Авторский блог Роман Илющенко 16:17 18 апреля 2019

Битва за души

прот. Андрей Хвыля-Олинтер об опасности сектантства

Тема сектантского проникновение в Россию и в частности в её силовые структуры недостаточно исследована. Лишь не так давно стали раздаваться тревожные сигналы специалистов о растущем влиянии сторонников деструктивных культов, в т.ч. в ВС России.

Как лучше распознать их адепта, в чём опасность сектантства – расскажет полковник внутренней службы в отставке, кандидат юридических наук, доцент Академии управления МВД РФ, академик Всемирной академии наук Комплексной безопасности, протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер.

двойной клик - редактировать изображение

Человек – три в одном

- Разоблачить сектантов непросто, при том, что исповедуемые ими религиозно-философские системы носят разрушительный характер. Это мы можем наблюдать на Украине, Ливии, Сирии, других странах – жертвах цветных революций, где они играют весьма заметную деструктивную роль. В России сектанты наносят урон прежде всего нашей ментальности, составляющей ядро русской цивилизации, традиционного общества, разрушая его изнутри.

Как отметил в одном из своих выступлений президент Российской Федерации В. Путин: «При решении управленческих вопросов… мы… должны руководствоваться здравым смыслом. Но этот здравый смысл должен быть основан на моральных принципах. Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей …». Ясно, что говорил лидер России о традиционных религиозных ценностях.

Чтоб лучше понять проблематику вопроса, надо за отправную точку признать аксиому, что человек – существо триединое, состоящее из известного нам тела и практически слабо исследованных таинственных частей: души и духа, ведущих свою очень богатую и насыщенную жизнь, о которой мы можем зачастую и не подозревать.

Основа любого общества – люди, и их духовные позиции определяют всю жизнь социума. Во всех сферах человек что-то созидает и использует, исходя из своих конкретных духовных идеалов. Особенно важно поддерживать позитивные духовные идеалы (долг, честь, совесть, сознательность, патриотизм…) среди военнослужащих.

Духовное здоровье человека способствует позитивным процессам в самом человеке, на службе, в семье. А духовные болезни наоборот ведут к личным, семейным, общественным трагедиям. Кроме того, в духовном мире действуют свои объективные законы, нарушение которых приводит к деструктивным процессам на всех уровнях человеческого бытия.

Подобных примеров в нашей жизни, благодаря развитой системе информационного оповещения, очень много. Последний из них – расстрел в мечети Крайстчерча, совершённый, как раз, сектантским фанатиком - на мой взгляд к тому же ещё и психически нездоровым человеком.

Официальные статистические исследования (Левада-центр, опрос проведен 17 декабря 2012) показывают, что религиозное пространство России в целом распределено следующим образом: к православным относят себя 72,6%; к мусульманам, буддистам, иудеям – 6,3%; к атеистам – 7,3%; к иным христианским ветвям – 1,2%.

Солнце или Луна?

Состояние духовности российского общества (в том числе и в ВС) зависит от качества духовно-религиозного пространства России, правовой и духовной культуры, правопорядка, гражданственности, патриотизма, сознательности российских граждан, степени их консолидации вокруг традиционных духовных и нравственных ценностей. Это отражено и закреплено в российском праве и законодательстве.

В частности, в Определении Конституционного суда Российской Федерации (Постановление от 23 ноября 1999 г. N 16-п) сказано: «Государство вправе предусмотреть … преграды, с тем чтобы …, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать … деятельности …, если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам …».

Россия – светское, демократическое государство. Но некоторыми это понимается ошибочно, что ведет к отрицанию и присутствию в их жизни не только религии и её атрибутов, но и её влияния на практически все стороны и уклад традиционной жизни общества. К сожалению, игнорируя вклад религиозных систем в социальную жизнь, некоторые граждане нашей страны относятся к этому явлению, как Козьма Прутков воспринимал значимость Солнца. На вопрос о том, что важнее, Солнце или Луна, он ответил, что, конечно, Луна. Ведь Солнце итак светит днем, когда светло, зато Луна помогает ночью ориентироваться.

Таким образом, фундаментальную положительную роль, прежде всего – традиционного Православия, а затем традиционного Ислама и традиционного Буддизма в становление и развитие (в том числе на современном этапе истории), нашего государства, в формирование самосознания, культуры и языка наших народов, нравственности и правосознания, эти граждане как бы не замечают. А они бесспорны.

Абсолютизация «свободы совести» привела к появлению ложно понимаемого «светского» государства, декларативно отделенного от всех религиозных систем. Современное широкое толкование «светского» государства фактически признает его как идеал безличной внерелигиозности, безверия и обездушивания, механизированности государственных институтов и ВС в т.ч. При этом военнослужащий воспринимается, словно запрограммированный уставами и приказами бездушный автомат, что не соответствует действительности. И это способствует, например, процветанию двойной морали, допустим такой популярной установке: «То, что не запрещено законами – разрешено».

