Сообщество «Партия измены» 00:00 4 декабря 2014

Битва за историю

Древлеправославное прочтение Символа веры "и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася" (а не "новое" "…и Марии Девы, и вочеловечшася" также подтверждает Предвечное, а не только историческое (в Палестине) Рожество Сына Божия.
1

К сожалению, по ряду обстоятельств нам придется на некоторое время прервать последовательное изложение темы соотношения Православия и (до)(вне)христианских воззрений наших предков. Надеясь на возможное — хотя бы частичное — возвращение к этим вопросам через некоторое время, подведем предварительный итог — возможно, поспешный.

Вера в Пресвятую Троицу изначально присуща нашим предкам, причем фигура Второй Ипостаси — Предвечного Сына Божьего — на данный момент более всего прояснена. Отчасти понятно и то, как именовали, разумеется, прообразовательно, древние Русы и Славяне Бога Отца. Это имя — Сварог. Если Даждьбог — Сварожич — солнце, то его отец — небо. "Как видим — пишет М.Л.Серяков — изначальное славянское языческое представление о Небе как об отце обладало настолько большой силой, что не только сохранилось на протяжении тысячелетия после насаждения новой веры, но и трансформировало под себя в народном сознании основной догмат чужой религии". Что бы ни думал по этому поводу сам Серяков, речь идет о том, что сущностно представления о Небе как Отце и о Небесном Отце ("иже еси нанебесех" ) нисколько не противоречат друг другу, и никакого "навязывания" здесь не было, даже если и было (бы) в чем-то другом.

Сварога именовали также Родом. Часто Род — отец Сварога, и тогда в некоторых версиях" Голубиной Книги уже после 988 года Сварога ( а не Даждьбога) прямо именовали Христом. Наиболее полный свод этих духовных стихов дан в книге П. Бессонова "Калъки перехожiе", 2 т., 1863 г . Род — Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, "Вседержитель, иже единъ безмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице доухъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды — и въ томъ ражаются дети…", упомянут в поучениях против язычества "О вдохновении Святаго Духа", "Слове об идолах", "Слово Исайи пророка", рукописи Четьи Минеи, приведенных, в частности, у С.И. Смирнова ("Древнерусский духовник", М, 1913). Даже в епитимийниках XV-XVI вв ( а значительная их часть составлена в рамках "доминиканского кружка" "хорвата Вениамина" при святителе Новгородском Геннадии (1410 — 1505) или под его влиянием), не всегда оказывается ясно, идет ли речь о библейском Творце или о Роде-Свароге ( "сварганить" ведь также означает "создать", "сотворить".. Там, где речь идет собственно о идолах — все ясно с так сказать, "негативной коннотацией", а далее…

Однако самым сложным является вопрос о третьей ипостаси "первобытного Триглава". Разумеется, здесь нет и не может быть прямых параллелей с неизреченной Православной Троицей, но лишь обстоятельства Ея восприятия древним человеком. Тем не менее… "Первым по значимости, — продолжает М.Л.Серяков, — является образ Неба как супруга Матери-Земли, и потому мы имеем право связать с ним те упоминания Неба, которые встречаются нам в русской традиции, о чем прямо говорится в русских народных заклятьях: “ты, Небо — отец, ты, Земля-мать!" (см. тж. Афанасьев А.Н." "Поэтические воззрения славян на природу", т.3). Мать-Земля часто — Рода или Лада, иногда Макошь, и — в редких случаях — "Птица МатрСва (Матерь Света)"

"Лада — Женская ипостась Рода, Супруга Сварога. Богородица Лада — Матерь богов; — утверждает справочно-энциклопедический источник — Она же — Рожаница, "Матерь-Родиха"… Позднее, уже после крещения Руси, Ее приравняли к христианской Богородице".

Это, однако, неточно. Речь скорее может идти именно по пред-чувствовании Духа Святаго: "Дух Святый найдет на Тя, и Сила Вышняго осенит Тя", — говорит Архангел Деве. (Лк.1:35). Дух, в недрах коего уже — и вечно — есть Предвечный Сын. Земля же есть образ как Духа (голубки, Roakh, птицы) , так и Богородицы: "В Духов день Земля-именинница". "Земле благая, благословенная Богоневесто" — обращение к Богородице уже прямо из канона Ей.

Древлеправославное прочтение Символа веры "и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася" (а не "новое" "…и Марии Девы, и вочеловечшася" также подтверждает Предвечное, а не только историческое (в Палестине) Рожество Сына Божия.

Эти древнейшие представления нашли отражение в рассказе Хромоножки из романа Ф.М Достоевского "Бесы: "А тем временем и шепни мне, из церкви выходя, одна наша старица, на покаянии у нас жила за пророчество: „Богородица что есть, как мнишь?“ — „Великая мать, отвечаю, упование рода человеческого“. — „Так, говорит, Богородица — великая мать сыра земля есть, и великая в том для человека заключается радость"

Первая мать — Пресвятая Богородица,

Вторая мать — сыра земля —

из тех же песен калик перехожих (от Калита, calice — Чаша )

Русский Север. Ладога. Старая Ладога.

Но есть ли все это ключ к именованию северной, новгородской земли Землей Святой Софии?

Разумеется, все это требует отдельных исследований.

Илл. Старорусская икона Божией Матери Умиление (XIII в)

 

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой