Сообщество «Образ будущего» 01:57 13 октября 2018

Беспечное человечество

о стратегии выживания цивилизации
34

"ЗАВТРА". Сергей Викторович, вы — человек, представляющий собой очень тонкий авангардный интеллектуальный слой позднего СССР. Я бы хотел обратиться к вам с рядом вопросов о жизни и в первую очередь — о будущем. Оно не сформулировано, его образ весьма размыт. На Западе преобладают апокалиптические сценарии: в голливудских фильмах всё "съезжает" в катастрофику. В России в массовом сознании образ будущего сводится к сугубо прагматичным передвижкам в соцвопросах — типа дискуссий о пенсионном возрасте… C какими требованиями и критериями мы можем подходить к будущему?

Сергей СОЛНЦЕВ. Очень важный вопрос. Только замечу, что я не футуролог, а специалист по теории систем. На Западе пытались таких людей называть "дженералистами" — в противоположность "специалистам". Вот с этих позиций я и могу быть интересен.

Будущее не всем необходимо. Подавляющее большинство людей довольствуется настоящим, относительно малая часть общества интересуется прошлым, читает исторические книги. И уж вовсе ничтожная часть населения всерьёз размышляет о туманном, пугающем своей неопределённостью будущем.

Образ будущего необходим жизненно тем людям, для которых он становится спасительным образом "выхода" из той ситуации, в которой мы находимся, движущей и мобилизующей силой, укрепляющей надежду.

Конечно, формы и средства, используемые сейчас общественными и политическими группами, не способны создать целостный образ того, что реально и произойдёт. Как не существует и "машины", которая могла бы выдавать осмысленные и обоснованные предсказания — те, которые сбывались бы.

"ЗАВТРА". Но хоть что-то о будущем можно сказать?

Сергей СОЛНЦЕВ. Можно, и достаточно много вполне определённого. Я собираюсь это сделать в кратких формулах, "грубыми мазками".

Во-первых, я считаю, что человечество перешло некоторую "границу" после Второй мировой войны: сейчас оно вполне способно себя уничтожить. И если не предпринимать защитных мер, это и произойдёт. Вероятность негативных событий может быть сколь угодно малой, но если она специальными усилиями не будет принудительно сведена к нулю, то такие события обязательно случатся — рано или поздно. А такой ход событий должен быть исключён! К этому моменту монопольная "охранная миссия" Природы в отношении рода людского блестяще и с успехом завершается, и начинается новая эра — "совместное патрулирование периметра безопасности человечества" Природой и людьми.

Разумеется, против взрыва сверхновой, которая облучит Солнечную систему уничтожающим излучением, мы также бессильны, как и раньше. Но всё остальное, до чего можем "дотянуться" собственными усилиями, должно обеспечивать наше выживание.

"ЗАВТРА". Это и есть главный критерий, который мы применяем к будущему?

Сергей СОЛНЦЕВ. Это задача наших действий. Человечество получило в результате своей энергичной эволюции такое задание "от обстоятельств". Если не учитывать обстоятельства, то нет и никакого задания. Можно не учитывать поезд, который на тебя едет, потому что ты сидишь на рельсах. Но лучше всё-таки его учесть и уйти. Если мы не хотим быть жертвой обстоятельств, то должны вести себя адекватно.

Во-вторых, человечество теперь несёт за свою судьбу прямую ответственность. И в идеале оно должно поставить под контроль абсолютно все угрожающие его существованию моменты!

Можно высказаться ещё резче: сама биологическая эволюция, Природа, "экспериментируя" с сохранением жизни, добилась выдающихся успехов, в то время как "разумное человечество" бездумно транжирит доставшийся "за так" природный дар — потенциал собственной жизнеспособности.

"ЗАВТРА". А в чём эти успехи?

Сергей СОЛНЦЕВ. Приведу лишь несколько примеров — "вершин" природной изобретательности, из громадного их числа.

Природе удалось "открыть" индивидуальную смерть, при сохранении вида через воспроизводство и размножение. Обновляющиеся поколения не накапливают болезни и прочие приобретённые за жизнь физические недостатки отдельных особей. Постоянное воспроизводство вида позволяет лучше адаптировать сам этот вид к меняющимся условиям.

Далее: акт, связанный с воспроизводством, теперь занимает по сравнению с жизнью индивида довольно незначительное время, при этом передаётся ничтожное количество материального вещества, и сама эта передача защищена.

А ведь вначале живые были "бессмертными", пока пребывали в неизменных условиях; они не рождались, а образовывались, "собирались", как на конвейере. Много позже клетки научились делиться.

Представьте себе, что было бы при делении людей?! Вот он сидит, обедает, ходит на работу, а потом вдруг говорит: "О, у меня митоз", — и берёт отпуск на три дня. Садится где-то, начинает пухнуть, дрожать, потом — бах! — и выходят два одинаковых человека, весёлых, посвежевших, в новых костюмах, с одинаковыми портфелями…

Но митоз уязвим, поэтому Природа не пошла по этому пути. Она ценой невероятных ухищрений добилась того, что акт, связанный с воспроизводством, изменился и стал технологически чрезвычайно надёжным!

Волки, знаете ли, в неволе не размножаются, а человек размножается… Чтобы освободить руки, эволюционирующему виду пришлось с четырёх конечностей встать на две. Последовавшая эволюция скелета осложнила процедуры вынашивания и родов. Похоже, что именно в ответ на вновь появившиеся сложности воспроизводства, человечество выработало способность размножаться гораздо интенсивнее: в любом месте, в любое время года — независимо от цикла воспроизводства растений, ведь руки теперь позволяли строить кров, заводить семейный очаг, разводить огонь, делать запасы пищи.

Природа, заботясь о всесторонней защите воспроизводства, пошла на чрезвычайные ухищрения. А род людской в массе своей по-прежнему живёт не задумываясь, полагая, что Солнце будет светить ему вечно…

Наши относительно недавние пращуры ещё видели летом Москву-реку замёрзшей. То есть мы вовсе не застрахованы от самых удивительных природных событий, которые могут разом, как ластиком, стереть три четверти нашей цивилизации. Мы об этом не думаем, даже живя в зонах высокой сейсмики или регулярных наводнений.

