Авторский блог Владимир Карпец 04:00 28 декабря 2011

Битва за историю

<p>Информационно-аналитическая служба «Русская линия» сообщила о том, что 8 декабря в Москве состоялось освящение часовни в честь Святого Благоверного великомученика Царя Иоанна Васильевича. Материал редакция РНЛ получила от пресс-службы Русского культурно-просветительного фонда имени Святителя Василия Великого. </p>
0

Информационно-аналитическая служба «Русская линия» сообщила о том, что 8 декабря в Москве состоялось освящение часовни в честь Святого Благоверного великомученика Царя Иоанна Васильевича. Материал редакция РНЛ получила от пресс-службы Русского культурно-просветительного фонда имени Святителя Василия Великого.

Правда о деяниях Царя Иоанна Васильевича Грозного сегодня все более торит себе путь. Ведь именно он расширил пространство нашей страны более чем в два раза (во многом до сегодняшних пределов), присоединив к России Заволжье, Северный Кавказ; утвердил русскую власть в Западной Сибири; разгромил Ливонский орден; отразил наступление на Россию большинства стран Северной, Центральной и Южной Европы, Крымского Хана, Османской Империи; ввел на Руси книгопечатанье; создал выборную систему земского управления и Соборного управления страной, улучшив положение крестьянского люда и ограничив боярское самовластие. Земское и губное самоуправление в годы правления Царя Иоанна остаются до сих пор самым демократическим способом управления (именно при Самодержавном Царе) в истории России, включая Россию сегодняшнюю. В последние годы все это подробно раскрыто в книгах сугубо академических историков, таких, как А.Н. Боханов («Царь Иоанн IV Грозный», 2008) и И.Я. Фроянов («Драма Русской истории», 2007).

Cегодня практически точно известно число жертв политической борьбы в царствование Иоанна Грозного — от трех до четырех тысяч человек. XVI век был вообще самым кровавым в политической истории Европы. Общеизвестно сравнение: в Варфоломеевскую ночь погибло две тысячи человек в Париже и около тридцати тысяч — по всей Франции. Опричнина была прежде всего формой политического управления в условиях чрезвычайной ситуации, а опричное войско почти всё полегло во время битвы при Молодях 1572 г, едва ли не большей по масштабам, чем знаменитая Куликовская (эти факты упорно замалчиваются). Историки В.Г. Манягин («Правда Грозного Царя», 2003), С.В. Фомин («Грозный Царь Иван Васильевич», 2009) и другие опровергли версии об убийстве Царем своего сына Ивана и преп. Корнилия Печерского, и по царскому приказу — святителя Филиппа, внедренные в основном в ходе никоновой реформы.

Все более очевидны и церковные заслуги Государя: он продолжил разгром ереси жидовствующих, при нем Стоглавый Собор утвердил правила жизни Русской Церкви и церковный чин, по его инициативе было прославлено множество святых, он сам складывал каноны и стихиры. Любимый многими «аргумент» о «семи браках» Царя тоже разрушен: три царские жены были отравлены, и Освященным Собором Царю был дозволен четвертый брак, но при этом он до конца жизни держал строгую епитимию. На смертном одре Царь принял великую схиму. Двое царских сыновей — Феодор и Димитрий — прославлены в сонме Святых.

Начиная с конца 90-х, растет движение за прославление благоверного Царя Иоанна в лике святых. Поддержки высшей иерархии оно не получило. От начала ХХ века большинство русского епископата стоит в целом на позициях, условно, христианской демократии: в центре — Патриарх, государственное руководство — коллективное (зерно этого было заронено еще при Никоне). Это и было причиной поддержки иерархами Февраля. «Все прекрасно знают, — сказал в своем комментарии на освящение часовни протоиерей Всеволод Чаплин. — что Иван Грозный не канонизирован Православной Церковью… И на то были свои веские причины, так что решение принято, и оно не является случайным, а продуманным».

Однако напомним: Царь Иоанн еще в начале XVII в. считался местночтимым святым. В святцах Коряжемского монастыря 1624 г. под датой 11 июня говорится об «обретении телеси Царя Иоанна». Сохранились и иконы Царя. На протяжении столетий по молитвам к нему совершались многочисленные чудеса. Народное предание называло Царя Иоанна «заступником в неправом суде». В Архангельском соборе Московского Кремля, в конце XIX-начале XX века, было принято служить панихиды царю Иоанну и обращаться к нему в молитвах. Настоятель этого собора, известный протоиерей Валентин Амфитеатров, вел запись чудес, совершенных по молитвам к Царю Иоанну. В Православии, в отличие от католицизма, народное почитание первично. Слово «канонизация» появилось недавно. Правильно — «прославление».

Возражения прот. Всеволода Чаплина связаны еще и с тем, что освящение часовни было совершено вне лона РПЦ. На наш взгляд, к этому следует отнестись спокойно. Раскол Русской Церкви XX века еще нельзя считать окончательно преодоленным, как и тем более раскол века XVII-го. Наличие апостольского преемства есть главный критерий церковной легитимности. Хотя на этот счет есть и иные мнения. Но есть и такое: Русскую Церковь объединит Русский Царь. В этом случае фигура Иоанна IV приобретает особое значение. Воздержимся от окончательных суждений — будущее парадоксально. Но именно потому так важно внимание к тем личностям, которые столь долго были оклеветаны, оболганы или замолчаны. Это тоже — битва за историю.

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой