Авторский блог Алин Бельковский-младший 14:27 16 апреля 2017

Что мы не договариваем, когда обсуждаем недостатки нынешнего российского высшего образования…

Но, обращается к чиновникам в Центре с просьбой «не рубить сук, на котором сидите», ибо, задавив при помощи издаваемых Вами «документов по отчетности и всё «более совершенных» РПД» преподавателей вузов на местах, Вы подведете их (вузы) под сильное сокращение, а после этого и большинство из Вас (чиновников в Минобрнауке и Рособрнадзоре) окажется не нужным и попадет под сокращение… Принцип «не навреди» действует не только в медицине…

Мулюкин О.П., д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный изобретатель Российской Федерации, член Совета Самарского Профессорского Союза, Самара

Не будем перебирать известные негативные факты о разрушении по западным рецептам методологии обучения и воспитания российских учащихся, заложенной в основу советского образования, ключевой целью которого являлось воспитание творческой личности и патриота своей страны…

Оставим в стороне все беды, внесенные в наше образование вступлением России в Болонский процесс с выпуском бакалавров и магистров вместо успешно действующей в СССР системы подготовки в вузах инженеров-специалистов, выпускников техникумов в средне-специальном образовании и квалифицированных рабочих в разнопрофильных профессионально-технических училищах…

Оставим в стороне вопросы коррупции и необоснованно высокие «приработки» (помимо больших зарплат и премий) руководителей в системе образовательных учреждений России… Все о них знают, но терпят… Но терпят временно, ибо сейчас, по прошествии более 25 лет после развала в 1991 году Советского Союза руководство страны «вдруг неожиданно увидело», что в стране катастрофически не хватает высококвалифицированной рабочей силы, нет достойной смены среднетехническому персоналу, а выпускаемые вузами специалисты по уровню знаний и творческим навыкам существенно уступают инженерно-техническим работникам из советской эпохи, благодаря которым в стране созданы практически все нынешние материально-техническим ценностям и на научном заделе которых мы еще пока держимся в мировом научном сообществе…

Также оставим в стороне недовольство большей части российского научно-педагогического сообщества инициативой «сверху» по развалу РАН, необоснованным/губительным слиянием/укрупнением разнопрофильных вузов и других учебных заведений…

Речь о другом: остановимся на том, что мы порой не договариваем, а если и говорим, то очень деликатно, с оглядкой на возможную негативную реакцию чиновников от образования в Центре…

Не секрет, что учебный процесс в вузах полностью забюрократизирован и идет он в ущерб развитию творческих изысканий преподавателей и учащихся, так как «направляется» положениями официально узаконенных документов по «оказанию образовательных услуг», спущенных в вузы чиновниками из Минобнауки/Рособрнадзора, в которых пошагово расписаны временные нормы всех действий преподавателя на всем цикле работы со студентами, и по которым чиновниками осуществляется контроль за учебной деятельностью преподавателей вуза… Причем всем понятно, что преподаватели, не вписывающихся в установленные/регламентируемые нормы отчетности в забюрократизированных официальных документах и нормативы рабочих программ дисциплин (РПД) на конкретную специальность, руководством вуза должны наказываться …

Причем чиновниками сверху вводятся всё новые и новые поколения РПД, и преподаватели на местах вынуждены «плодить» все новые и новые «документы», штабелями забивающие полки кафедр и доставаемые оттуда лишь при очередной аттестации/аккредитации учреждения или при плановых/внеплановых проверках при приезде ответственных чиновников из Минобрнауки или Рособрнадзора…

На наш взгляд, абсолютно точно оценена абсурдность такого положения дел рядом интернет-пользователей, в частности в сообщении «Проверки качества образования теперь обращаются не на результаты работы, а на её процесс» [http://mel.fm/2017/04/15/quality 14.04.17]: «Контроль качества образования перестал оценивать знания и умения выпускников. Важен только процесс: работа преподавателя с бумагами и «пошаговое» описание того, чем он занимается» …