"ЗАВТРА". Беспечное человечество…

Сергей СОЛНЦЕВ. Да, и это следствие скачка излишне самонадеянной цивилизации. Но ведь формы выживания можно копировать у самой природной жизни — её принципы тщательности и сверхнадёжности, с которыми та пришла к своим достижениям, о которых мы только что говорили.

Обратите внимание: люди воспроизводятся не только биологически. В мозг новорождённого животного "впаяны" необходимые инстинкты: сразу после "выпадения" из матери он начинает ходить, умеет следовать за ней, он уже почти готов к жизни. Человек не готов к жизни "cразу": ему требуется значительное время на биологическое дозревание, освоение первичных функций, начало вхождения в социальное измерение. Если к социализации подходить как к продолжению воспроизводственного процесса, то есть так же тщательно, то принципы его защиты должны быть положены и в основание социализации: социальное "воспроизводство" людей должно стать таким же изощрённо надёжным, как и биологическая репродукция, а, может быть, и более того.

"ЗАВТРА". Как вы себе представляете это на практике?

Сергей СОЛНЦЕВ. Это значит, что так же, как мы защищаем себя от вредных внешних воздействий: грязной воды, ядовитых растений, просроченных продуктов, — мы должны оберегать подрастающее поколение от тлетворных социальных влияний. Возможно, на самых первых порах новой народившейся жизни это должно выглядеть как полная изоляция. Постепенно допускаются отдельные формы внешнего влияния, с которыми человечек уже сможет справляться. И только когда появится уверенность в том, что он к этому готов, его можно выпускать в реальную жизнь.

Но проблема состоит в том, что часто ни родителям, ни детям не хочется жить по-старому. Однако никто не знает, как жить "по-новому" правильно — хотя бы так, чтобы не стало хуже. Даже те, кто зовёт в "дивный новый мир"… Разумеется, эту проблему должны решать с разных концов люди всевозможных специализаций: социологи, системные аналитики, испытатели всех мастей, инженеры, проектировщики, строители, эксплуатационщики, — но базовой основой их деятельности должен быть принцип куда более строгий, чем у современных врачей: "не навреди!". Скорее — "пойми и улучши!"

"ЗАВТРА". Замечательный принцип!

Сергей СОЛНЦЕВ. Есть и другие принципы. Например, в животном мире принято компенсировать неопределённые угрозы высоким темпом размножения. Чем больше расплодится тараканов, тем больше шансов, что их не успеют вытравить.

Глядя на то, как Природа в своих основных достижениях пытается спасти себя, человечеству стоило бы с бо́льшим вниманием отнестись к такой явно данной нам "школе выживания" и применить эти принципы к нашей социальной эволюции. Это, естественно, социобионический взгляд на проблему отстаивания себя человечеством…

Разумеется, люди разумны и их поведение не может состоять в бездумном исполнении предуказанных биоустановок; продлив аналогию в плоскость социобионики, получим, например, наращивание общественной жизнеспособности всеми адекватными методами.

Важной социобионической стратегией является высокий темп расселения, распространения из "точки зарождения". Если все останутся "в куче", то одного локального удара окажется достаточно для уничтожения всего рода. Если же мы разлетаемся, как паучки на паутинках, подальше от того места, где возникли, то у нас явно больше шансов выжить и распространиться. Хотя, безусловно, может оказаться так, что мы родились именно в том месте, где только и возможна жизнь, а всё остальное — мёртвое. Но Природа уже практически, опытным путём убедилась в долгосрочной пользе удалённого "посева".

"ЗАВТРА". Речь идёт и о других планетах?

Сергей СОЛНЦЕВ. Разумеется! Но это утверждение справедливо и для земных поверхностей и сред. Люди должны осваивать пространства. Это не прихоть и не высокий моральный долг, это, вообще, не романтика. А всего лишь фрагмент в общей жёсткой картине технологий "социального производства"! Для увеличения шансов на успешность собственного выживания общество должно позаботиться о том, чтобы выявить, заселить и освоить все пространства, ему доступные. Личные мотивы могут быть любыми — карьерными, семейными, романтическими: обрести сказочные богатства, плодородные земли, вписать своё имя в историю, но главное — идти, плыть, ехать, лететь и в итоге — заселять!

"ЗАВТРА". Сейчас, наоборот, мы всё больше концентрируемся…

Сергей СОЛНЦЕВ. …в городах!

"ЗАВТРА". Без городов мы бы не выжили?

Сергей СОЛНЦЕВ. Если вспомнить, что изначально города возникали из потребностей племён в общей защите от внешних угроз, многое встаёт на свои места и в наши дни; "город" и "изгородь" — однокоренные слова. В течение веков миссия городов не раз меняла свою суть. Не так давно она определялась необходимостью концентрации рабочей силы вокруг индустриальных производств; сейчас она, скорее, измеряется инерцией скоростного "исполнения" построек, входящих в стокилометровые агломерации, и количеством задыхающегося от "прелестей" урбанистического "рая" населения.

Но города и другие виды концентрированных поселений на разных этапах развития общества всякий раз оказывались жизненно необходимы! Сказанное означает, что концентрироваться и рассеиваться, чтобы заселять пространства, должны разные люди, и их количество должно быть достаточным для обеих миссий! И, может быть, не только этих.

Ещё скажу пару слов о специфике социобионического подхода к освоению территорий.

Куда бы ты ни "шлёпнулся", где бы ни оказался: во льдах Антарктики, в горах, в тундре, в лесах, в толще океанских вод, на берегу речки или глубоко в земных недрах, да хоть в космосе — будь добр освоить это место и прижиться! А это значит: cумей не погибнуть, найти кров, защитить семью и соплеменников (коллег, колонистов и так далее). То есть от человека требуется всё большая скорость в изучении особенностей окружающей среды и овладении максимальным количеством необходимых навыков.

"ЗАВТРА". Для "прыжка" в неведомое…

Сергей СОЛНЦЕВ. Главный принцип такого освоения — полнота подготовки. Привлекаются все богатства уже имеющегося жизненного опыта и новые знания о месте будущего поселения. Вполне логично, что чем меньше знаем о предполагаемой новой дислокации, тем больше потенциально мы должны уметь. "Езда в незнаемое" должна быть полномасштабной в части оснащения; и только знания об определённом новом месте имеют право "ограничивать" эти подготавливаемые к применению на практике умения и технологии.

