Сообщество «Салон» 00:00 2 января 2016

Человеческая комедия

Сатира, заложенная в пьесе Островского "Старый друг лучше новых двух", которая стала основой сценария, предстаёт не гоголевским фантасмагорическим кошмаром, но незлобивой констатацией. Любовь к простому человеку — редкое качество современных комедиографов, обычно имеющих мало представления о социальном срезе, который они пытаются описать. Крыжовников же скользит над пропастью русского народного менталитета, нисколько не пытаясь издеваться или пародировать искомый объект. Используя весь арсенал артхаусного кино, обычно решающего данную тему в острохарактерном ключе ужасов провинциального быта, Крыжовников создаёт тонкий чувственный народный гимн, оставляющий далеко позади в плане нарастающего оптимизма неоднозначный калейдоскоп энциклопедии русской жизни, показанный в гениальной дилогии "Горько!"

"Самый лучший день" (Россия, 2015, режиссёр — Жора Крыжовников, в ролях: Дмитрий Нагиев, Юлия Александрова, Ольга Серебкина, Инна Чурикова, Елена Яковлева, Михаил Боярский, Сергей Лавыгин).

Пётр Васютин (Дмитрий Нагиев) — честный инспектор ДПС в провинциальном местечке, в краю русских берёз и простодушного люда — завязывает с матёрым бытовым алкоголизмом и собирается жениться. Его избранница — "королева бензоколонки" Оля (Юлия Александрова), которую Пётр после полугода ухаживаний и бурных любовных утех наконец-то решается познакомить со своей мамой (Инна Чурикова), хозяйкой придорожного кафе и женщиной с характером. У Оли тоже есть мама (Елена Яковлева) — интеллигентная дама, на которую давно положил глаз немолодой гражданин Викентий (Владислав Ветров). Но накануне решающего вечера помолвки на служебную машину Васютина совершает наезд большой чёрный джип. За его рулём оказывается пьяная столичная звезда Алина Шёпот (Ольга Серябкина). Дабы не платить штраф, роковая женщина завлекает инспектора в загородный дом и соблазняет водкой. Ощутив подлинный прилив жизненных сил, выпивший Васютин пускается в загул и напрочь забывает о своих обязательствах. К парочке присоединяются друг-алкаш (Сергей Лавыгин) и папа-алкаш (Михаил Боярский). Пьяные похождения в компании заезжей персоны попадают на телешоу Малахова. Алина Шёпот объявляет на всю страну, что выходит замуж за Васютина. Тот в свою очередь, из-за утраты морального облика в глазах родного посёлка, лишается любимой работы. Окрылённая открывшимися перспективами переехать в Москву, мама Васютина собирает делегацию сватов. Периодически все поют и танцуют. Рюмка водки на столе. "Зеленоглазое такси". Тоска беспросветная. Драма экзистенциальная. Комедия невероятная.

Как говорил когда-то Чарли Чаплин: "За видимым миру смехом всегда должны быть видны невидимые миру слёзы", и кто только не транслировал эту цитату по случаю и без. Жора Крыжовников уже третий раз демонстрирует и смех, и слёзы, и горечь бытия, и сладость забвения. Замаскировав своё новое кино под личиной невиданного ранее жанра — "караоке-комедия" — он транслирует на всю страну болливудские традиции, микшируя терапевтические методы, жонглируя мирами и безднами русского подсознательного. Мало кто реально понимает подлинный смысл увиденного, но происходящему заворожённо внимают и, как говорят свидетели, — поют в зале вместе с экранными артистами. А всё потому, что в подкорке сознания народа обитают не только Рязанов с Гайдаем, но и всё та же вечная нарядная мишура "Зиты и Гиты". То, что герои облекают свои переживания в слова эстрадных хитов, сделано не только из-за желания эффектно развлечь, но и потому, что русскому человеку с песней идти по жизни легче и веселей. Музыка и алкоголь — вещи, понятные и близкие любому жителю отечественных равнин от Калининграда до Камчатки. Но наполнить новым смыслом знакомые до боли композиции, перезагрузить их подобно тому, как это сделано, к примеру, в номере "Зеленоглазое такси", который вообще имеет полнейшее право на отдельное существование, подвластно только по-настоящему большому художнику.

Сатира, заложенная в пьесе Островского "Старый друг лучше новых двух", которая стала основой сценария, предстаёт не гоголевским фантасмагорическим кошмаром, но незлобивой констатацией. Любовь к простому человеку — редкое качество современных комедиографов, обычно имеющих мало представления о социальном срезе, который они пытаются описать. Крыжовников же скользит над пропастью русского народного менталитета, нисколько не пытаясь издеваться или пародировать искомый объект. Используя весь арсенал артхаусного кино, обычно решающего данную тему в острохарактерном ключе ужасов провинциального быта, Крыжовников создаёт тонкий чувственный народный гимн, оставляющий далеко позади в плане нарастающего оптимизма неоднозначный калейдоскоп энциклопедии русской жизни, показанный в гениальной дилогии "Горько!". Здесь даже слабости героев — как это уже бывало у Данелии в его великом "Афоне" — даны с глубоким пониманием и неподдельным сочувствием. "Классовое неравенство здесь было во всякий век. Но мы-то с тобой понимаем, чего стоит простой человек". Этими словами из песни группы "Соломенные еноты" можно точно описать движущий лейтмотив "Самого лучшего дня", квинтэссенцию его смыслов. На свете живут добрые хорошие люди. Иногда они бывают несчастны. Но всё обязательно закончится хорошо. Нужно ли знать об этом мире что-то ещё?

Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x