Авторский блог Иван Магрегор 13:56 16 октября 2017

Булат иль злато?

Проблематика лояльности системе людей из управленческого класса

Здравствуйте, дорогая принцесса Луна. Моей цивилизации раз за разом приходится страдать и терпеть лишения из-за предательства элиты в той или иной ее части. В истории не раз и не два процессы загнивания господствующего слоя приводили даже успешные и перспективные макросистемы к краху, и вопрос того как лучше всего мотивировать власть имущих на лояльность и порядочность так до сих пор и не решен. Два самых популярных метода до сих пор спорят друг с другом, и именно они верховодят в общественной дискуссии - булат или злато?

Булат силен в молодых головах, ибо действует гораздо нагляднее, быстрее и решительнее, даря незабываемое сладостное чувство справедливого возмездия. Посадить, расстрелять, уничтожить, запугать, чтобы от звонка среди ночи тут же наступал энурез и диарея одновременно - это основной лейтмотив методик Булата. Сказать честно и по справедливости, большую часть исторического времени большинство представителей господствующего слоя человечия независимо от народов и форм правлений без сомнений заслужили свои семь лет расстрела еще в начале карьеры, уже не говоря про средину ее или конец. Тем не менее, моя задача состоит не в том чтобы испытать эмоцию, но в том чтобы добиться результата, и потому оценим Булат именно с этих позиций. Он действительно может очень быстро менять поведение людей в нужную сторону, в конце-концов боль и страх являются самыми сильными эмоциями для среднестатистического человека. Тем не менее, уже в среднесрочной перспективе Булат сталкивается с очевидными негативными последствиями:

= из-под палки хорошо и качественно работать будут очень немногие
= большинство из них в очень скором времени возненавидят того кто держит палку, и будет активно искать пути его уйти, вступив в альянс хоть с чертом лысым, уже не говоря друг про друга

В более умудренных опытом головах, в которых юношеский задор успел угаснуть, царит Злато. Люди поступают так как им выгодно, они будут лояльны системе если им это будет выгодно, они будут заботиться о стратегических целях системы если они смогут передать свои социальные позиции и капиталы своим потомкам - это стандартные логические операторы Злата. И действительно, большинство человечия стремится приумножить свое состояние и обеспечить потомство, ради этого оно готово работать усердно и на совесть, и руку дающего, в отличии от руки бьющей, ненавидеть не станет и даже в некоторых ситуациях будет ее даже защищать. Тем не менее, Злато так же сталкивается с большими проблемами, правда, в отличии от Булата, честно признающего свои недостатки, Злато всеми силами старается их замолчать:

= кто-то извне может предложить конкретной группе элиты куш больший чем может ей выделить собственная система
= люди далеко не всегда действуют исходя из своей выгоды, гораздо больше они подвержены действию других эмоций, часто-густо очень невыгодных в перспективе
= большинство людей предпочитает урвать небольшой, но легкий куш сейчас, чем тяжело трудится ради куша большого, но зато послезавтра

И главный дефект обоих методов - это невозможность самопожертвования, т.е. сознательного отказа элитариев от своего влияния, выгоды, авторитета, социального положения и даже жизни ради блага системы. И в логике Булата, и в логике Золота это совершенно невозможные, глупые и неразумные мотивации, и в то же время это зачастую единственное поведение элиты, которое может обеспечить выживание и развитие системы, а любое другое будет означать ее системный кризис и катастрофы. Ни Булат, ни Злато не могут дать ответа что же делать в такой ситуации, хоть эти ситуации совершенно не эксклюзивные в истории, а в истории русской цивилизации так и вообще происходят почти перманентно.

***
- Все куплю! - Сказало Злато.
- Все возьму, - Сказал Булат.
И только Слово промолчало и незаметно усмехнулось: инструментам совершенно необязательно знать что они лишь инструменты, и тем более им не нужно знать чьими именно инструментами они являются, паче если оные чванливы и горделивы.