А при попытках помощников командиров по работе с верующими военнослужащими устранить этот дисбаланс, зачастую наблюдается неоправданное опасение, что этим якобы будет нарушаться «свобода совести» солдат и офицеров. На этом обычно спекулируют защитники вседозволенности в духовной сфере и адепты всяческих деструктивных культов.

По данным Министерства юстиции Российской Федерации, по состоянию на 21 февраля 2019 года запрещена деятельность 72 объединений (здесь не учтены их многочисленные низовые подразделения), которые признаны экстремистскими, из них 40% религиозных и 45% националистических – которые обычно также имеют явную религиозную мотивацию.

Не всё новое – хорошо забытое…

Сразу отметим, что различные религиозные системы имеют неодинаковые, часто противоположные взгляды на право, власть и нравственность. Например, православные убеждены, что любая государственная власть – попускается или благословляется Богом, а иеговисты (секта, запрещённая в России) учат, что вся нынешняя светская власть, будто бы – от сатаны. Существуют религиозные системы, как правило, сектантского толка, считающие, что государственное и все остальное право должно соответствовать их вероучениям, имеющим свои священные, всеобъемлющие и незыблемые социальные законы (Шариат, Талмуд, законы Ману, масонские установления и т.п.).

Некоторые религиозные системы и псевдорелигиозные движения придают онтологическое основание злу, считая его как-бы реально существующим, так же, как, например, существует электромагнитное поле, но при этом приравнивая зло к добру или даже возвышая над ним. Подобные выводы они делают также в отношении смерти и жизни. Известны культы, открыто поклоняющиеся злу, что имеет весьма негативное значение для национальной и конституционной безопасности, и в первую очередь – ее духовной составляющей, поскольку в данные группировки вовлекаются юные и неокрепшие души, своей непосредственностью и непониманием роли в сатанинских игрищах заражающие сверстников участием якобы в их духовном образовании в «кружке» избранных.

Таким образом, опасность представляют не созидательные традиционные конфессии, а отколовшиеся от них общины, именуемые сектами. Но время не стоит на месте, базовые конфессии не только ширяться и разрастаются, но раскалываются, дробятся. Среди возникших новых сект и религиозных культов есть те, которые следует отнести к Новым религиозным движениям (сокращённо НРД — это религиозные или духовные объединения, зародившееся недавно или не получившая общественного признания в качестве религии, деноминации или «церкви».

НРД отличает от традиционных культов то, что определяющую роль в нём играет не фактический духовный, правовой и нравственный, а хронологический аспект. Такие духовно-социальные качества как «духовная истинность», «духовная законность», доказательственность, «культуро - созидание», «государство созидание» и иные здесь игнорируются. Сам термин «НРД» считается академическим и «нейтральным» и был введён в научный обиход лишь в XX веке в противопоставление терминам «секта» или «культ», чтоб скрыть их сущность. И родился он в США – фактической родине большинства сект и новых «церквей», часть которых сегодня запрещена в России.

Многие секты и культы НРД разрушают естественное гармоническое состояние личности: духовное, психическое и физическое, что можно определить, как тотальную деструктивность отдельного лица, но также они прямо и агрессивно посягают на созидательные традиции и нормы, сложившиеся социальные структуры, культуру, вероисповедания, порядок и общество в целом. Деструктивность культов (сект) проявляет себя также в сфере отношений, регулируемых моралью и правом.

В социальном аспекте сектой можно назвать организацию или группу лиц, замкнувшихся в своих интересах, не совпадающих с интересами общества, или безразличных, или противоречащих им. Одной из характерных особенностей сект является утопичность и эклектичность их учений. Неизбежным следствием сектантства становится искажение жизни секты и ее адептов в мире, захват этим искажением ее сторонников, проявление различных форм деструктивности, в том числе экзальтации, экстремизма, аморальности и беззаконности. А также терроризма…

Источники и стимулы безнравственности и правонарушений в среде религиозных движений различны. Здесь проявляются и глубоко личные мотивировки, и разного плана интересы отдельных адептов и групп, зачастую – шкурнические и лукавые (а иногда и патологически болезненные). Правонарушители такого рода периодически появляются в любых социальных слоях, проникая и в ВС. Но глубинные, стратегические по последствиям особенности деструктивных культов кроются в основах их вероучений и мировоззрений.

Негативными чертами, стимулирующими криминальный характер действующих в России деструктивных религиозных сект являются: отсутствие внутренних ограничений; стремление к мировому господству; агрессивность поведения; неразборчивость в методах достижения цели; стремление создать свой якобы идеальный положительный внешний образ в среде дезориентированного в своих социальных бедах обывателя; борьба с традиционными созидательными вероисповеданиями и традиционной этнокультурой; враждебность к государству как к таковому и конкретно России в особенности; безоглядная деятельность в поддержку «свободы совести» и всякого рода «обиженных»; спекуляции вокруг науки, разума и здравого смысла.