Наверное, будет правильным в начале сохранять "пуповину" связи с прежней базовой обжитой территорией (как в нашей стране говорили, "Большой землёй") и реализовывать вахтовый тип поселений. Первичная материальная связь постепенно будет трансформироваться в систему информационных взаимодействий, и, наконец, в форму полной автономии "новой территории". Такое поселение пройдёт фазы "временного", "колониального" (самообеспечивающегося) и постепенно придёт к "постоянному" (автономному) статусу, то есть окажется способным воспроизводить и увеличивать собственное население без регулярной связи с Большой землёй.

Ещё один фактор социобионики — адаптация переселенцев к новому месту проживания с необходимостью вызовет биологические перемены в них самих; произойдёт перестройка организма, его подстраивание в качественном отношении будет иметь последствия: в будущем повысится коллективная жизнеспособность в новых условиях.

Отвергая эти моменты, мы рискуем впасть в примитивный школярский взгляд на проблему. До тех пор, пока будет игнорироваться очевидная польза заявленных стратегий, наши социальные практики так и не выйдут из зоны некомпетентности и безответственности, и мы не сможем преодолеть наше падение и отставание. Упадок или процветание человечества в перспективе напрямую зависят от сегодняшнего понимания этих вещей.

"ЗАВТРА". Но всё же инстинкты самосохранения по-прежнему работают…

Сергей СОЛНЦЕВ. Да, но с того тревожного момента, когда на человечество с недвусмысленной остротой свалился вопрос ответственности за своё будущее и необходимости принятия экстренных мер, одних инстинктов оказалось уже абсолютно недостаточно. Прав был учёный Спартак Петрович Никаноров, повесивший в качестве постоянного напоминания над своим рабочим столом большую картину с малышом в песочнице и надписью "Человечество". Оно действительно пока ещё не повзрослело!

Можно сказать, что людям пока просто везёт. Планетарно. Всем нам… В таких случаях судьбу лучше не испытывать.

А проблемы малой сознательности и низкой степени ответственности, демонстрируемые нынешним разделённым и атомизированным человечеством, тонущим в конфликтно-кооперационных отношениях, необходимо решать!

Замечу, что кроме пассивной предусмотрительности, о которой шла речь, есть ещё и активная, когда всем известным угрозам мы противодействуем всеми доступными способами.

Наконец, существуют ещё и сознательные враги человечества, планирующее его уничтожение или радикальное сокращение — что, в принципе, почти одно и то же; им тоже надо "дать по рукам".

В итоге, на сегодняшний день ни разобщённое человечество, ни какие-либо отдельные государства или их объединения не имеют и не планируют иметь социальный институт поддержания и наращивания жизнеспособности. Имеющиеся службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций локальны и узкоспециальны, что не позволяет им действовать системно, то есть контролировать и решать весь спектр проблем общественной жизнеспособности.

Ослабляя социальный аспект репродукции, уменьшая численность населения на фоне повышения его концентрацию во всё меньшем числе локализаций, люди перестают осваивать новые пространства и существенно повышают риски гибели человечества в будущих катастрофах.

Наконец, главный фактор, в течение миллиардов лет не позволивший прерваться цепи репродукций жизненных форм земной биосферы, — это развитие. Именно благодаря развитию триллионы актов воспроизводства привели к тому, что мы появились на свет и можем сейчас об этом говорить. Жизнь спасала самоё себя присущей ей способностью к развитию, к умению находить любую "лазейку". Когда Природу начинали сильно закатывать в асфальт (или в вулканические лаву и пепел), она "внутри себя" "переворачивалась" и включала новые механизмы развития, то есть ставила себе на службу новые, ранее не использованные ею фрагменты и свойства. Ведь ничего, кроме Природы, у живого в запасе нет, но и "отщипнуть" от неё "кусочек" и поставить его себе на службу — очень непросто.

Может быть, только под страхом полного вымирания жизнь "делала над собой" невероятные усилия и совершала необходимый спасительный шаг в своём развитии.

Многие считают текущую ситуацию предкризисной и даже предвоенной. Уместно вспомнить, что глобальные вой­ны начинаются и в куда более спокойные моменты, чем сейчас. Поэтому самое время сосредоточить внимание на создании новых механизмов развития: добыче у природы новых "компонентов", "эффектов", "моделей", "секретов", которых мы раньше не использовали в нашем цивилизованном существовании; на их изучении и освоении — в целях безопасного использования против многообразных надвинувшихся на нас угроз.

"ЗАВТРА". Спасибо большое, Сергей Викторович, за беседу!

Беседовал Андрей Фефелов.

Илл. из книги Мишеля Рагона "Города будущего" (1969). Элемент кибернетического города Николая Шёффера. Научно-исследовательский центр состоит из объемов, конструктивной основой которых являются нервюры. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Комментарии Написать свой комментарий
13 октября 2018 в 10:25

Одни сплошные благие пожелания и намерения, которыми, как принято считать, вымощена дорога в ад. На всякого мудреца довольно простоты. Читая выкладки и доводы,в форме сентенций, "позднесоветского авангардиста" во имя спасения человеческой жизни, все время испытывал неосознанное, но знакомое уже чувство дискомфорта от чьих-то назойливых пожеланий заставить меня сделать то, что не под силу сделать ни одному индивидууму в отдельности, хоть будь он семи пядей во лбу и обладай он недюжинной физической силой. И не только индивидууму, о чем хочу сказать ниже. И тут же понял, что именно этого требуют от нас Путин и Медведев, а вслед за ними - вся выпестованная ими чиновничья рать. Никто, ни разу из них не сказал, как это делали Ленин и Сталин: " Мы сделаем" (с указанием сроков), а эти вот уже три десятка лет нам твердят: "Мы должны, мы должны" (сделать то-то и то-то), а воз и ныне там, а местами и вовсе катится назад.

