждалось успешной антикризисной деятельностью ряда государств. Через переходную модель – к смешанной планово-рыночной экономике, для чего авторами разработан механизм такого перехода без потрясений для страны и народа. Тезисно предложения изложены в брошюре «Антикризисный проект возрождения России» (пятое издание, дополненное) 2017 год.

Конкретную модель социально-экономического развития предложил на Всекитайском съезде КПК Председатель Си Цзиньпин в октябре 2017 года.

Он заявил, что «…целью китайского народа является построение коммунизма, потому что именно идея коммунизма позволила победить империализм, феодализм и бюрократический капитализм». Когда-то Китай перенимал опыт Советского Союза с учетом всех ошибок, а порой и преступных решений, допущенных партийным руководством. Сегодня пришло время трезво взглянуть российской власти на провалы действующей социально-экономической модели и взять на вооружение китайский опыт.

Учитывая крайне напряженное внешнеполитическое противостояние с Западом, нашей стране необходима прорывная модель экономики, которая позволит обеспечить достойный уровень жизни населения, достаточное финансирование здравоохранения, образования, науки и развитие инфраструктуры. Особое место должно быть отведено обороноспособности России и не сокращение финансирования, которого требуют либералы, а увеличения до уровня 100 млр. долларов США. Только в этом случае можно быть уверенным, что III Мировой войны не будет.

Только что-то нам интуиция и опыт подсказывают, что мы и далее будем надувать щеки от мнимых успехов и продолжать деградировать в рамках «догоняющей модели», потому что это устраивает правящую элиту.

д.э.н., профессор академии КАН д.с.н., профессор академии КАН

Котолупов О.А. Хриенко П.А.

1.0x