***

Лишь достигнув мудрости, некоторые люди начинают осознавать силу Слова. Методики Слова - это идеи, мечты, образы будущего, понятия правильного и неправильного, важного и пустого, доброго и злого. Слово способно устанавливать правила и желания, ради достижения которых человек готов прилагать усилия. Представители элиты, ведомые идеей, могут жертвовать своими интересами и собой ради нее и ради системы, которая с этой идеей отождествляется. И в те периоды истории, когда в элите русской цивилизации было достаточно людей, ведомых методами Слова, мощь системы, ее развитие и прорывы были беспрецедентными, и пример таких достижений будоражит умы людей и поныне. Тем не менее, как и у предыдущих методов, Слово также имеет свои недостатки:

= если Слово не развивается, не реагирует на новые знания и новые ситуации, а превращается в догму, то оно со временем утрачивает свою актуальность, и не только не помогает системе, но и может ей мешать
= люди - прекрасные имитаторы, и могут внешне очень успешно имитировать свою идейность ради карьеры

До недавнего времени качественно отличить имитаторов от идейных у человечия не было особых инструментальных возможностей, а ради колбасы, привилегий и ощущения доминантности в систему управления готовы идти толпы колбасников-имитаторов, лая лозунги какие угодно. Причем гораздо громче и усерднее истинных идейных, которые тяготятся излишним вниманием и предпочитают заниматься чем-то полезным, а не интриговать и мимикрировать. Впрочем, во второй половине ХХ века начали появляться психотропы, при помощи которых можно было хоть как-то ковыряться в разуме и узнавать истинные мотивации, но до сих пор эта методика не особо благотворно сказывается на мозгах, и часто-густо серьезно повреждает оные, что для управленцев неприемлемо. Тем не менее, с развитием науки и техники реалистичная возможность отделить идейных, сподвижников и фанатиков от колбасников, доминаторов и стяжателей таки появилась, и вместе с оной возможностью всплыло много крайне занимательных и архиважных для социального конструирования моментов.

двойной клик - редактировать изображение

Социальное и иерархическое поведение людей не идентично. В примитивной желтушной "психологической" литературе сейчас верховодит разделение видов этого поведения на альфа, бета, гамма и омега, соответствующих определенному уровню доминантности, где например, альфа - эгоцентричные доминанты, органически неспособные действовать в интересах других. Реальность оказалась куда более сложной, ибо это "классическое" разделение касается лишь одного из типов социализации - вертикального (пирамидального). Самих типов социализации оказалось довольно много, и что более важно, эти типы социализации обеспечиваются разными гормональными цепочками и рецепторными механизмами мозга, т.е. речь идет о различиях не столько на уровне воспитания, сколько на уровне конструкции мозга! Тут мы сталкиваемся с очень неприятной ситуацией, когда можно условно констатировать наличие в человеческой популяции как бы разных "подвидов" (в кавычках, потому что генетически жестко это не наследуется, и среди потомства одних "подвидов" без проблем появляются другие, хоть и с меньшей вероятностью), которые совершенно по разному выстраивают социальные отношения. Несмотря на множество вариантов, основных таких "подвидов", которые опираются на разные схемы гормонального регулирования, на сегодня три:

= вертикалы - уже знакомые нам классические пирамиды альфа, бета, гамма и омега
= горизонталы - общинный и коллективистский тип социализации
= сетевики - проектный тип социализации

Вертикальный тип социализации является самым древним, пригоден для социализации и успешного функционирования малых социальных групп, не превышающих среднее племя древних людей, как правило где-то в районе числа Данбара (150 особей). При превышении этого количества социум сталкивается с кучей негативных побочных эффектов, т.к. базируется этот тип социализации на эгоцентризме, а основной его мотивацией является доминантность в самых разных ее проявлениях от бытового или системного садизма до стяжательства и демонстративного потребления. Благодаря тому что все эволюционные новшества в Х-хромосому записываются с известными задержками (в природе 15-40 тыс. лет), вертикальный тип социализации является на сегодня превалирующим для женской части человечества.