Но к чему это я? Не хочу обидеть экзотического для окаянного времени ученого, но он почему-то ни словом не обмолвился о том, при каких социально-политических условиях, при каком общественном устройстве человечества возможно решение заявленной им глобальной проблемы. Боюсь, что авангардизм уважаемого Светлова при Советах заключался не только в разработке (развитии) учения о будущем Природы и Человека, но и в некотором диссидентстве по отношению к советской власти... Прощу прощения, если это не так. Ведь ясно же, что при существующей человеконенавистнической мировой системе глобализма, в которой все направлено на то, чтобы обеспечить будущее только избранному золотому миллиарду, ни о каком осуществлении идей автора, основанных на благих наивных мотивах, никакого будущего у человечества НЕТ! И задачи такой не ставится в принципе!

Только коммунистическая идеология, в основе не отличающаяся от христианской, могла бы спасти человечество неминуемого армаггеддона, глобализм должен бы развиваться под эгидой коммунистических принципов человеческого развития, но волей рокового случая история пошла другим, губительным путем. Если бы не предательство Горбачева и прогнившей советской элиты... Ведь есть же признание авторитетных американских ученых-экономистов в том, что если бы Советский Союз в противостоянии с Западом в конце 80-ых продержался еще некоторое время, то сегодняшняя судьба бывшего СССР постигла именно Соединенные Штаты Америки, их экономика потерпела бы крах с еще бОльшим треском. К сожалению, об этом никто из экономистов и политиков не говорит, даже считающие себя коммунистами деятели этот факт не берут на вооружение в своей идейно-политической деятельности. Стало общим местом утверждать, что Советский Союз пал естественным путем, что альтернативы пришедшей ему на смену криминальной системе не было и нет.

Вот такие крамольные мысли пробудила во мне неординарная статья А.Фефела, его диалог с ученым из будущего, если можно так выразиться.

P.S. А как там насчет гипотезы, что Человечество запрограммировано на самоуничтожение изначально?

14 октября 2018 в 10:42

Вы несомненно правы в своём посыле, но можете ошибаться в анализе причин падения СССР, а вместе с ним - и коммунистической идеологии.

Достаточно задать себе пару вопросов: 1) Почему переродилась советская элита? 2) Зачем т. Андропов продвинул т. Горбачёва? А потом вспомнить парочку высказываний нашего общего знакомого, типа (цитирую по памяти, не обессудьте): "Мы думали, что если мы освободимся от идеологических догм..." или "Не надо считать противника дурее себя. Ещё неизвестно, кто тут кого использовал".

Что-то было не так в идеологии, раз скромный служащий мог так думать, не так ли?

Но в целом - да, при современном строе будущее человечество отдано на откуп шаловливой "невидимой руке" рынка. Опа, вот она опять в карман залезла!

13 октября 2018 в 10:37

Не было , и вот опять ,
Два чувака апокаляпсисом пугают .
Как говорит нам Александр Проханов ,
Цай и Гундяев разберутся ,
Апокаляпсиса не будет .

13 октября 2018 в 12:38

Что же за всем этим будет?— А будет январь.
— Будет январь, вы считаете?— Да, я считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
этот, с картинками вьюги, старинный букварь.

— Чем же все это окончится?— Будет апрель.
— Будет апрель, вы уверены?— Да, я уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
будто бы в роще сегодня звенела свирель.

— Что же из этого следует?— Следует жить,
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
— Вы полагаете, все это будет носиться?
— Я полагаю,что все это следует шить.

15 октября 2018 в 03:26

Это Вы очень к месту процитировали. Спасибо.

13 октября 2018 в 14:17

Издавна исповедую систему взглядов близкую к проявленной в беседе. Действительно, бионический детерминизм самого высокого порядка должен быть основой целеполагания человечества в целом. Нет и не может быть ничего более значимого, чем сохранение человека (как вида) в неразрывном единстве с сохранением жизни, в максимальном её биологическом разнообразии, перед лицом косной материи. Обе задачи не конфликтуют между собой, но гармонично сочетаются в контексте пространственной экспансии человечества - в масштабе колонизации космоса.
Есть и отличие от подходов С. Солнцева. Дело в том, что в своём творчестве я не ограничился философскими константами и общецивилизационными императивами, а предложил основополагающий пакет технических решений (ключевые запатентованы), обеспечивающий комическую экспансию человечества - в режиме форсированной колонизации космоса. Как следствие: расширение ареала обитания, диверсификация объектов расселения, устойчивость человеческой цивилизации и повышение живучести сопровождающей человека биосферы - в условиях прогнозируемых космических катаклизмов.
См. мои статьи на сайте "Завтра",
см. мой персональный сайт: http://futurocosmos.ucoz.ru/ ,
см. мою книгу в и-нете : "Колонизация космоса: проблемы и перспективы".
Без ложной скромности могу констатировать, что в отличии от коллег, работавщих на данном направлении (О"Нейл, Гэтланд, Дайсон и пр.) МОИ объекты обитания и транспортная инфраструктура не требуют видовой трансформации человека (примат консерватизма), а инструментарии терраформирования объектов и его энергообеспечение - адекватны поставленной задаче (форсированного освоения космоса - в масштабе его колонизации). Речь идёт о сбалансированной и перекрёстно согласованной СИСТЕМЕ технических решений в объёме колонизированной Солнечной системе. Показаны и пути дальнейшей (трансзвёздной) экспансии. См. ссылочные материалы.
Почему же вышеизложенное не принято к исполнению компетентными инстанциями? Ответ однозначен. Наднациональный управляющий контур видит решение ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (ГП) не на пути пространственной экспансии, но в русле тотальной депопуляции (концепция замкнутой планетарными рамками цивилизации толпо-элитарного типа). Тем самым явлена, смычка ПРЕДИКТОРА с самыми махровыми мракобесными силами (мизантропами). Замкнутая планетарными рамками цивилизация уязвима перед глобальными и космическими угрозами и обречена на весьма ограниченное существование во времени...

13 октября 2018 в 15:22

Дал повод для злословия недоброжелателей. Вместо "...космическую экспансию..." вкралась "...комическую экспансию...". Надо быть внимательнее. Прошу у читателей извинения.

14 октября 2018 в 10:48

Да что там... Мы понимаем.

Но вот только вопрос: не может ли неприятие Ваших предложений быть основано не на злом умысле мизантропически инфернальных элит, а на чём-то другом? Может, это - из-за тех самых благословенных 99% населения, которым якобы до лампы будущее (по этому навету я пройдусь отдельно, кстати)?

