Авторский блог Игорь Шумейко 20:17 16 октября 2018

«Честное комсомольское!»

29 октября исполняется 100 лет комсомолу (РКСМ —РЛКСМ — ВЛКСМ)

С конца 2017 г. в нескольких статьях я апробировал новые темы и идеи книги об истории комсомола. Мне предложили написать к его столетию книгу, "…но чтобы не обычный свод имён, дат, орденов комсомола, цитат — а в твоём "перезагрузочном" стиле". Взгляд на историю СССР через окуляры ВЛКСМ, молодёжной политики — это: оценка маршала Жукова, примеры судеб Юрия Гагарина и других героев, новое истолкование различий "шефства ВЛКСМ" над Военно-морским флотом (1922) и авиацией (1931). Судя по репликам на опубликованные фрагменты, неожиданное вышло сопоставление…

Рассказывая об ударных комсомольских стройках, студенческих строительных отрядах, я вспомнил давнюю беседу с философом Александром Зиновьевым, его знаменитую констатацию: "Целились в коммунизм, а попали в Россию". Так сокрушённо он выразил итог долгой антисоветской борьбы некоторых сограждан и — до прозрения в эмиграции — своей в том числе.

Вспоминаю: беседуя с настоящим философом, и сам становился немножечко Сократом, толичку Платоном. Настраивался на философское "познай себя", и вместо подбора какого-нибудь лихого вопроса вроде: "А с тем прицелом-выстрелом по коммунизму — вышел недолёт или перелёт?", — задумывался. Как трудно бывает порой отделить одну "цель" от другой. Как-то попросили прочитать лекцию студентам Гуманитарного университета — бывшей Высшей комсомольской школе (ВКШ), и, отыскивая нужный корпус, я увидел мемориальную табличку, примерно такую: "Здесь читал лекции А. Зиновьев". Ныне там действует "Зиновьевский клуб".

Вспомнилось это в беседе (уже воображаемой) с Егором Гайдаром, критиковавшим "ударные комсомольские стройки", БАМ: "Проект строительства Байкало-Амурской магистрали — характерный пример социалистической "стройки века". Дорогой, масштабный, романтический. Подкреплённый всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно бессмысленный".

В общем, понятно: критикам не нравился комсомольский, коммунистический антураж, "красные знамёна" над теми стройками… Так как Днепрогэс, БАМ подавались как "шаги к победе коммунизма", а её, как известно, не случилось, то и "экономически абсолютно бессмысленно".

Тут, вспомнив тезу Зиновьева, я и переиначил её: "Строили коммунизм, а построили Россию", — получив некую логическую закольцованность с исходником. Так и назвал главу "комсомольской" книжки.

Поправка: география тех строек охватила все пятнадцать республик, чьи золотые девы сошлись в Союзном хороводе у знаменитого фонтана. Кто-то, съездив на ВДНХ и пересчитав, возможно, смутится: "золотых союзных дев" — шестнадцать. Но до 1956 г. Карело-Финская республика была тоже Союзной. В Средней Азии: гигантские ГЭС, Канал им. Ленина, зазеленевшая Ферганская долина. Прибалтика (Новоталлинский порт), Украина (вся), Грузия, Азербайджан, Армения… Какие бы лозунги, портреты там ни развешивали на стенах, сами стены до сих пор made in USSR, так что цельтесь точнее!

Из послевоенных комсомольских строек в книге рассмотрел подробнее:

1. "Тюменский Север" — сырьевая, финансовая опора соцлагеря, "Варшавского договора", СССР, а сегодня — России.

Одна из форм поддержки друзей по соцлагерю: поставляемую по нефтепроводам "Дружба", "Дружба-2" западносибирскую нефть получали по самым "дружеским" ценам, рассчитывались своими товарами и перепродавали в Западную Европу за валюту. Здешние 500 нефтяных, газонефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений содержат 73% текущих разведанных запасов нефти России, 60% сырьевого потенциала России. Без сибирского нефтегаза, сегодня многие весьма успешные москвичи (журналисты, политики, политологи, аналитики, маркетологи) оказались бы в той же Молдавии, с топорами, лопатами и мётлами в руках.

В истории было два сравнимых по масштабу "нефтяных бума": в США и странах Персидского залива. Но западносибирский проходил в неизмеримо более сложных природных и климатических условиях и в более сжатые сроки. Сибирские морозы, летние тучи гнуса, тысячекилометровые болота, жизнь в балках и землянках. ЦК ВЛКСМ принял исторически значимое постановление "Об участии комсомольских организаций в освоении нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири". Комсомольцы составили особую касту строителей, нефтедобытчиков. Начальниками управлений становились в 25-27 лет, управляющими трестами — в 30-35. Население Сургута менее чем за два десятилетия выросло с шести до двухсот пятидесяти тысяч человек. Ноябрьска — с нуля до ста тысяч…

2. БАМ: опора страны, "зацепка" России за XXI век.

Как могла мелькнуть оценка "экономически бессмыслен"? Гадаю: может, считали, Транссиба хватит? Но возьмём даже один частный пункт, уголь, запасы которого несравнимо превосходят нефтегаз, продажа которого — выживание такой важной социальной группы, как шахтёры. Транссиб строился по нормативам 1903 г., радиусы закругления малые. (Проще говоря: дорога закладывает крутые виражи, в Забайкалье в окне видишь весь изогнутый состав — низкая скорость.) Стандарт насыпей начала XX века лимитирует вес состава, составы угля вызывают "ползуны". Транспортная "Стратегия-2030" планирует оставить Транссибу пассажирские перевозки, переведя тяжеловесные грузовые поезда на БАМ. Сегодня грузоперевозки в дальневосточные порты России растут на 24% ежегодно. Будущее уже не висит на одной "нитке" Транссиба, страна "приросла" новым громадным регионом.

Строили БАМ с запада, от Байкала — ВЛКСМ, с востока (от Амура) — военные железнодорожники (тоже в большинстве — комсомольцы). В апреле 1974 г. БАМ объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, но студенты, комсомольцы МИИТа, высадились на БАМ ещё в 1972-м, проведя сложнейшую подготовительную работу. Прямо с XVII съезда комсомола отряды добровольцев уезжали на БАМ. Всего 33 отряда направил ВЛКСМ, 45 000 человек.

***

Книга И. Шумейко "Век комсомола" (издательство "Вече") включена в Федеральную программу поддержки, поступит в продажу 18 октября.

1.0x