Авторский блог Александр Тюрин 16:02 14 мая 2019

Блокада Ленинграда. Крысиная возня вокруг подвига

Разоблачаем фейк о том, что якобы в городе было полно еды, а коммунисты ее прятали

Проблемой Ленинграда было крайне неудачное военно-стратегическое положение - близость к границам, оторванность от сырьевых и топливных баз, а также сельскохозяйственных районов; огромное население: на 60-ой параллели нет другого города с таким количеством жителей (3 млн. чел на начало 1941), к которым еще добавилиcь и эвакуированные из Прибалтики и Ленобласти (около полумиллиона); структура населения, в которой дети и иждивенцы составляли свыше 38% горожан. Вероломное нападение Германии на СССР, а вместе с ней и всего гитлеровского евросоюза в июне 1941, определило трагическую и славную судьбу Ленинграда в этой войне.

С 8 сентября вокруг города по суше замкнулось кольцо блокады, осуществляемой немецкими и финскими войсками с участием испанских и других европейских добровольческих подразделений. С этого времени, вплоть до прорыва блокады в январе 1943, снабжение города и эвакуация населения могли осуществляться только через Ладожское озеро с его штормами, ледоставом и ледоходом (что также требовало постройки портовых сооружений и подъездных путей), под обстрелами и бомбежками врага. Но даже и ладожская Дорога жизни с начала ноября 1941 по начало января 1942 не могла нормально функционировать. Тогда немцы и финны едва не создали второе кольцо блокады. Вермахт взял Тихвин и тихвинский железнодорожный узел, а финские войска форсировали Свирь, двигаясь немецким войскам навстречу. И только Тихвинская наступательная операция советских войск предотвратила катастрофу. Железная дорога Тихвин - Волхов была восстановлена и открыта для движения с 2 января 1942.

В случае же, если б немцы соединились с финнами севернее Тихвина, Ленинград бы гарантированно вымер со всем населением, и вся северная группировка вражеских войск (а здесь находилось до 20-25% всего гитлеровского воинства) двинулась бы к Москве, в демографический и промышленный центр России. Что означало бы гибель страны.

В связи с празднованием 9 мая началось активное интернет-мельтешение проплаченных нетоварищей, которые гонят всякую туфту насчет того, что советское правительство якобы хотело уморить ленинградцев голодом и прятало от них еду. Но, собственно, всего один архивный документ опровергает эту гнусненькую выдумку.

В сборнике архивных документов «Ленинград в осаде» (доступен в сети https://blockade.spbarchives.ru) читаем «Информационную записку о работе городской конторы Всесоюзного объединения «Центрзаготзерно» за II полугодие 1941 г. — о хлебных ресурсах Ленинграда». https://blockade.spbarchives.ru/section_4/document_99.html (На изображении - первая страница документа, далее смотри по ссылке.)

двойной клик - редактировать изображение

Документ дает подробные данные о хлебных ресурсах города в начале войны, в начале блокады и на 1 января 1942 г.

На 1 июля 1941 г. на складах «Заготзерна» и Мелькомбинатов имелось муки 25842 тонны, крупы 10082 тонны, овса и ячменя - 4350 тонн. На мелькомбинатах им. Кирова и им. Ленина еще 7307 тонн.

Эти запасы, за вычетом текущего снабжения Армии и Флота, обеспечивали Ленинград мукой на 2 недели, овсом на 3 недели, крупой на 2,5 месяца.

Был прекращен экспорт зерна через ленинградские портовые элеваторы. Его остаток на 1 июля увеличил хлебные запасы города на 40625 тонн.

Были возвращены в Ленинградский порт направлявшиеся в иностранные порты суда с экспортным зерном. Это дало 21922 тонн зерна и 1327 тонн муки.

Были приняты меры по ускоренной доставке в Ленинград зерна по железной дороге.

В результате, до установления блокады, в город доставлено 62 000 тонн зерна, муки и крупы.

На Бадаевских складах во время бомбежки 8 сентября 1941 г. сгорело около 3 тыс. т муки, которой хватило бы городу на 8 дней.

Наличие основных пищевых товаров на 12 сентября составляло:

Хлебное зерно и мука - на 35 дней. Крупа и макароны - на 30 дней. Мясо и мясопродукты - на 33 дня. Жиры - на 45 дней.

Данные запасы позволяли лишь до ноября избегать голодных норм выдачи продовольствия.

С восстановлением работы тихвинского железнодорожного узла возобновилось снабжение города - по ледовой трассе, проходящей по Ладожскому озеру. 10 января 1942 г. появилось «Распоряжение Совнаркома СССР о помощи Ленинграду продовольствием». Согласно ему соответствующие наркоматы обязывались отгрузить блокированному городу в январе 18 тыс. тонн муки и 10 тыс. тонн крупы (сверх отгруженных по состоянию на 5 января 1942 г. 48 тыс. тонн муки и 4122 тонн крупы). Ленинград получал также из разных областей СССР дополнительно, сверх установленных ранее лимитов, мясо, растительное и животное масло, сахар, рыбу, концентраты и другие продукты.

Всего же по Ледовой дороге до 24 апреля 1942 года Ленинград принял более 360000 тонн грузов, в основном продовольствия и фуража. Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни за весь период её действия, составило свыше 1615000 тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1376000 человек. С июня 1942 действовал бензопровод, проложенный по дну Ладожского озера и снабжавший город топливом, а с сентября был проложен также через озеро электрический кабель, поставлявший в город электроэнергию.

Источники:
- https://blockade.spbarchives.ru Ленинград в осаде. АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
- Ленинград в осаде: сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войне, 1941-1944. СПб 1995
- https://vuzlit.ru/364329/blokada_leningrada_hronologiya_sobytiy

1.0x