Вот, например, те же комментарии - как нельзя было их отредактировать в течение 5 минут после подачи, чтобы исправить досадные очепятки, так и нельзя. В некоторых других местах - можно, а тут - нельзя. А это ведь - не экспансия всего человечества в галактическом масштабе. Не тут ли, даже в самом малом, уже помахивает своим куцым хвостиком мать всех зол?

14 октября 2018 в 13:06

Кстати, на Вашей личной страничке http://futurocosmos.ucoz.ru/, похоже, висит перенаправлялка в разные интересные места. Работает только один раз при нажатии на любое место окна. Сначала она бросила меня поиграть в весьма пикантные игры, потом - прочистить мой Мак. Проверьте, пожалуйста, не пробрался ли к Вам кто под покровом ночи.

13 октября 2018 в 16:05

Понятием ЧЕЛОВЕЧЕСТВО оперировать не корректно,
а значит неправильно(оно неоднородно). И от этой неправильности
зависит многое из всяческих соображений и выводов.

Этот методологический изъян надо как то изживать.
Как - не знаю.

14 октября 2018 в 10:49

Просто. Надо говорить про себя лично. :)

13 октября 2018 в 19:11

Видовой эгоизм, присущий живой Природе, ведёт к межвидовой борьбе за существование за ресурсы для воспроизводства жизни. В жизни неразумной живой Природы борьба ведётся стихийно, ну а в жизни людей на помощь инстинкту межвидовой борьбы приходит разум. Причём в человеческом разумном сообществе виды образуются по родовому, национальному, религиозному, государственному, идеологическому признакам. На помощь межвидовой гармонии в разумном человеческом сообществе человеческий разум почему-то приходит неохотно, пасует перед инстинктами. Даже под страхом взаимного уничтожения люди ведут себя неразумно, даже хуже обезьян, братьев наших меньших. Как говорится – Горе от ума.

14 октября 2018 в 10:55

Да от ума ли? Вот был такой математик - Нэш. Он научно показал, что как раз-таки эта самая борьба и является неразумной, если только переключить критерий успеха. Но опять же, тут нужна сугубая осторожность. С одной стороны, борьба без жертв не бывает, что может быть крайне огорчительно для проигравших индивидуев. Но с другой - природа тоже не совсем уж дура. Что-то она такое имела в виду, когда предписала победителю забирать себе всё. В дальней исторической перспективе именно этот естественный отбор и обеспечил выживание отдельных видов, не так ли?

И так ли неправы инстинкты, которые объясняют, судя по всему, не менее 99% нашего бытия? Страшно даже подумать, что было бы, если бы пришлось сознательно управлять, скажем, сердцем, лёгкими или кишечником. А вот те на - фунциклируют как часы, пока есть на то воля божья. Оставляя разум свободным для этих вот самых козней и интриг, которые Вы упоминаете.

14 октября 2018 в 11:28

Так, тут есть где разгуляться. Для начала - о тех самых благословенных 99% процентах населения, которым якобы до лампочки, что будет завтра.

Это, конечно - высокомерный навет. Очень даже не всё равно. Завтра надо что-то кушать, где-то жить, что-то делать. И 99% населения прекрасно с этим справляются - кстати, иногда даже лучше, чем возвышенные мечтатели и прожектёры. Просто у них - другой фокус. А в дальней перспективе они полагаются на житейскую мудрость, выраженную словами: "Будет день - будет и пища". Кстати, именно так и живут целые народности, населяющие острова Океании. Если бы они каждодневно вдумывались в то, что живут на вершине вулканов, торчащих из глубины в 3-6 тыс. метров посреди безбрежного океана, подверженного землетрясениям, ураганам, цунами, акулам и пр., то, пожалуй, все давно померли бы от перманентного стресса или переели друг друга. Это тоже порой случалось, когда свиней не хватало. А тем временем отдельные особенно продвинутые особи таки думали и о будущем, сочиняли мифы, писали военные гимны, планировали дерзкие операции по захвату соседних архипелагов и даже ожидали прихода белых богов на больших кораблях. Что со временем и случилось. Правда, комаров при этом тоже завезли. И не только их.

Далее, про желательность изоляции потомства от родителей. Как бы тут до т.н. бокановкизации не договориться - все эти альфы, беты, гаммы и т.д. Именно близкая, а поначалу даже и неразрывная связь новорожденного с матерью и является основой не только эмоционального, но даже и физиологического здоровья будущей личности, не говоря уже о правильной половой ориентации, столь любезной процессу пложения и размножения, к которому очевидно столь неравнодушен уважаемый автор. То же материнское молоко - не только идеальное питание, но и естественный антибиотик, и антидепрессант, и даже гипоаллергик. Да-да - у детей, которых кормят грудью с первого дня по появлении на свет, почти не бывает диатезов и пр. - спасибо молозиву. Опять же - научно установленный факт. Про дальнейшее воспитание я даже не говорю. Сколько мы ни стараемся, а дети всё равно получаются похожими на нас. А тут на кого они будут похожи? На воспитательницу? А если она - дура и истеричка? А если они все такие? А если они захватили власть в сфере дошкольного образования и больше туда никого не пускают? Да-с, и об этом тоже надо думать. Человек, как известно, грешен.

Наконец, про якобы необходимость крайне широких навыков при частичном незнании будущей среды обитания. Бред! Массы решают всё. У кого-то из многочисленных старателей непременно будет или нужный ген, или благотворная мутация, или третья рука, необходимая для выживания. И именно в результате бескомпромиссного естественного отбора - тоже, межу прочим, научно установленный факт - его многочисленное потомство (победитель забирает всё, в особенности - баб) благополучно заселит всю наличную нишу, а со временем и полезет через край. И "всё опять повторится сначала", как поётся в одной замечательной песне. Не надо только суетиться, требовать немедленных радикальных реформ, и жаловаться в партком, райком, местком и "Спортлото". В своё время, как говорится, природа подумает и об этом. А тем временем выживут только параноики, бегущие от зверя по прямой.

