Авторский блог Василий Шахов 10:00 10 декабря 2018

Беседа 6-ая.Конституции и Кодексы. Вера. Надежда. Любовь.

ПРИГЛАШЕНИЕ К "КРУГЛОМУ СТОЛУ" О КОНСТИТУЦИИ И КОДЕКСАХ СВЕРХНОВОЙ РОССИИ

Беседа 6-ая. КОНСТИТУЦИИ И КОДЕКСЫ. Вера. Надежда. Любовь.

РУСЬ – СССР: советский дефицит – КНИГИ

**************************************************************

Хочу порадовать своих лютующих оппонентов-антисоветчиков, антиленинцев, антисталинцев, контр-советчиков всех разновидностей признанием правоты «белой вороны»: свидетельствую о самой главной (многодневной, даже многомесячной) очереди в ненавидимом ими Союзе Советских Социалистических Республик – ОЧЕРЕДИ НА ПОДПИСКУ СОБРАНИЙ СОЧИНЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И МИРОВЫХ КЛАССИКОВ…

В жанре школьного сочинения.

Вера. Надежда. Любовь.

О верю, верю, счастье есть!

Ещё и солнце не погасло.

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть.

О верю, верю, счастье есть.

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся неуёмный ветер!

Блажен,- кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь.

Люблю я ропот буйных вод

И на волне звезды сиянье.

Благословенное страданье,

Благословляющий народ.

Люблю я ропот буйных вод.

С е р г е й Е с е н и н.

Тема многогранна и ответственна. Какой аспект изложения материала избрать? К каким авторам, к каким произведениям обратиться? Ведь речь идёт об общечеловеческих ценностях, о нравственно-духовных идеалах.

Обращаюсь к страницам «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Вот пояснения к слову в е р а. Это - уверенность, убеждённость, твёрдое сознание, понятие о предметах высших, духовных. Пояснения к слову верность: полная преданность, правдивость, твёрдость в слове, стойкость в деле.

Любопытны пословицы: Вера и гору с места сдвинет; Вера наша тверда и права; С верой нигде не пропадёшь; Без дел вера мертва (нема) перед Богом; Мера всякому делу вера.

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) с гениальной силой определил своё отношение к Отечеству:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только в е р и т ь.

Любовь, любить – эти слова-понятия многозначны. В пословицах и поговорках

прослеживается многовековая мудрость, связанная с характеристикой человеческих чувств: Любящих Бог любит; Где любовь, там и Бог; Союз истины и любви рождает премудрость; Покоряй сердца любовью, а не страхом; Мотылёк любит солнышко; Так бы тебя Бог любил, как ты меня любишь; Божья любовь безгранична.

«Л ю б в и, н а д е ж д ы, тихой славы» ищут герои стихотворения А.С. Пушкина

«К Чаадаеву»(1818). Любовь и надежда тесно связаны у юных романтиков с верой («Товарищ, в е р ь: взойдёт она, звезда пленительного счастья»).

Замечательный лирик Алексей Константинович Толстой (1817-1875) размышлял

о самобытности русского человека:

Коль л ю б и т ь, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругать, то сгоряча,

Коль рубить, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль просить, так уж душой,

Коли пир, так пир горой!

Надежда, надеяться – верить, уповать, не сомневаться, ожидать с уверенностью, считать исполнение своего желания вероятным. Народная мудрость подарила нам пословицы на все случаи жизни: Надеючись и живут; Век живи, век надейся; Надеючись и мужик хлеб сеет; На ветер надеяться, без помолу быть; На Бога надейся, а сам не плошай; Надейся добра, а жди худа; На чужое надейся, а своё паси; Колотися, бейся, а всё надейся; Жить надейся, а умирать готовься.

Прекрасные уроки и идеалы отчизнолюбия, Веры, Надежды и Любви содержатся в памятниках древнерусской литературы, повествующих о деяниях наших предков: «Трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове…». Летописец рисует впечатляющую картину былого: «…Кони ржут в Москве, звенит слава по всей земле Русской! Трубы трубят в Коломне, бьют бубны в Серпухове, веют стяги у Дона Великого на берегу!.. …стоят между Доном и Днепром, на реке Мече. И мы… пойдём за быструю реку Дон, прославимся миру на диво, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили, а храбрецов испытаем в бою за землю Русскую и за веру христианскую!...». Это - знаменитая

«З а д о н щ и н а. Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая. Написано Софонием, рязанским старцем».