В книге «Экспансия» (Трофимчук Н. А., Свищев М. П. Экспансия, Кафедра религиоведения РАГС при Президенте РФ. – М.: Изд-во РАГС, 2000.) в частности отмечено, что «В антироссийских акциях участвуют зарубежные и местные миссионеры, новые религиозные организации. Из США, Германии, Южной Кореи, Франции, Польши, Турции, Саудовской Аравии, Ганы, Канады, в сорока субъектах Российской Федерации с 1999г. работали тысячи миссионеров, ежемесячно группами по 25-35 человек в отдельные края, области высаживался очередной нео-духовный «десант»». И сейчас в России (как и на Украине) по-прежнему реализуется операция «Троянский конь», официально получившая такое наименование в Госдепе США.

«Умом Россию не понять…»

Для командиров и особенно офицеров структур Главпура важной должна стать прежде всего правовая оценка религиозных объединений, адепты которой могут оказаться среди подчинённых. Увы, многие военнослужащие, особенно офицерский, командный состав, не понимая или не зная значимых особенностей наших традиционных религиозных систем, путая их зачастую с сектантскими, могут совершить серьёзные ошибки, влекущие за собой тяжёлые последствия. Поэтому знание ключевых характеристик религиозного мира офицерам ВС необходимо прежде всего для решения управленческих, кадровых и даже боевых задач.

Следует признать, что таких специалистов в системе обучения и подготовки МО не готовят. Но этим занимаются несколько специальных учебных центров, созданных на базе вузов традиционных конфессий. Например, Центра духовного образования военнослужащих (ЦДОВ) при Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университет, который окончил мой соавтор.

При оценке влияния на правовое и нравственное сознание любые вероучительные, духовные, мировоззренческие системы попадают в области духовно-нравственного пространства. Конечно, необходимо принимать во внимание не только открытые, но, прежде всего, ключевые аспекты знаний и учений внутренних уровней и кругов посвящения в культах. В сектах эти сведения нередко утаиваются от непосвященных, а, зачастую, и от рядовых адептов. Лишь очень незначительное количество религиозных объединений (например, Православие) принципиально не имеет тайных уровней и учений. Немаловажны также особенности различных толкований вероучений.

В сектах, в отличие от традиционных созидательных религий, изначально заложены какие-либо извращения, прежде всего – подмена любви и иных положительных ориентиров духовно-нравственными лозунгами, чувственной экзальтацией и тоталитарной организацией всей внутренней жизни. В их учениях неизбежно появляются злоупотребления методами управления толпой, театрализованные ритуалы, увлечение психотехникой и НЛП, духовный бизнес и практика искусственного духовного опьянения (в корне отличающиеся, к примеру, от православного устоя ведения «трезвенного» образа жизни). В жизни подобных культов возникают серьезные негативные социальные, духовные, психические, этические и правовые (преимущественно криминологические) последствия.

Исследователи насчитывают в современной России сотни только официально известных образований, относимых к подобным группам. Прежде всего, это сатанисты и все, близкие к ним, а также демонические движения, оккультно-мистические учения, открыто или скрыто признающие в качестве одного из своих кумиров зло как реальную сущность. Симптоматично, что в России основным своим врагом сатанисты считают Православие, и лишь затем в объекты их нападения попадают другие традиционные созидательные религиозные системы.

Наряду с деструктивными культами, имеющими в своей основе всё же «местную прописку» – это прежде всего неоязыческие секты, идёт активное проникновение нетрадиционных для России религиозных мировоззрений из-за рубежа. Среди них известные религиозные объединения, существующие на территории России сотни лет, и поэтому считающие себя старожилами и традиционалами.

Это, например, протестантские и неопротестантские конфессии и деноминации: харизматы, баптисты, адвентисты, пятидесятники и т.п., основанные, как правило, в США. (К слову, секретарь СНБ Украины Александр Турчинов относит себя к баптистам, а Дональд Трамп – к евангелистам – пятидесятникам – Р.И.). Однако эти образования не внесли никакого сколь-либо заметного и устойчивого вклада в историю, традиции, культуру, язык и самосознание российских народностей и государства. Потому что в естестве своем эти направления чужеродны органике сознания русского человека.

Для человека русской культуры и духа, описанного классиками отечественной литературы А.С.Пушкиным, Н.В.Гоголем, Ф.М.Достоевским, Ф.И.Тютчевым, настоящая вера – отнюдь не только рациональное знание, что является определяющим для людей западного мировосприятия. Это - огромное чувство, феномен, не нуждающийся ни в каких доказательствах (также как человеку не нужно доказательство его собственного бытия). Это единственный вариант абсолютного знания, ибо любое знание, выведенное из логики, можно подвергнуть сомнению. И только вера несомненна и основана на фактах. Христиане, не искавшие логического оправдания веры, стали верующими по сути и по духу. Верующими и верными, а не только знающими.

Понимая это, наш президент и Верховный главнокомандующий В.В.Путин как-то сказал: «…традиционные конфессии Российской Федерации, и ядерный щит России являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться – и сегодня, и в будущем – и к тому, и к другому».

1.0x