И вообще, природа неспроста заготовила чудо радиоактивности. Кажен раз, когда разумные существа на планете достигают определённого уровня развития, они открывают это чудо для себя, с понятными последствиями. Думаете, у трилобитов, динозавров и кого там ещё это был метеориты, извержения, вспышки сверхновых? Ошибаетесь. Бабу Ягу как всегда вырастили в собственном коллективе. И вот опять...

14 октября 2018 в 16:02

Солнцев -такой же специалист по будущему, как я - Папа Римский.

Проверочный тест: пускай он объяснит, почему развалилась Римская империя? А пока у него одни парадигмы, таргетирование, и прочие приблатненные словеса.

14 октября 2018 в 18:07

Вы правы - решать космические задачи гораздо легче, чем конкретные проблемы твоей конкретной страны. Например: - какое будущее у правящего класса сегодняшней России ?. Этот класс характерен тем, что имеет инстинкт самосохранения только в масштабах своего класса. Его трогательная забота дать своим детям качественное зарубежное образование, а также и зарубежное бытовое благополучие указывают на его истинные цели - переселиться в Европу или в Америку, подальше от места преступления. Но там им ставят тоже рогатки - отчитайся за миллиарды !. Вот они, как та крыса, загнанная в угол, могут предпринять такой кульбит при наличии ядерной бомбы, какой товарищу Солнцеву и не снился.

15 октября 2018 в 12:08

Природа не дура, она не обладает разумом, события в ней происходят под действием сил Природы, присущих материальному миру, по воле Случая, этого бога Вселенной, который порождает, как в калейдоскопе, разные формы материальных объектов. Разум, в отличие от природного калейдоскопа, может проектировать формы материи, например, неорганическую разумную материю, искусственный интеллект. Разум может спроектировать неорганическое сердце и заменить им природное сердце и это разумное сердце может работать столько сколько предусмотрено проектантом, а не богом. Но вот спроектировать разумное человеческое общество, с разумными человеческими отношениями, человек не хочет, подыгрывает инстинктам, полагается на случай, забывая, что кроме Счастливого случая, бога, в Природе есть и дьявол, Несчастливый Случай. Вот оно где, горе-то, горе от ума, который заигрывает с инстинктами, забывая о дьяволе.

15 октября 2018 в 22:10

А не происходит ли в Природе незаметно так переход количества в качество? Да и "не совсем дура" - это совсем не "дура", не так ли? Ну а называть случай богом или дьяволом в зависимости от того, кажется кому-то этот случай счастливым или нет - тут РПЦ, пожалуй, не только евхаристическое общение прекратила бы.

Но теперь шутки в сторону. Именно наличие объективных законов бытия и предопределят то, что происходит в мире - включая тех самых победителей. Сможет ли - и должен ли, да и захочет ли - человеческий разум бороться с этими законами, покажет только время. Пока что верится с трудом.

18 октября 2018 в 09:37

Александр, бороться с законами Природы - бессмысленно и невозможно. Можно эти законы "открыть, познать, изучить, использовать их в своих действиях". Но бороться с ними - никак. Ну, скажем, как можно бороться с законом Архимеда?

18 октября 2018 в 20:10

Ну вот и я о чём. Но оппонент всё никак не вникнет. Видимо, плохо объясняю. Попробую ещё раз.

16 октября 2018 в 12:16

Природа не может быть дурой, для этого надо иметь разум, а у Природы разума нет, её объекты обладают свойствами силовыми полями, которые вызывают взаимодействие элементов материального мира, образование и преобразование разных форм материи, в том числе и живой материи и разумной. Счастливый случай создаёт какую-то форму, а несчастливый её разрушает, то рождая , то убивая. Череда счастливых случаев породила и разумную жизнь с её попами, их богами и евхаристиями. Дурой может быть то у кого есть разум, но плохой, дурацкий. Человеческий разум, в процессе эволюции человеческого общества, пытается уйти от природной стихии, предотвращать несчастливые случаи, разрушение, убийства, войны, с помощью разумного регулирования человеческих отношений законами, придумывает абстрактные пугала, дьяволов и богов для устрашения нарушителей, заманивает обещаниями вечной жизни за исполнение законов богов. Но природная, первобытная стихийная сущность человека никуда не делась, в арсенале у человека остаётся первобытный природный механизм обмана, вооружённый разумом, химия чувств, агрессии, вооружённые изощрёнными технологиями, природное стремление к стихии борьбы, войны за ресурсы для жизни, с её случайностями, счастливыми для победителя. Существует модель борьбы за ресурс в спорте, там все участники забега, заплыва или мордобоя получают призовые, в зависимости от достигнутого результата, там есть правила, законы и судьи. Но вот в международной борьбе за ресурсы такие правила не действуют, тут победитель забега хочет сам определять свои призовые, устанавливать свои правила изаконы забегов, быть и участником и судьёй. Все понимают дикость такой системы, но победителя эта дикость устраивает и он объявляет свои законы вершиной разума и гуманизма и забег продолжается. Но многие участники забега склоняются к необходимости устранения дикости в системе забегов, установления разумного, честного судейства и правил награждения победителей. Это вселяет некоторую надежду.

18 октября 2018 в 20:15

Нет, не вселяет. Сколько они не старайся, а чёрт таки найдёт, кого дёрнуть за хлястик. И "всё опять повторится сначала.

О чём и толкую: о грешной природе человека как следствии законов природы. Пока он неизменна - а она таки пока неизменна - толку от этих усилий не будет.

Да и самих усилий не будет. Вон, уже приходится как бы между прочим напоминать "партнёрам" содержание военной доктрины РФ.

Не иначе как это ответ гордой Голландии и стойкой Дании, мужественно начавших "кибервойну" против России. Какая уж тут надежда?

19 октября 2018 в 11:17

Грех и черти, это абстрактные пугалки, придуманные для того, чтобы помогать реальным пацанам управлять пугливыми людьми, давя им на психику, запугивая, обманывая, манипулируя их мыслями и чувствами, сознанием, этой очень податливой субстанцией, легко поддающейся воздействию извне другого сознания, мягкой силы. Но человек уже хорошо понимает природу психики, сознания, мягкой силы и манипулировать сознанием взрослых людей реальным пацанам становится всё труднее, люди адекватно реальности реагируют на манипуляции, отвергая их, когда не согласны. Согласных участвовать во взаимном массовом уничтожении, о котором намекнул на сочинском Валдае Путин, наберётся немного, даже среди реальных пацанов. Так что надежда есть.