Наши предки любили и самоотверженно защищали землю Русскую. Приведём в своём сочинении строки из древнего текста: «…И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Сосчитайте, братия, скольких у нас воевод нет и скольких молодых людей нет». Тогда отвечал ему Михайло Александрович, московский боярин, князю Дмитрию Ивановичу: «Государь князь великий Дмитрий Иванович, нету, государь, у нас 40 бояринов московских, 12 князей белозерских, 30 новгородских посадников, 20 бояринов коломенских, 40 бояринов серпуховских, 30 панов литовских, 20 бояринов переясловских, 25 бояринов костромских, 35 бояринов владимирских, 8 бояринов суздальских, 40 бояринов муромских, 70 бояринов рязанских, 34 бояринов ростовских, 23 бояринов дмитровских, 60 бояринов Можайских, 30 бояринов звенигородских, 15 бояринов углицких. А воинов наших погибло от безбожного Мамая двести пятьдесят тысяч и три тысячи. И помиловал бог Русскую землю…»

Нравственно-духовные уроки предков особенно важны именно сегодня («С вершин истории смотрят на тебя…»). Краеведу есть о чём подумать, есть о чём поразмышлять: истоки великой победы на поле Куликовом, «география» судьбоносных событий: Москва, Московия, Подмосковье, Тульщина, Рязанщина, Москва-река, Красивая Меча, Непрядва, Дон, Ока, Коломна, Серпухов…

О преемственности поколений, о традициях Веры, Надежды, Любви говорил

покойный патриарх Алексий 11. В «Литературной газете» опубликовано написанное

6 декабря 2008 года стихотворение Геннадия Красникова «Памяти Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 11»:

Новый день с новым комом в горле,

Сколько скорбных добавил вех?

Много, много на свете горя,

Слава Богу, хватит на всех.

Нету гроздьев грозы без грома,

Нету мира без мрачных бед,

Нету дома, чтоб был без гроба,

Воскресенья без смерти нет.

Современный автор касается вечной темы Любви, Надежды, Веры, темы верности и преданности идеям милосердия, гуманизма, добра и красоты. В поэтическом синтаксисе,

в подборе изобразительно-выразительных средств (метафоры, сравнения, уподобления,

аллитерации, повторы), которыми пользуется Геннадий Красников, - особая «диалектика

души» («Птицы чёрные за плечами гасят свечи кривым крылом, слишком много кругом печали, слишком мало любви кругом. Память вечную пели в храме, а в просвете сырых небес – золотились над куполами облака, словно райский лес»).

Строки эти запоминаются, они несут в себе пафос добра, сочувствия, сострадания:

Колокольная Русь гудела,

Отдаваясь в сердцах глухих,

Будто бы разбудить хотела

Всех живых и мёртвых своих.

…Наступил Новый год. С верой, надеждой, любовью, планами на светлое будущее встретили его мои соотечественники. Люди верят, что все трудности будут преодолены. Для этого нужно много трудиться, создавая новые материальные и духовные ценности.

Но более всего

Л ю б о в ь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла… -

проникновенно сказал Сергей Есенин.

С родным Подмосковьем связываем мы свою судьбу, свою веру, свои надежды.

Всё, что относится к «малой родине», особенно дорого и близко.

В моём наукограде Троицке вспоминают, как здесь, на берегах Пахры, Михаил

Матусовский написал свои «Подмосковные вечера» («Не слышны в саду даже шорохи, Всё здесь замерло до утра. Если б знали вы, как мне дороги Подмосковные вечера. Речка движется и не движется, Вся из лунного серебра. Песня слышится и не слышится В эти тихие вечера»).

Известный композитор В. Соловьёв-Седой создал музыку на слова

М. Матусовского. Песня стала популярной («Что ж ты, милая, смотришь искоса, Низко голову наклоня? Трудно высказать и не высказать Всё, что на сердце у меня. А рассвет уже всё заметнее… Так, пожалуйста, будь добра, Не забудь и ты эти летние Подмосковные вечера!»).

1.0x