Авторский блог Николай Волынский 00:01 1 мая 2018

«Безнадежные войны» Якова Кедми (Казакова)

Бывший гражданин СССР, а нынче гражданин и ветеран спецслужб Израиля Яков Кедми в короткое время стал одной из самых популярных фигур на российском телевидении, да и в газетах.

Бывший гражданин СССР, а нынче гражданин и ветеран спецслужб Израиля Яков Кедми в короткое время стал одной из самых популярных фигур на российском телевидении, да и в газетах. Его экспертные высказывания по разным политическим, геополитическим и историческим проблемам всегда логичны, жестки, нелицеприятны.

Он неизменно вызывает изжогу не только у русских демокрадов и либерастов. И не потому лишь, что аргументация Я. Кедми непробиваема. Главное, отчего Кедми им ненавистен, – его откровенная и постоянная прорусская позиция. Яков Иосифович не просто симпатизирует России, ее многострадальному народу. Он принимает близко к сердцу проблемы и трудности России, искренне радуется ее успехам (увы, пока незначительным!). Надеется, как и все мы, что Россия справится с последствиями катастрофы 1991 года, а ее долгосрочные правители перестанут лакействовать перед Западом, прикрываясь патриотическими фразами. И прекратят 20-летний разбой – перманентный грабеж собственного народа, причем, прекратят не только на пресс-конференциях и в телевизоре, но и на деле, в жизни.

Казалось бы, странно ожидать подобных умонастроений от недавнего директора спецслужбы «Натив», еще недавно самой засекреченной в Израиле. Сегодня уже известно, чем занимался Кедми, – репатриацией евреев из СССР. И, как в любой спецслужбе, в ход у «Натива» шли разные методы, в том числе и сомнительные – на взгляд человека, не состоящего в штате «Натива». То есть, прямо говоря, Я. Кедми на своем невидимом фронте воевал против СССР. Сам Кедми, если исходить из его разных высказываний, со мной не согласился бы, а, не сомневаюсь, сказал несколько по-иному, примерно так: «Не против СССР работал Кедми, а за Израиль. Нам чужого не надо, свое бы получить…»

Но вот сегодня, если бы он не был патриотом Израиля, его, безусловно, можно назвать патриотом России.

Вот уж парадокс.

Впрочем, узнав о нем побольше, приходишь к выводу, что в этом человеке вполне могут уживаться оба благородных чувства.

Откуда это в нем?

Лучше всех о Якове Кедми (он же Яков Казаков по советскому паспорту) может рассказать он сам.

Предлагаю несколько цитат из его автобиографической книги «Безнадежные войны».

«…ПОТОМ МЫ мы поехали к дому [в Москве], из которого я уезжал в Израиль девятнадцать лет назад. Я смотрел на окна нашей квартиры, побродил по двору, такому знакомому и, несмотря на это, уже чужому. Посмотрел на играющих во дворе детей и увидел в них себя, когда мне было столько же, сколько им. Как будто ничего не изменилось и через несколько минут я поднимусь домой после дворовых игр. Только деревья сильно выросли. На скамейках сидели бабушки в платочках, как и раньше, только незнакомые мне. Они с любопытством и подозрением, как и тогда, смотрели на чужого мужчину, который ходит, как лунатик, по двору, на вид – иностранец…

Я пошел в свою школу. Я не стал заходить в здание, а направился в пришкольный сад. Увидел большие деревья – и меня охватило волнение. Мои деревья!

Эти деревья я посадил в земле Москвы, в столице России, и их корни, как и мои, глубоко в этой земле. И кто бы ни властвовал здесь, – никто, никакой режим не сможет разорвать эту связь!»

«…В ТЕЧЕНИЕ всей жизни я привык постоянно все переоценивать заново. Верен ли тот путь, который я выбрал, и ведет ли он к справедливой цели? Та борьба и те войны, которые я вел всю жизнь, – справедливы ли они и оправданны? И сегодня тоже я мучаюсь теми же вопросами, только сегодня я менее решителен и уверен в своей правоте.

Те мои основные качества, которые обеспечили успех в борьбе и многочисленных войнах, так же как и неудачи, были приобретены мной в Советской России, в Москве. В России сформировалась моя личность, мои моральные и нравственные принципы: уважение к человеку, независимо от его происхождения, национальной или религиозной принадлежности, обостренное чувство справедливости, как в обществе, так и вообще.

В России я научился любви к Родине, любви к своему народу и готовности к самопожертвованию во имя их и идеалов, в которые веришь. В России я научился бороться до конца и никогда не сдаваться, даже когда ты один против всех и у тебя нет никаких шансов. Когда я приехал в Израиль, такие понятия, как целеустремленность и стойкость, были глубоки в моем характере и в моем сознании.

В России меня научили ценить книгу, культуру и образование, хорошее воспитание и искусство. С детства я привык относиться с отвращением к дешевой и примитивной политической пропаганде, к лицемерию, особенно властей предержащих и членов партии, к торговле принципами и образом жизни.

