Сообщество «Салон» 00:00 30 мая 2013

Аутизм

Са­мая боль­шая и зна­чи­тель­ная часть экс­по­зи­ции Арх Моск­ва NEXT — стро­и­тель­ный ры­нок вну­т­ри ЦДХ. Та­ким об­ра­зом, ме­ро­при­я­тие сто­и­ло на­звать "Всё для ва­ших ин­те­рь­е­ров" или "Стро­и­тель­ные ка­та­ло­ги вжи­вую". Вы­гля­дит это так: па­ви­ль­о­ны с раз­лич­ны­ми брен­да­ми (в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­ст­ве, ко­неч­но, за­пад­ны­ми), где си­дят ску­ча­ю­щие кон­суль­тан­ты и смо­т­рят на об­раз­цы пар­ке­та, ка­фе­ля, ко­в­ров, кра­сок, двер­ных ру­чек, за­на­ве­сей, све­тиль­ни­ков или да­же не­боль­ших га­зо­вых ка­ми­нов

По­ка я шёл к ЦДХ, где на пять май­ских дней раз­ме­с­ти­лась вы­став­ка Арх Моск­ва NEXT, я ду­мал о по­тен­ци­аль­ной энер­гии. О том, что боль­шин­ст­во, пусть и уди­ви­тель­ных про­ек­тов, ко­то­рые я на­де­ял­ся там уви­деть, ни­ког­да не бу­дут во­пло­ще­ны в жизнь и на­всег­да ос­та­нут­ся не­ре­а­ли­зо­ван­ным ар­хи­тек­тур­ным по­тен­ци­а­лом, скла­дом сме­лых сту­ден­че­с­ких за­ма­шек. В этот са­мый мо­мент ря­дом, на до­ро­ге, вы­ст­ро­и­лась чу­до­вищ­ная ав­то­мо­биль­ная проб­ка, про­тя­нув­ша­я­ся по Крым­ско­му мос­ту и даль­ше, по­ка хва­та­ет глаз. Кто-то от­ча­ян­но сиг­на­лил, кто-то уже орал на со­бра­та-во­ди­те­ля ма­том, по­ли­цей­ские-ре­гу­ли­ров­щи­ки сто­я­ли на пе­ре­крё­ст­ке и пы­та­лись пре­дот­в­ра­тить об­ра­зо­ва­ние мёрт­во­го транс­порт­но­го сту­по­ра. Да, Моск­ва нуж­да­ет­ся в ар­хи­тек­тур­ной сме­ло­с­ти, как ни­ког­да преж­де, это оче­вид­но.
Пу­с­ка­ют бес­плат­но, но ча­сы ра­бо­ты ЦДХ на эти пять дней бы­ли из­ме­не­ны, он стал за­кры­вать­ся в пол­вось­мо­го. На ули­це, пе­ред вхо­дом, ус­та­но­ви­ли длин­ные щи­ты, где по­ка­зы­ва­ли ги­по­те­ти­че­с­кие транс­фор­ма­ции Крым­ской на­бе­реж­ной, ВДНХ и дру­гих объ­ек­тов со­вет­ско­го про­шло­го. Как мне при­шлось уз­нать чуть поз­же, эта улич­ная ин­стал­ля­ция — и есть са­мый мас­штаб­ный и "сме­лый" про­ект, по­рож­дён­ный рос­сий­ской ча­с­тью ар­хи­тек­тур­но­го со­ци­у­ма.
По­то­му что са­мая боль­шая и зна­чи­тель­ная часть экс­по­зи­ции Арх Моск­ва NEXT — стро­и­тель­ный ры­нок вну­т­ри ЦДХ. Та­ким об­ра­зом, ме­ро­при­я­тие сто­и­ло на­звать "Всё для ва­ших ин­те­рь­е­ров" или "Стро­и­тель­ные ка­та­ло­ги вжи­вую". Вы­гля­дит это так: па­ви­ль­о­ны с раз­лич­ны­ми брен­да­ми (в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­ст­ве, ко­неч­но, за­пад­ны­ми), где си­дят ску­ча­ю­щие кон­суль­тан­ты и смо­т­рят на об­раз­цы пар­ке­та, ка­фе­ля, ко­в­ров, кра­сок, двер­ных ру­чек, за­на­ве­сей, све­тиль­ни­ков или да­же не­боль­ших га­зо­вых ка­ми­нов. Где-то там же ком­на­та с рек­ла­мой ком­мер­че­с­ко­го ар­хи­тек­тур­но­го об­ра­зо­ва­ния, мо­ло­дые лю­ди об­ле­пи­ли длин­ный бе­лый стол и рас­сма­т­ри­ва­ют рек­лам­ные аль­бо­мы.