Горизонтальный тип социализации начал появляться в человеческих популяциях более-менее заметно только после неолитической революции (около 10 тыс. лет назад), когда человеческие общества в достаточной мере укрупнились, и появилась потребность регуляции отношений без прямых социальных связей. Этот тип социализации делает упор на социальное одобрение, которое во многом замещает мотивацию доминантности и идет с ней в плотной связке, а эгоцентризм заменяет коллективизмом, чувством плеча, взаимопомощи. Это эволюционно гораздо более продвинутый тип социализации, ибо на его основе можно скомпоновать гораздо более крупные, организованные и успешные социумы чем на базе вертикального: если для вертикального типа социализации западлом будет действовать ради блага общины, то для горизонтального типа западлом будет действовать во вред ей. Только при горизонтальном типе социализации появляется такое понятие как героизм, справедливость и самопожертвование ради Родины и общины.

Сетевой тип социализации самый эволюционно продвинутый, и в то же время самый малочисленный в человеческой среде, ибо стал более-менее заметно появляться только в осевое время (2,5 тыс. лет назад), т.е. когда крупные общины перешли к полисному проживанию, и связан он именно с этим. В осевое время обособленно живущие популяции (общины) начали массово смешиваться в полисах, которые разрослись целой сетью торговых маршрутов и сложных организационных форм, общинные типы социализации уже не могли скрепить собой столь сложную систему, и требовалась какая-то иная форма групповой идентификации. Она появилась на уровне идей, философских концепций и проектного целеполагания, на основании которых впоследствии возникали религии и социальные проекты, в том числе и глобальные. Благодаря этому типу социализации можно конструировать глобальные сетевые сообщества, со сложными и сверхсложными организационными формами, включая модульные и плавающие. Этот тип социализации породил понятие героизма ради идеи, сподвижничества, фанатизма, и люди именно с таким типом социализации являются теми самыми истинными идейными, готовыми умирать ради идеи и общего блага (как они его понимают) на арене Колизея, закрывать своим телом ДОТы и бросаться с гранатой под танки.

Подвид вертикалов в элите будет действовать исключительно из эгоцентричных соображений. Их иногда можно будет на время принудить работать во благо общества методами Булата, но тогда они тут же начнут искать пути чтобы выйти из подчинения или разрушить систему, которая не позволяет им развернуться во всю ширь павианьей души. Иногда их можно принудить работать на благо общества методами Злата, но тогда более крупные, богатые и развитые системы смогут их без труда перекупить (зачастую лишь обещаниями), или же их аппетиты разрастутся настолько, что они высосут досуха собственную социальную систему, блокируя развитие и провоцируя деградацию. А к методам Слова вертикалы будут совершенно безразличны, хоть и могут имитировать выполнение каких угодно ритуалов. Горизонталами воспринимаются как хитрожопые проныры, сетевиками - как отбросы рода человеческого, которые не заслуживают ничего кроме кнута или пули. Как ни странно, в сверхмалых социумах, которые пронизаны социальными связями (армейское подразделение, малая фирма, банда) вертикалы могут действовать ради его блага если этот малый социум они осознают как свою стаю, т.е. верикалы пригодны в качестве нижнего управленческого звена, поднимать их выше смертельно опасно для социума.

Подвид горизонталов в элите готов честно работать ради блага других, методы Булата воспринимает как неизбежность, готов нести ответственность и считает что по заслугам если социум поддерживает эти правила, хорошо мотивируется методами Злата, но готов отказаться от выгоды если это вредит социуму, и готов частично воспринимать методы Слова, но интересы социума и цели Слова понимает в довольно ограниченном масштабе. Вертикалами воспринимаются как лохи и объект грабежа, сетевиками воспринимаются как прилежные рабочие лошадки с ограниченным пониманием, о которых нужно заботиться, но вожжи чтобы направлять к светлому будущему держать нужно крепко. Как правило, понимание "своей общины" у горизонталов касается крупного коллектива предприятия, ведомства, района или в лучшем случае области или округа, более крупные социальные системы горизонталы в качестве "своей общины" чаще всего не воспринимают, и любят противопоставлять "свою общину" (предприятие, отрасль, ведомство, край) остальным составляющим и модулям социальной системы, считая их конкурентами, а не партнерами. Например, под руководством горизонталов госбезопасность может устраивать грызню с армейцами или МВД (конкуренты их общине), или какая-то республика или федеральный округ начинают перетягивать одеяло на себя, не интересуясь общесистемной ситуацией. Горизонталы - прекрасные управленцы среднего звена, но нужно понимать порог "их общины", и не выпускать их за пределы биологически обусловленной компетенции.