В России я научился относиться с презрением к людям, посвятившим свою жизнь только наживе и деньгам. Несмотря на диктатуру и жестокий режим, несмотря на лицемерие и ложь, заполнившие советское общество и в конце концов и погубившие его, все свои качества я приобрел в России и нисколько не жалею об этом».

* * *

И еще фрагмент из Кедми, только уже не о России, а о современном Израиле, в строительстве которого он активно участвовал. Тем не менее, фрагмент напрямую связан с нашей темой, поскольку в нем Кедми продолжает о том же, о самом сокровенном – о смысле собственной жизни.

«…Знания и опыт, которые я приобрел в Израиле, в армии и в разведывательном сообществе, только отточили и усовершенствовали мои качества, а также способность к анализу и пониманию. Я познал и понял многие вещи, которых не знал и не понимал раньше, или строил иллюзии относительно их правильности и справедливости. Этот процесс постоянного изучения, углубления, оценки и понимания заново, к счастью, не прекращается у меня никогда, и я надеюсь, будет продолжаться всю мою жизнь.

На первый взгляд можно сказать, что мне удалось в большой степени реализовать себя и достигнуть своих целей.

Мне посчастливилось сделать то, что никто до меня не сделал, – выстоять в одиночку, без всяких шансов, против государственной машины мировой державы и победить, несмотря ни на что. Этот успех доставляет мне чувство большого личного удовлетворения. Мои дети и внуки родились в еврейском государстве. В государстве, о котором я мечтал и за право жить в котором я боролся и воевал. Это их страна, страна их народа. Также и детей моей сестры Верочки, и детей моего брата Шурика, и всех других членов нашей семьи. Мое сердце наполнялось радостью, когда я смотрел на мою маму в окружении восьми внучек и внуков, говорящей с ними на иврите и светящейся от счастья. Ее внуки, в которых соединились страны рассеяния евреев: Румыния, Турция, Тунис, Украина, Польша, Россия.

КОГДА Я ВИЖУ людей, прибывших сюда из бывшего Советского Союза, заполнивших Израиль, меня наполняет чувство глубокого самоудовлетворения. Я вспоминаю, как в самые тяжелые моменты в период работы в «Нативе» я приезжал ночью в аэропорт Бен-Гурион. Подъезжал на машине к самолету и, выйдя из машины, смотрел, как сотни новоприбывших сходят с самолета. Я старался уловить те мгновения, когда их ноги впервые касались земли их древней родины. Я старался поймать и почувствовать их взгляды в этот момент. Зрелище прибывающих в Израиль в момент их приземления придавало мне силы и уверенность продолжать, несмотря на все препятствия и препятствующих.

НО И ТЫСЯЧИ случаев унижений, оскорблений, эксплуатации, расизма и дискриминации в отношении к новоприбывшим, с чем я столкнулся здесь в течение последних лет, причиняют мне боль и вызывают во мне гнев и стыд!

На мне тоже лежит часть вины за эти горести. Не только потому, что я в большой степени «виновен» в том, что они находятся в Израиле. Но и потому, что Еврейское государство, моя страна, так относится к евреям, приехавшим жить в ней.

В эту минуту меня охватывает ужасное сомнение – а не взял ли я на себя слишком много, определив их судьбу? С точки зрения и национальных, и государственных интересов, у меня нет сомнений в правильности моих действий. А с человеческой точки зрения? Сегодня у меня в ответе на этот трудный вопрос нет той уверенности, которая была у меня раньше...

Я смотрю вокруг себя на «преуспевающее» Еврейское государство, и тяжелые сомнения терзают мою душу. Достойно ли это государство нашего народа?

Я вспоминаю своего покойного дедушку и его слова о нечеловечной эксплуатации еврея евреем. Я встречаюсь с этой эксплуатацией каждый день – в её всевозрастающих размерах и со всё большим цинизмом.

Я смотрю на детей новоприбывших. Большинство из них приехали в Израиль ради будущего своих детей. Большинство из их детей, если бы остались в странах исхода или эмигрировали в другие страны, получили бы высшее образование. Но здесь, в их стране, большинство их детей, одни из самых способных детей в мире, не могут получить аттестат зрелости.

Часть из них скатывается к преступности и проституции, как и дети новоприбывших из других стран в более ранние годы Израиля. Разве за это мы боролись? Сегодня в нашем Еврейском государстве еврейские дети получают самое худшее образование, по сравнению с еврейскими детьми в других странах мира!

В моем понимании государство – не самоцель, а только инструмент. Государство во имя и для своих граждан, а не наоборот. Еврейское государство является, по моему мнению, единственным инструментом, который может обеспечить существование еврейского народа сегодня и в будущем вне религиозных рамок.

Религия сохранила еврейский народ в качестве религиозной общины, и в течение двух тысяч лет не было другого еврейства, кроме религиозного. Религиозные евреи, соблюдающие все религиозные обычаи и обряды, останутся евреями всегда. Но, что делать, если большинство еврейского народа не религиозно! А у нерелигиозных евреев нет будущего, как евреев без Израиля, своего национального государства. Любая попытка потянуть государство Израиль и его граждан назад, в религиозное гетто, подвергает опасности само существование государства Израиль.