По­се­ти­те­ли есть и, по­хо­же, они дей­ст­ви­тель­но за­ин­те­ре­со­ва­ны в по­ло­вой до­с­ке из на­ту­раль­но­го ма­ка­са­ра или в экс­клю­зив­ных ита­ль­ян­ских уни­та­зах. Об­ме­ни­ва­ют­ся ви­зит­ка­ми и улы­ба­ют­ся, си­дят в ка­фе на пу­фи­ках и ди­зай­нер­ских сту­ль­ях, как звёз­ды эс­т­ра­ды, пьют, ку­ша­ют бу­тер­б­ро­ды с крас­ной ры­бой, как в те­а­т­ре. Не­ко­то­рые зна­ют друг дру­га и ра­ды встре­че. Ви­ди­мо, им та­ко­го ро­да ме­ро­при­я­тие по ду­ше. Един­ст­вен­ное: всё это мож­но уви­деть и сра­зу ку­пить в Кро­кус си­ти, при­чём круг­ло­го­дич­но. Мо­жет быть, ко­му-то очень да­ле­ко ехать до ок­ра­и­ны Моск­вы…
Кро­ме по­ка­за об­раз­цов ин­те­рь­ер­ной про­дук­ции, при­сут­ст­ву­ет вы­став­ка ар­хи­тек­тур­но­го ри­сун­ка, и на по­след­нем эта­же сгру­ди­лись ар­хи­тек­тур­ные про­ек­ты. Что ж, под­ни­ма­ясь по уз­ко­му эс­ка­ла­то­ру, я ду­мал, что, на­ко­нец-то, уви­жу, хо­тя бы кра­ем гла­за, как Моск­ва бу­дет вы­гля­деть лет че­рез де­сять. Ещё мне хо­те­лось уви­деть но­вое, про­грес­сив­ное, ме­с­та­ми не­ис­то­вое и стран­ное ви­де­ние ар­хи­тек­ту­ры, пусть и не­воз­мож­ное в со­вре­мен­ной ре­аль­но­с­ти, но пу­тя­ми куль­тур­ной диф­фу­зии всё же про­ни­ка­ю­щие в по­всед­нев­ность, мед­лен­но, со вре­ме­нем.
Сра­зу пе­ред вхо­дом — здо­ро­вен­ный ма­кет под стек­лом, офи­сы для ка­кой-то авиа­ком­па­нии. Вро­де бы для Аэ­ро­фло­та. Ря­дом — стой­ка с рас­сы­пан­ны­ми на ней де­та­ля­ми кон­ст­рук­то­ра LEGO. Из ку­би­ков де­ти и взрос­лые ле­пят свою "ар­хи­тек­ту­ру" — и всех это за­бав­ля­ет. А ос­таль­ной кон­тент рос­сий­ской ча­с­ти экс­по­зи­ции про­ек­тов — то са­мое "ар­хи­тек­тур­ное гуано", ра­ди ко­то­ро­го в Моск­ве двад­цать лет под­ряд сно­сят ста­рин­ные до­ма. Опи­шу это вкрат­це: как пра­ви­ло, не­боль­шая и чрез­вы­чай­но, край­не, аб­со­лют­но "элит­ная" груп­пи­ров­ка жи­лых по­ст­ро­ек, не­внят­но­го ар­хи­тек­тур­но­го на­прав­ле­ния. По­че­му-то ча­ще все­го с бес­смыс­лен­ны­ми и без­вкус­ны­ми эле­мен­та­ми ба­рок­ко или урод­ли­вей­ше­го ту­рец­ко­го арт-де­ко, ви­ди­мо, тя­га к ко­ро­лев­ской рос­ко­ши очень силь­но при­вле­ка­ет со­вре­мен­ных Лю­до­ви­ков. Жи­лые по­ст­рой­ки при этом от­го­ро­же­ны от по­сто­ян­но гряз­ной и не­до­воль­ной Моск­вы. В об­ра­зо­ван­ном ис­кус­ст­вен­ны­ми ме­то­да­ми ан­к­лав­чи­ке буд­то бы ни­ког­да не бы­ва­ет про­бок, и на ули­цах го­ро­да не слу­чи­лось ещё ни еди­но­го те­рак­та. Ро­зо­вые и пух­лые де­ти-хе­ру­ви­мы рас­тут в та­ких до­мах не по дням, а по ча­сам, и од­ной но­гой еже­се­кунд­но сто­ят в Лон­до­не или где-то ещё, где ти­ше, чи­ще, при­ят­нее, ком­форт­нее.