Детальный анализ «такого положения» представлена в ярком сообщении санкт-петербургского профессора Ивана Куриллы [https://www.facebook.com/ivan.kurilla.9/posts/10158348904230018 14.04.17], фрагменты из которого приведены ниже:

1. «Лет 15 назад в университеты пришла новая тогда мода - система контроля качества. Она появилась где-то в Европе и попала в Россию при изучении европейского опыта накануне присоединения страны к Болонскому процессу. Некоторые университеты создавали специальные отделы контроля качества, приглашали специальные фирмы проводить внешний аудит таких систем...Суть идеи была в том, чтобы контролировать не результат работы, то есть, для университета, не научные результаты и качество выпускников (не так важно, определять это качество через знания и умения или через компетенции), - а процесс» …

2. «Через пару лет (может быть, чуть побольше) системы контроля качества стали отмирать (кажется, само министерство образования перестало требовать от университетов чего-то подобного), и многие хотели вздохнуть»

3. «Но тут заработали новые подходы Рособрнадзора. Оказалось, что это ведомство внимательно отнеслось к наработкам «контроля качества» («а что, так можно было?») и сделало их сутью своей деятельности. Проверки качества образования ("образовательных услуг") теперь обращались не на результаты работы, а на ее процесс. Причем процессы измерялись не, скажем, присутствием проверяющего на занятии, а его работой с бумагами. От преподавателя начали требовать описывать свою работу «пошагово», - причем каждый шаг должен был быть описан специальным бюрократическим языком и соответствовать придуманным бюрократами «нормам».

Дальнейшее мы знаем.

Честно говоря, мне кажется, Рособрнадзор надо просто закрыть.

Закрыли же Роснаркоконтроль?» …

Очевидно, что профессор Иван Курилла слишком радикален при озвучивании последнего вопроса относительно Рособрнадзора?

Хотя вопрос бесспорно интересен с точки зрения руководства России по экономии ресурсов в масштабе всей страны, когда руководство вузов сбивает мелкие крохи в экономии вузовского бюджета за счет:

- отказа от расходов на снабжение сотрудников канцелярскими принадлежностями и перекладывание этих расходов на самих сотрудников, которые не могут похвастаться достойной зарплатой;

- лишения преподавателей командировочных выплат на участие и выступление с докладами на конференциях, хотя бы отечественных, а не зарубежных, что ещё более углубляет отставание их научного профессионализма от мирового уровня;

-сокращения последних кадров лаборантов, заведующих учебных лабораторий, документоведов и прочего младшего обслуживающего персонала, включая уборщиц, с перекладыванием канцелярской/печатной, курьерской и прочей неквалифицированной работы на плечи самих преподавателей;

- интенсификации до устрашающего максимума учебной нагрузки на преподавателей, требования от них «увеличения доли оказываемых платных образовательных услуг и привлечения в вузы дополнительных финансов за счет самостоятельного заключения хоз. договоров с предприятиями», что превращает преподавателей в «наемную, рабскую силу», не имеющую ни времени, ни сил, да и чего лукавить, и самого главного – желания на творчество и совершенствование своей научно-педагогической деятельности…

И в заключение отметим, что, в основе своей, профессорско-преподавательский состав российских вузов не столь кровожаден, чтобы предлагать Правительству вариант многомиллионного сокращения госбюджетных расходов за счет закрытия образовательной надстройки в лице Рособрнадзора, живущего за счет базиса – комплекса российских образовательных учреждений, и увольнения многотысячного коллектива этого учреждения…

Но, обращается к чиновникам в Центре с просьбой «не рубить сук, на котором сидите», ибо, задавив при помощи издаваемых Вами «документов по отчетности и всё «более совершенных» РПД» преподавателей вузов на местах, Вы подведете их (вузы) под сильное сокращение, а после этого и большинство из Вас (чиновников в Минобрнауке и Рособрнадзоре) окажется не нужным и попадет под сокращение

Принцип «не навреди» действует не только в медицине…

Источник: https://olegmulyukin.blogspot.ru/2017/04/blog-post_16.html 16.04.17

1.0x