Авторский блог Татьяна Воеводина 00:00 11 августа 2016

Белый кот на воеводстве

Сегодня во всём мире есть только один критерий жизненного успеха и один мотив деятельности — деньги. У кого нет богатства — тот лох и лузер, вот смысл господствующей философии. На почве этой философии коррупция неодолима. Чтобы чиновник не коррумпировался, он должен иметь идею, которой служит. В современном развращённом обществе выражение "работать за идею" означает показать себя тем самым презренным лохом и лузером. На самом деле, только большая идея, служение способны создать заслон коррупции. Тогда накопление имущества просто не интересно. Тогда человеку не нужен дом в полторы тысячи "квадратов" с обувными коробками, набитыми ювелиркой: всё это нужно тем, у кого идеи нет. Где её взять, идею, — это большой вопрос. Но без его решения ничего не получится. Только служение — монарху, Родине, великому делу — способно отвратить от личного обогащения.

Ну и дела творятся в глухой отпускной сезон! То губернатора отстранят, то сотрудников Следственного комитета арестуют, то руководителя таможни задвинут. Что ни день — во весь экран ведут кого-то важного под белы руки.

Отсюда наблюдатели естественным образом делают вывод: грядёт новый 37-й год. Похоже, назревает "огонь по штабам", выражаясь в китайском вкусе, или, ежели по-нашему, — опричнина. Тут и памятник Иоанну Васильевичу Грозному в Орле подоспел. Одно к одному…

Одолеть коррупцию — ох, мудрено. Ведь она вошла в жизнь, в ткань, в кровь, в обмен веществ. И не только у нас.

В середине 90-х я дружила с известной предпринимательской семьёй из города Варезе в Ломбардии. Их инжиниринговая компания построила немало предприятий в тех краях и по всей Италии, даже в России реконструировала кое-какие производства. В те времена в Италии бушевала антикоррупционная кампания "Чистые руки", гремел, бичуя пороки и изобличая социальные язвы, легендарный судья Ди Пьетро. Вот-вот, казалось, с этой застарелой болезнью итальянского государственного организма будет покончено. Но в Варезе покончено оказалось с… деловой активностью. Особенно с той, что связана с землеотводами, разрешениями, подключениями к сетям и т.п. — таким бизнесом и занимались мои знакомые. Чиновники разрешений не выдавали: ни за деньги, как велось от века, ни без денег. Деньги брать боялись, а не брать… тоже боялись: вдруг сделаешь бесплатно, а тебя заподозрят во взятке? Лучше просто отказать. Любой чиновник в любой части света отлично умеет отказать. Законно и обоснованно. Мои друзья впали в уныние: их бизнес застопорился, замаячили санкции за неисполнение контрактов, а как исполнишь, когда Италия борется с коррупцией?

Так что же — не бороться? Вовсе нет! Бороться надо. Но, начиная войну, надо знать и понимать врага. Надо понимать ту роль, которую коррупция играет в государстве и обществе. И не впадать в шапкозакидательство: война предстоит долгая.

Сегодня любят рассказывать, как сингапурский правитель Ли Куан Ю на раз одолел коррупцию: посадил за решётку парочку своих друзей — остальные мигом перевоспитались. Опыт интересный, но у нас на раз — не получится. Хотя бы потому, что размеры у нас не те. Потом, там была всё-таки диктатура, а у нас — ох, далеко не диктатура.

Так что же такое — наша коррупция? Мне кажется, вот что. В момент величайшего стресса человек иногда обнаруживает древние инстинкты, возвращается в далёкое прошлое, а то и к своей докультурной, пещерной сущности. С народами и государствами такое тоже случается. После краха советской жизни наши государственные нравы вернулись в Средневековье. Слабо централизованное государство, почти феодальная раздробленность, распри бояр и князей — словом, "прошедшее проходит предо мною".

Одна из черт Средневековья — система кормлений. Центральная власть не может содержать своих функционеров на местах и посылает их "на кормление": что выколотишь с населения — тем и кормись. Система, сформировавшаяся при Ельцине, была именно кормлением. Забавно, что как те, давние кормленщики получали свою мзду перед праздниками, так и в ельцинские времена всякого рода проверяльщики ходили шерстить бизнес тоже перед праздниками. Система кормлений была упразднена Иваном Грозным в 1556 году: она противоречила самой идее централизованного государства.

Сегодня мы снова видим попытку превращения кормленщиков в государственных функционеров.

Получится ли? Должно получиться. Но нельзя опираться только на силу. Сила должна быть — готовая покарать за предательство государева дела. Нужны проверки чиновников — на соответствие образа жизни и казённого жалования, нужен запрет на занятия бизнесом для его семейного окружения.

Но вот вопрос: а зачем тогда чиновнику становиться чиновником? Сегодня во всём мире есть только один критерий жизненного успеха и один мотив деятельности — деньги. У кого нет богатства — тот лох и лузер, вот смысл господствующей философии. На почве этой философии коррупция неодолима. Чтобы чиновник не коррумпировался, он должен иметь идею, которой служит. В современном развращённом обществе выражение "работать за идею" означает показать себя тем самым презренным лохом и лузером. На самом деле, только большая идея, служение способны создать заслон коррупции. Тогда накопление имущества просто не интересно. Тогда человеку не нужен дом в полторы тысячи "квадратов" с обувными коробками, набитыми ювелиркой: всё это нужно тем, у кого идеи нет. Где её взять, идею, — это большой вопрос. Но без его решения ничего не получится. Только служение — монарху, Родине, великому делу — способно отвратить от личного обогащения. Надеюсь, никто не подозревает меня в мысли, что чиновников надо держать в чёрном теле: человеку, делающему государственное дело, должен быть обеспечен бытовой комфорт.

Сегодня много говорят о необходимости идеологии. И это очень верно. Победить коррупцию, борясь с коррупцией, — нельзя. Она — результат духовного, идейного, религиозного оскудения, охватившего весь мир.

1.0x