Так как за кло­чок мос­ков­ской зем­ли сей­час при­хо­дит­ся грызть­ся, как кры­сам в же­лез­ной бочке на ко­раб­ле даль­не­го пла­ва­ния, не­дрё­ма­ные очи ин­ве­с­то­ров об­ра­ти­лись к под­мо­с­ков­ным ле­сам. И я сам ви­дел, ло­зунг "ур­ба­ни­зи­ру­ем ле­са", а ря­дом, на кар­тин­ках с по­мо­щью аля­по­ва­тых ком­пью­тер­ных мо­де­лей, бы­ло по­ка­за­но, как меж­ду ду­ба­ми и клё­на­ми воз­вы­ша­ют­ся фу­ту­ри­с­ти­че­с­кие по­ст­рой­ки (от­да­ю­щие фран­цуз­ским мо­дер­низ­мом пя­ти­де­ся­ти­лет­ней све­же­с­ти), меж­ду ко­то­ры­ми по­на­ты­ка­ны "ус­пеш­ные" рос­си­я­не, за­ни­ма­ю­щи­е­ся тем, чем при­ня­то за­ни­мать­ся в ле­су.
В об­щем, я ожи­дал уви­деть наш соб­ст­вен­ный План "Ву­зен" для Моск­вы 2013, но ли­це­зрел всё то же ме­щан­ское ме­лоч­ное ре­мес­лен­ни­че­ст­во, не за­слу­жи­ва­ю­щее от­дель­ной вы­став­ки. И лад­но, ес­ли бы со­вре­мен­ная Моск­ва бы­ла об­раз­цо­вым го­ро­дом, в ко­то­ром и ос­та­лось раз­ве что стро­ить пре­стиж­ные жи­лые до­ма. Это не так, ме­га­по­лис уми­ра­ет от транс­порт­ных тром­бов и рас­сы­па­ет­ся бук­валь­но на гла­зах, изъ­е­да­е­мый опу­хо­ля­ми бес­по­ря­доч­но­го ком­мер­че­с­ко­го стро­и­тель­ст­ва. И от­сут­ст­вие ре­ак­ции на эти про­бле­мы срод­ни ау­тиз­му.
Был и длин­ный ко­ри­дор с про­ек­та­ми из дру­гих стран, с иных кон­ти­нен­тов: Се­вер­ная Аме­ри­ка, Азия, Юж­ная Аме­ри­ка. Мно­гие ли­с­ты бы­ли раз­ве­ше­ны бес­по­ря­доч­но, ино­гда го­ри­зон­таль­ные прин­ты ви­се­ли бо­ком. Но да­же так, с этих пло­с­ких и тес­ных кар­ти­нок на зри­те­лей смо­т­ре­ли мос­ты, аэ­ро­дро­мы, це­лые го­ро­да, на­уч­ные ком­плек­сы, ог­ром­ные фу­ту­ри­с­ти­че­с­кие за­во­ды. Я ви­дел, как на ги­гант­ских все­мир­ных свал­ках вы­ра­с­та­ет му­со­ро­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щий ком­би­на­ты, ви­дел, как в сло­ях об­ла­ков ле­та­ют воз­душ­ные фер­мы бу­ду­ще­го, ко­то­рые боль­ше не нуж­но по­ли­вать и тра­тить бес­цен­ную пи­ть­е­вую во­ду, ви­дел мос­ты, не­под­вла­ст­ные оке­ан­ским штор­мам, удер­жи­ва­е­мые слож­ней­ши­ми си­с­те­ма­ми про­ти­во­ве­сов. При­чём, все эти про­ек­ты — не про­сто сво­бод­ный по­лёт фан­та­зии: боль­шин­ст­во из них снаб­же­но рас­чё­та­ми, сре­за­ми и дру­ги­ми до­пол­ни­тель­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми. Это хо­ро­шо. Но я хо­тел уви­деть это в кон­тек­с­те Моск­вы, по­ка же сто­лич­ные дель­цы, по­хо­же, опе­ри­ру­ют, дер­жа в уме фра­зу "по­сле нас хоть по­топ".

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x