В сегодняшнем мире, а, тем более, в завтрашнем нерелигиозные евреи не смогут жить в рамках клерикальных законов, написанных сотни и тысячи лет назад. Без твердого большинства светских евреев государство Израиль не сможет просуществовать на протяжении будущих лет. А одно лишь религиозное еврейство, во всем его разнообразии частей и направлений, не в состоянии ни обеспечить существование государства, ни защитить его.

Трижды за свою историю еврейский народ терял свое государство. Дважды пало и было разрушено Иудейское царство и один раз Израильское. Государство Израиль – это наша четвертая и, на мой взгляд, последняя попытка. Больше попыток не будет. Нашему народу удалось, воспользовавшись международным и региональным развитием событий, воссоздать свое государство – вопреки всем шансам и исторической логике.

Но выяснилось, что для обеспечения существования государства недостаточно создать и защитить его. Только за последнее столетие, на наших глазах, разные государства рушились и исчезали. В большинстве случаев из-за развала власти, из-за невозможности сохранить и задействовать государственные структуры и из-за безответственной политики тех, кто правил и управлял ими.

Достаточно оглянуться вокруг и представить, как бы выглядело государство Израиль без того миллиона евреев, которые приехали в него из Советского Союза и государств, выросших на его развалинах. Наша экономика была бы слабее на 25 %, если не больше. Без высокотехнологической промышленности. Без 20 % солдат в боевых частях. С совершенно другой политической системой и демографией. Обладало бы это более слабое государство такой же способностью справиться с трудностями так же, как Израиль сегодня?

Этот миллион прибыл в Израиль не вследствие жесткой предопределенности. И они могли бы не приехать в Израиль, даже если бы и покинули свои страны. Но без этого миллиона Израиль был бы сегодня в одном из своих самых серьезных и опасных кризисов за всю свою историю. Другими словами, накануне 90-х годов мы стояли на пороге опаснейшего кризиса, но вообще даже не сознавали этого.

А что происходит сегодня?

Самый дорогой и самый лучший в мире человеческий капитал разбазаривается ужаснейшим способом. Среди новоприбывших приехали более 60 тысяч учителей. А израильская система образования, все более и более деградирующая с каждым годом и пребывающая в тяжелейшем кризисе, страдающая от острого недостатка учителей, оттолкнула их!

В страну приехали десятки тысяч врачей, а страна находится на пороге острой нехватки врачей.

Прибыло более 100 тысяч инженеров, а мы на пороге острой нехватки инженеров.

Тысячи ученых, из лучших в мире, приехали в Израиль, а мы на пороге нехватки ученых!

На протяжении многих лет государство Израиль обогащалось наилучшей человеческой и профессиональной элитой стран Европы и арабских стран. Но и через 60 лет существования государства мы так и не смогли использовать их знания и опыт и создать образовательные и другие структуры, соответствующие способностям и потребностям еврейского народа в XXI веке. Для того чтобы обеспечить развитие еврейского государства в соответствии с тем, на что способен еврейский народ и чего он заслуживает.

Вместо этого ими распоряжаются и процветают компании «по использованию рабочей силы». Чисто израильское изобретение современного рабства! Компании, использующие работников, лишив их всех прав. Работники, которые в цивилизованных странах еще более ста лет назад добились основных прав, эксплуатируются в Израиле чудовищным способом и зарабатывают гроши. Эти компании по найму и взяли на работу тысячи учителей, инженеров, ученых и превратили их в рабов с благословения их новой родины!

Государство Израиль находится в наиболее серьезном за свою историю, всеобщем системном кризисе. События, описанные в этой книге, являются его частичным отражением. И если народ государства Израиль не произведет в ближайшие годы серьезные всеобщие и основательные реформы государственных структур и систем, вряд ли государство сможет просуществовать до середины XXI века, к столетию со дня своего создания. И прибытие более миллиона евреев в Израиль больше чем десятилетие назад окажется только не более чем отдалением конца, а не кардинальным средством для восстановления и укрепления основ государства, чтобы обеспечить его существование на будущие века.

Мы, евреи XX века, века ужаснейшей Катастрофы нашего народа, решили для себя, что создание еврейского государства является самым важным и необходимым для еврейского народа. Были ли мы правы? С точки зрения нашего поколения, да. У каждого поколения своя правота. Поколения наших детей и внуков сами определят, что хорошо и необходимо для них. И если то, что они определят, будет отличаться от нашего, это их право. Мы тоже решили по-другому, чем наши родители. Мы определили наше будущее, а они определят свое будущее и тем самым будущее еврейского народа. Я надеюсь, что и для них государство Израиль останется и будет необходимым и лучшим инструментом для нашего народа. А если, не дай бог, так не произойдет, то, вероятно, это будет означать отказ еврейского народа от необходимости в существовании Еврейского государства. И если, не дай бог, таково будущее моего замечательного и прекрасного народа и государства Израиль, то я надеюсь удостоиться не жить в те времена...»

* * *

В целом о книге Я. И. Кедми могу сказать одно: ее написал порядочный, чистосердечный человек. Достаточно.

Дополнение. Отрывок из его выступления на ТВ «Россия». Вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

1.0x