21 октября 2018 в 12:25

Выбор между добром и злом не был придуман "реальными пацанами". Так же как и свобода выбора между добром и злом. И если выбор в пользу зла назвать грехом, а в пользу добра - добродетелью, то кто тут кого запугивает и т.д.?

Далее, относительно понимания психики. Ни черта человек в своей психике не понимает. Диагнозы врачей-психиатров, например, расходятся в 60% случаев - это исследовалось, это факт. Где ж тут понимание? О лечении даже не говорю.

Наконец, о массовом сознании. Оно осталось таким же, каким и было - стадным. И если те самые "реальные пацаны" прикажут, все стройными рядами пойдут на бойню. Точнее - уже идут. И никакой надежды больше нет. Только на чудо.

В принципе, глядя на происходящее, можно подумать, что Земля срочно очищается от налипшей слизи, которая стала ей угрожать. Очищается радиацией, глобальным потеплением, землетрясениями, извержениями и т.д.

Закрученный маховик слишком массивен, роль единицы близка к нулю - даже самой большой единицы, с большим количеством нулей следом. Ну а Писание всё уже расписало... Всадники там, мор, явления и т.д. Ждём-с.

24 октября 2018 в 18:11

У разных реальных пацанов, придумавших понятие греха, эти понятия отличаются также как и диагнозы у психиатров, так как отражают субъективную оценку объективной реальности. В Природе никакого греха нет, там есть и убийцы-тигры, и травоядные антилопы и другие виды, которые сосуществуют борясь за жизнь и за ресурсы для неё. Человек, этот плотоядный вид живой природы, действует по законам Природы, борясь за жизнь и ресурсы для неё, используя сознание, сознательно разделяясь на виды по национальным, территориальным,м, религиозным и другим признакам, образуя сообщества государственные, политические, экономические и прочие, возглавляемые вожаками, и ведя между собой межвидовую борьбу за жизнь, за своё представление о жизни, грехе и добре. Надо разработать человеческие разумные глобальные законы для всего человечества, как единого вида, и согласовать эти законы, чтобы они были признаны всеми, подчинив свои видовые понятие о добре и грехе общечеловеческим. Для разумных людей это не проблема, а неразумные должны будут подчиниться разуму. Тогда и с природными катаклизмами человеческому виду будет справляться легче, совместными усилиями. И реальные пацаны будут вынуждены вести себя разумно и не будут натравливать людей друг на друга, да и люди станут разумнее, перестанут собачиться друг с другом, так как понятия о добре и грехе будут сформулированы в виде всеобщих, глобальных законов. За разработку законов можно засесть хоть сегодня. Я бы засел, но уже сил маловато, проблемы со зрением, да и с мозгами тоже, пора уж к психиатрам обращаться.

25 октября 2018 в 08:04

Закон только тогда закон, когда он соблюдается. А кто будет следить за его применением? И откуда известно, что разум будет всегда стоять на стороне добра? Да и как разработать единый для всех закон, если понятия греха и добродетели разные для всех? Нет, это безнадёжно. Только если в рамках единой мировой империи...

25 октября 2018 в 11:02

Почему обязательно империя? Более естественно, конфедерация народов с парламентским управлением, с парламентом, вроде ООН. Надо только имперские амбиции поубавить всем миром. Как –то человеческий организм, при всей его сложности, придерживается общей законности, органы слушаются сигналов из парламента, мозга, справляется с внешней агрессивной средой при соблюдении здорового образа жизни. А, если организму обеспечить разумное сервисное обслуживание, текущий и капитальный ремонт, то жить он может очень долго, сколько захочет. Законы общежития, которые человечество придумало тысячелетия назад, в пору варварства, язычества, иудаизма уже не отвечают реальностям дня. Кого, в мировом масштабе, волнуют проблемы прелюбодеяния или воровства и, даже убийства – проблемка у человечества с массовыми убийствами, а не убийством где-то жены из ревности, проблемы обеспечения ресурсами при росте народонаселения, охраны Природы Земли, экологии. Законы исполняются, если они приняты всеми, понятны всем и впитываются в сознание с молоком матери. Ну а для нарушителей есть органы внутренних дел в каждой конфедеративной республике мира. Надо пробовать, если не пробовать, то и не получится. Надо разрабатывать проект, хорошо продуманный и обоснованный, как это умеют делать технари.

26 октября 2018 в 00:14

"Звёздные войны" смотрели? Там вот тоже была республика, законы, парламент, МВД, и даже "Спортлото" (рыцари йеди)... Пока не появился некто особо ловкий, захотевший захватить верховную власть. И вот уже республика стала империей, и уже новые законы стали исполняться тем же МВД на "ура". Рыцарями, правда, пришлось пожертвовать. Но они и так мешали Императору, так что "Спортлото" возродили на новых принципах.

Сказка - ложь, да в ней намёк... Кстати: мозг - не парламент, а Император. Он забирает себе львиную долю кислорода, почти всю глюкозу, и занимает притом самую хорошо защищённую область тела (голову). Да и жену убивать не надо. Полезный зверёк.

26 октября 2018 в 10:58

Звёздные Войны не смотрел – американские имперские мультики с их ханжеской назидательностью меня давно не впечетляют, это что-то вроде библейского еврейского ханжества, одна контора. Плач по одному полезному зверьку, когда этих зверьков истребляют в массовом порядке, это тоже самое библейское ханжество, достоевщина. Нынче эти почитатели Библии и Достоевского бьются в истерике по поводу убиенного в Турции саудовского корреспондента, уничтожив до этого миллионы людей в Африке и на Ближнем Востоке и продолжая это массовое убийство. Не отказавшись от этого вселенского ханжества и вранья человечеству будет трудно построить какое-то путное сообщество, хоть имперское, хоть республиканское нужна честная Библия, Библия Чести и Достоинства человека с разбором его ханжеских полётов и залётов. Природа создавала мозг у животных не как императора, а как менеджера, высокооплачиваемого, но у человека этот менеджер обрёл некую суверенность от остального организма, как недавно РСФСР от СССР. Этосоздаёт проблемы иногда приводит к разрушению организма, самоубийствам, помешательствам. С этим ничего не поделаешь, надо учитывать особенности мозга человека при создании социальных проектов, но главное, это не врать, быть честными при создании проектов, как технари, иначе можем залететь.

