Часто пробую свои силы в жанре некролога. Но о Высоцком не пишу уже много лет. Причина проста - о нём, как о любви, всё сказано. Чествование в России - через край, дважды в год - большой хор, встраиваться в который уже не имеет смысла. Высоцкий - великий русский поэт и актёр, стало уже аксиомой, доказывать которую не надо в очередной раз.
И не сказал бы и нынче ни слова, когда б не один нюансик. Красно-коричневые тянут ручки к Владимиру Семёновичу. Ребятки, но так же нельзя.
Их предшественники из 80х были не в пример понятливее. «Нашим современникам» не надо было задавать вопрос «Товарищ, вы поняли, КТО к вам пришёл?» После 1980 имя высоцкого старались не выпячивать. Была тёплая статья Роберта, были хорошие воспоминания Вениамина Смехова. Но толстые журнальчики ответили на смерть поэта прямо залпом ненависти, с несвойственными для того времени подробностями на тему «скорой помощи» и пр. Высоцкого изрядно обгадили Куняев и Астафьев.
Да и сейчас тот же Захар Прилепин прекрасно понимает, что к чему, и разряжается, периодически, пятиминутками ненависти к великому барду.
Но некоторые, калибром поменее, всё ещё испытывают разрыв шаблона. Привыкли, панимаиш, употреблять Высоцкого по водочку-селёдочку, а лучше за рулём. Идёт охота на волков- не заснёшь за баранкой.
«Да, был бы он с нами!»
Ага. Всенепременно. Жидомасонил бы и сталиниздил вместе с вами, к гадалке не ходи.
Понятно, что этот политический лагерь предельно нищ талантами, а из просто известных лиц - один Квачков. Хочется притянуть за уши хоть кого-то из великих.
Так КТО же к нам пришёл?
ЕВРЕЙ,
выросший в еврейской семье (вторая жена его отца, где он вырос, «на Большом каретном» - таки да)
«Зачем мне считаться шпаной и бандитом, не лучше ль пробраться мне в антисемиты» - это уже классика.
Отношение Владимира Семёновича к Израилю было ироничным («Мишка Шифман»). Но уехавшие гинекологи и дантисты для него были - НАШ народ. И уж совсем не переносил бард тех, «кто возит нашего Христа на встречу с Магометом» - «Потеряли истинную веру, больно мне за наш СССР, отберите орден у Насера, не подходит к ордену Насер!» «Где взять? У нас - любой второй в Туркмении айятолла и даже Хомейни»
Особое место в творчестве Высоцкого занимает тема Китая, точнее, тема Маоизма. Владимир Высоцкий посвятил этому целый цикл песен. Написано было в те годы, когда мировое левачьё поднимало Мао нма щит, а сталинизады в СССР уже нацеливали календарики на лобовые стёкла своих Запоров.
«Хунвейбины», «В Пекине очень мрачная погода...» «Мао Цзе Дун - большой шалун» - эта тема шире, ближневосточной политики. «Не ходите, дети, в школу, приходите бить крамолу»
«Знаю отлично я, как произносится, но что-то мне на язык неприличное просится.»
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАВИСТЬ
Высоцкий на дух не переносил гамнабыдло, носителей злобы и социального недоброжелательства. «За то ль я гиб и мёр в 17м году, чтоб частный собственник глумился в Жигулях.» «Вдруг мне навстречу нагло прёть капитализьм..»
«А у ней на окошке - герань, у неё - занавески в разводах, а у меня на окне - ни хИра, только старая пыль на комодах»
КОНСПИРОЛОЖЕСТВО
Канатчикова Дача исчерпала тему. Вроде бы о Бермудском треугольнике, но мы то с вами понимаем.
«Больно бьют по нашим душам голоса за тыщу миль, зря Америку не глушим, зря не давим Израиль…» «Это всё придумал Черчилль в восемнадцатом году...» - уже крылатая фраза.
Тут, участница форума говорит:
Я тоже часто глядя на гримасы нашей "новейшей" истории, думаю - жаль Высоцкого нет - сколько материала, уж он бы пригвоздил!
Да какие сомнения, конечно пригвоздил бы. И «про любимый лунный заговор», и про “антисемитскую шпану,” гвоздить ему, не перегвоздить.
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
Владимир Семёнович занимал абсолютно чёткую позицию по поводу культа личности и «пострадавших от Сталина» Сейчас пытаются слепить из него сталинизда. Стариков педалирует какое-то детское стихитоворение «на смерть Сталина», якобы принадлежещее перу Высоцкого. Было ему в 1953м году 15 лет, если не фейк, конечно.
Песня «Товарищ Сталин, вы большой учёный» принадлежит не Высоцкому,а Юзу, но Высоцкий очень часто её исполнял.
Пир продолжается. В зале шумно и весело. Вдруг один из гостей громко
спрашивает:
- Забудем ли мы выпить за нашего великого Сталина?
За столом воцаряется нехорошая тишина. Грузинская интеллигенция жестоко пострадала при Сталине, и, если некоторые люди относятся к нему с ностальгическим восхищением, хозяин дома, как и мы сами, считает его самым настоящим преступником.
Я беру тебя за руку и тихо прошу не устраивать скандала. Ты побледнел и белыми от ярости глазами смотришь на того человека. Хозяин торжественно берет рог из рук гостя и медленно его выпивает. И сильный мужской голос вдруг прорезает тишину, и за ним вступает стройный хор. Пением, точным и редкостным многоголосьем эти люди отвечают на упоминание о проклятых годах: голоса сливаются в звучную и страстную музыку, утверждая презрение к тирану, гармония мелодии отражает гармонию мыслей. Благодаря врожденному такту этих людей случайному гостю не удалось испортить нам праздник, и мы все еще сидим за столом, когда во дворе начинает петь петух.
Марина Влади. Владимир. Прерванный полёт.
Пусть много говорил белиберды
Наш тамада - вы тамаду не троньте, -
За Родину был тост алаверды,
За Сталина, - я думал - я на фронте.
И вот уж за столом никто не ест
И тамада над всем царит шерифом, -
Как будто бы двадцатый с чем-то съезд
Другой - двадцатый - объявляет мифом.
Пил тамада за город, за аул
И всех подряд хвалил с остервененьем, -
При этом он ни разу не икнул -
И я к нему проникся уваженьем.
Правда, был у тамады
Длинный тост алаверды
За него - вождя народов,
И за все его труды.
Мне тамада сказал, что я - родной,
Что если плохо мне - ему не спится, -
Потом спросил меня: "Ты кто такой?"
А я сказал: "Бандит и кровопийца".
ЗАПАДНИК
"Особенно яростно, активно ведет атаку на русскую культуру мировой сионизм, как зарубежный, так и внутренний. Широко практикуется протаскивание через кино, телевидение и печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру, противопоставление русского социалистическому. Симптоматично в этом смысле появление на советском экране фильма А. Митты «Как царь Петр арапа женил», в котором открыто унижается достоинство русской нации, оплевываются прогрессивные начинания Петра I, осмеиваются русская история и наш народ."
Из письма М.А.Шолохова Л.И.Брежневу 14 марта 1978 г.
В фильме В.С.Высоцкий играет главную роль.
(донос остался без ответа и последствий)
МЕТРОПОЛЕВЕЦ
Так «с кем бы он был бы»?
Высоцкий вошёл в литературу как один из авторов альманаха Метрополь. Это - и есть те люди, с которыми он был бы, доживи до перестройки: Андрей Битов, Юрий Кублановский, Юз Алешковский, Фазиль, Булат, Белла, Андрей Вознесенский. С ними бы и был.
Не с Макашовым-Баркашовым же.