Авторский блог Ольга Николаева 15:15 3 февраля 2016

Бжезинский: Как мы с Джимми Картером создали душманов

"Сожалеть, о чём? Эта секретная операция была превосходной идеей. Нам удалось заманить русских в афганскую ловушку, и вы хотите, чтобы я сожалел об этом?"

Бжезинский: Как мы с Джимми Картером создали душманов

Джеффри Сент-Клер, Александр Кокберн

Бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс в своих мемуарах [«Из тени»] утверждал, что американские спецслужбы начали помогать моджахедам в Афганистане за шесть месяцев до ввода советских войск. В то время вы были советником по национальной безопасности президента Картера. Таким образом, вы играли определённую роль в этом деле. Это так?

Бжезинский: Да. По официальной версии этой истории, помощь моджахедам со стороны США началась в 1980 году, то есть после ввода советских войск в Афганистан 24 декабря 1979 года. Но реальность, которая до сего момента хранилась в секрете, совершенно иная: 3 июля 1979 года президент Картер подписал первый приказ о тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле. В тот же день я написал записку президенту, в которой объяснял, что по моему мнению, эта помощь приведёт к советскому военному вмешательству.

Несмотря на этот риск, вы были сторонником этой тайной операции. Но возможно, вы сами желали вступления Советов в войну и надеялись спровоцировать это?

Бжезинский: Не совсем так. Мы не подталкивали русских к вмешательству, но намеренно увеличивали вероятность их вмешательства.

Когда Советы оправдывали ввод своих войск, говоря о своём намерении бороться против тайного вмешательства Соединённых Штатов в Афганистане, люди им не верили. Однако в принципе так оно и было. Вы не сожалеете об этом сегодня?

Бжезинский: Сожалеть, о чём? Эта секретная операция была превосходной идеей. Нам удалось заманить русских в афганскую ловушку, и вы хотите, чтобы я сожалел об этом? В тот день, когда русские официально пересекли границу, я написал президенту Картеру: теперь СССР получит свою вьетнамскую войну. И действительно, почти 10 лет Москва была вынуждена вести неподъёмную для правительства войну, этот конфликт привёл к слому морального духа и в конечном счёте к распаду советской империи.

И вы не сожалеете о поддержке исламского фундаментализма, о том, что снабжали оружием и обучали будущих террористов?

Бжезинский: Что важнее для истории мира? Талибаны или крах советской империи? Взбаламутить несколько мусульман, или освободить центральную Европу и закончить холодную войну?

Взбаламутить несколько мусульман? Но ведь постоянно говорится о том, что сегодня исламский фундаментализм представляет угрозу для мира.

Бжезинский: Вздор! Говорят, что у Запада была глобальная политика в отношении ислама. Это глупости. Глобального ислама нет. Ислам надо воспринимать рационально, без демагогии и эмоций. Это лидирующая мировая религия с 1.5 млрд верующих. Но что общего между фундаментализмом Саудовской Аравии, умеренным Марокко, милитаризмом Пакистана, про-западным Египтом или секуляризмом Центральной Азии? У них не больше общего, чем у христианских стран.

Источник Counter Punch

Перевод мой

1.0x