26 октября 2018 в 18:21

Становящееся теперь всё более и более явным лицемерие западных политиков есть следствие тотального, всепроникающего лицемерия западной жизни. Просто политики преуспели в этом более своих сограждан.

Однако и другие политики не отстают, вот в чём проблема. "Как волка ни корми, он всё равно в лес смотрит".

Народ мудёр.

27 октября 2018 в 13:06

Да, уж – человек скорее мудрён, в самом себе всё никак разобраться не может, не помогают армии мудрецов, философов, психологов, поэтов и писателей, инженеров человеческих душ. Все эти замечательные ребята, как и большинство, не любят химию, а человек, это химический реактор и лучше всего могут понять, что происходит в организме человека биохимики. Надо, чтобы все эти инженеры человеческих душ прошли курс химии и биохимии. Проблемка в том, что люди не хотят отказываться от своего естественного, природного существа, а с ним и от таких природных качеств как агрессивность, зверство, лживость, использование обмана как средства борьбы за жизнь, за ресурсы, хотя химики с генетиками уже сегодня могут разработать элексир честности и доброты. Но кому он нужен – в последнюю очередь политикам, власти, а за ними и всем остальным. Лицемерие, увы, возрастало по мере продвижения цивилизации – дикари, варвары, язычники были более непосредственны в проявлении своих чувств, а вот еврейские религии внесли в эту детскую непосредственность взрослое лицемерие – самые большие лицемеры, это служители культов иудейских религий, а от них и власть набралась этого качества цивилизованности. Не удивительно, что Запад, эта колыбель цивилизации и христианства удерживает пальму первенства в деле лицемерия. Надо признать, что и наша коммунистическая власть, особенно после периода сталинской непосредственности, отличилась в области лицемерия и самого Сталина сделав козломотпущения, лицемерно свалив на него все грехи гражданской войны и становления советской власти. Народ то плакал, то безмолствовал, сейчас больше смеётся. На Востоке тоже знатные лицемеры, славные своим восточным коварством. На Севере ещё остались признаки языческой дикости, природной непосредственности, но и на них накатывает цивилизация. Вот в области научно-технической цивилизации лицемерия значительно меньше, там на обмане, притворстве, коварстве далеко не уедешь и не улетишь. Надо как можно больше развивать научно-техническое образование, воспитание, научно-техническое мышление, каждый писатель, поп и политик должен закончить МВТу имени Баумана или Менделеевку, а потом уж заниматься инженерией человеческих душ, как наш уважаемый Александр Андреевич, образец цивилизованного человека. Он и во власти был бы хорош, или Президентом, или, хотя бы, советником президента. Но не принимает его власть, разные у них цивилизации – во власти всё больше юристов и артистов разных жанров, а это знатные лицемеры. Что-то в цивилизации надо подправить.

27 октября 2018 в 13:33

В цивилизации надо подправить природу человека. А она неисправима, как известно. Вот и мыкаемся.

Кстати, жрецы везде были хороши. Не думаю, что брамины чем-либо отличались от фарисеев или, скажем, попов. Та же Маня в другом сарафане.

Техническое образование не пойдёт впрок тому, кто к нему не склонен. Скорее - наоборот.

Ну а про власть народ тоже давно уже всё сказал: "... всегда сверху". ;) Нет, это абсолютно безнадёжно. :(

А как красиво можно было бы жить... Стремиться к звёздам, спускаться на дно морей, бороться с болезнями и голодом. А остаётся только прозябать.

28 октября 2018 в 01:50

Природу человека можно исправить и некоторые уже исправляют изменяя свой пол, изменяя генетические признаки при искусственном оплодотворении в пробирке, используя химию для снижения половой активности или её повышения, используя химию для снижения агрессивности или её увеличения, активируя честность либо лживость и т.д. и т.п. Кроме того на природу человека воздействует сознание, либо поощряя природу, либо сдерживая её. И тут встаёт вопрос цивилизованности. До сих пор цивилизаторы пытались своей идеологией обмануть природу человека, как это делают религиозные идеологи, или загнать её под лавку, как это делали советские идеологи – в СССР, как известно, секса не было. Человеку надо честно говорить оего природе, обучать методам управления ею, помогать ему в этом, а не врать о божественном происхождении, грехе и злом дьяволе и добром боге. Цивилизация, это обучение – надо что-то подправить в школе, консерватории и других учебных заведениях, начиная с детского садика. Не всем легко даются научно-технические знания, при том преподносятся они формально и скучно, но эти знания развивают логическое мышление, дисциплинируют мозг, приучают его обращаться к разуму а не к чувствам при решении жизненных проблем. А кроме того, это расширяет кругозор, позволяет глубже и шире видеть и понимать мир. Да, шаманы и брахманы, это таже Маня, но примитивнее, не такая изощрённая и иезуитская как фарисеи, папы и попы. Власть нынче, по большей части, избирается народом, то-есть выбирается снизу, хотя и восседает какое-то время сверху. Красиво жить можно, и многие живут красиво, летают к звёздам, спускаются на дно океана, творят науку и культуру. Но есть такие, кто хочет жить красиво за счёт других – сильные за счёт слабых, а слабые за счёт сильных. Надо искать баланс интересов между сильными и слабыми и у человека есть инструмент для нахождения такого баланса, это его разум. Работа в этом направлении идёт со скрипом, проблемы в цивилизации, в обучении – мало технарей вовлечено в процесс решения цивилизационных проблем. Надо что-то подправить в консерватории и дело пойдёт веселее, жизнь станет лучше, такой как вы её хотите видеть и я тоже – стараюсь быть оптимистом, из последних сил.

28 октября 2018 в 19:51

"В Советском Союзе секса нет на телевидении", - сказала та дама, но концовки её справедливой фразы зал уже не услышал, т.к. гоготал и дрыгал ногами.

Изменение пола изменением личности не является, скорее наоборот. Известный роман Хаксли, Вы, очевидно, читали. Вот как бы не доизменяться...

Ну а стремиться к звёздам каждому самому по себе пока никто не запрещает, это точно. Но я не о том.