Подвид сетевиков в элите готов самоотверженно работать ради общего блага и Великого Добра(с) (как он их понимает), воспринимая систему в целом и осознавая ее высший приоритет. Сетевики очень слабо восприимчивы к методам Булата и Злата, и хоть в целом на тот свет вперед батьки не стремятся, и покушать вкусно совсем не против, но ради общего блага (как они его понимают) и идеи легко идут на смерть, страдания, и без особых напрягов могут ходить нищими ради духа с гордо поднятой головой (в отличии от членов их семей). Горизонталы воспринимают сетевиков в зависимости от успехов как чудаков или святых, вертикалы воспринимают сетевиков как непредсказуемых и крайне опасных беспредельщиков и отморозков. Высшая элита, состоящая из сетевиков, способна управлять сколь угодно большим и сложным социумом в его интересах, никогда не предает, и способна подвигнуть свои социумы на беспримерное развитие и процветание если будет руководствоваться верным и уместным Словом. Правда, если это Слово будет неверным и ошибочным, то и угробить всех человеков ради Великого Добра(с) для сетевиков вообще не вопрос. Сетевики - идеальные руководители для высших эшелонов власти начиная с областного уровня, но мелкие, не глобальные и несложные объекты управления им часто неинтересны, отчего они часто относятся к ним халатно и разгильдяйски.

В этом свете совершенно другими красками начинает играть теория классовой борьбы, ибо на поверку это борьба не столько классов, сколько "подвидов", типов социализации: вертикального - грабительского, индивидуалистического, эксплуататорского; горизонтального - общинного, коллективистского, патриархального; и сетевого - идейного, прорывного, глобального. Поэтому с классами такая неразбериха: горизонтал, даже будучи капиталистом или феодалом, все равно будет заботиться о своих рабочих или крепостных, и не будет врубать грабительскую эксплуатацию на максимум, оставляя им достаточно для развития, сетевик будет стараться освобождать и просвещать своих рабочих и крестьян, добиваться в сенатах и думах прав для них, а вертикал даже будучи внизу социальной пирамиды будет стремиться щемить и эксплуатировать окружающих, лишь бы силенок хватило. Разделение на эксплуататоров и эксплуатируемых носит не столько социальную, классовую, сколько биологическую природу!С уничтожением капиталистов как класса сами эксплуататоры никуда не деваются, и вертикалы-эксплуататоры будут так же спокойно грабить социалистическую страну и общество в качестве государственного аппарата, как они делали это будучи капиталистами или феодалами. Это зависит не столько от формы собственности на средства производства, сколько от "подвида", из которого состоит элита и система управления. Это вскрывает всю губительность ставки на стяжателей, барыг и конкретных пацанов в качестве элиты, и единственное спасение как для нас, так и для всего человечества - это ставка на общинников, сподвижников и фанатиков.

Уже сейчас уровень развития науки позволяет нам создавать приборы и технологии, благодаря которым мы сможем объективно оценивать тип социализации человека - вертикальный, горизонтальный или сетевой, - исходя из гормональных схем мозга, его конструкции и структуры. Эти знания позволят нам искусственно конструировать элиту невероятных качеств и силы, элиту, которая не предает, не вырождается, перманентно действует в интересах всего социума и цивилизации, которая способна на самоотверженный труд и самопожертвование веками и тысячелетиями. Элиту, которая будет достойна великого проекта Империума, и будет с честью вести человечество лучшим из путей - путем Гармонии. Всегда верный, дорогая принцесса, чешу вас за ушком.

двойной клик - редактировать изображение

1.0x