Авторский блог Юрий Котенок 18:40 20 марта 2014

Атаман вежливых людей

Потомок запорожцев Иван Безуглый о возвращении Крыма в состав России.

«ЗАВТРА». Иван Васильевич, казаки Таманского отдела Кубанского казачьего войска находятся в Крыму, выполняют особые задачи. Что привело вас сюда? Чем занимается казачество? Как происходила высадка?

Иван БЕЗУГЛЫЙ. Еще до того, как казаки пришли в Крым, я много говорил с атаманом Кубанского войска, что надо что-то делать, нельзя спокойно сидеть. На Украине происходят вещи, которые недопустимы, казакам они не любы. Сначала из-за Олимпиады в Сочи действовать было нельзя. Но потом атаман сказал, что обсудит это с губернатором края, и к вечеру поступила команда выдвинуться в Крым. Атаман спросил меня: «Вы готовы, Таманский отдел?» - я ответил, что готовы - «тогда приступаем к высадке в Керчи».

Когда мы приехали с группой казаков к переправе, украинские пограничники, таможенная служба - по любому поводу и без - старались не пропустить нас на территорию Украины. Казаков начали задерживать, опрашивать, часть вернули обратно. В последующие высадки также возвращали, находя причины, а потом просто объявили, что граница закрыта, и паром, с которого мы переправлялись, работать не будет. Тогда мы связались с крымскими казаками и попросили их побеседовать с пограничниками Украины. Приехали казаки и разъяснили, что казаков Кубани надо переправить, а если они этому будут препятствовать, то с ними побеседуют по-казачьи. Пограничники посовещались с кем-то из главных и нас пропустили. Но сложностей меньше не стало.

На территории Украины руководителями была дана команда: не выделять транспорт для переправы наших казаков в те места, куда мы их определили. Большую помощь оказал священник вместе с атаманом Посольской станицы. Они бегали по городу, искали для нас автобусы, благодаря их усилиям, с трудом, но мы переправились.

Жители Крыма ждали казаков. Когда мы прибыли и ступили на землю, первое желание было – встретиться со священником, который помогал нам в преодолении пути. Мы с атаманом Николаем Долудой пришли к храму, люди, которые там были, увидели казаков и расплакались от радости, они благодарили нас, что мы приехали защитить людей, помогать в наведении порядка. После, везде на улицах – люди встречали казаков и радовались.

«ЗАВТРА». Известно, что ваши подчинённые казаки спешно занимали блокпосты и счёт шёл чуть ли не на минуты. Скажите, почему возникло противостояние, ситуация: кто кого опередит?

Иван БЕЗУГЛЫЙ. Случилось так, что когда мы прибыли на блокпосты, там было по несколько человек из «Беркута». Это были мальчишки, глядя на которых я сразу понял, что никакой миссии по защите блокпостов они бы не выполнили. Ни физически, ни морально, в связи со своим возрастом, они не смогли бы противостоять серьёзному нападению. Приезд казаков их воодушевил и обрадовал.

Счёт действительно шёл на минуты. Когда мы приехали к посту, с другой стороны также на автобусах подъезжали наши недруги. Я думаю, что если бы мы чуть задержались, они захватили бы эти блокпосты. И неизвестно, смогли бы мы их оттуда выкурить.

«ЗАВТРА». Где это происходило, в каких местах?

Иван БЕЗУГЛЫЙ. Блокпост «Перекоп» и блокпост «Титан». Ещё казаки были на блокпосте «Чонгар», но я тогда там не присутствовал.

На передовую, на боевые посты люди несли продукты питания, матрасы, обмундирование. Некоторые примеры меня сильно поражали. Как-то пришёл на позиции дедушка с палочкой и перед казаками поставил сапоги, а после сапог поставил ботинки. «Вот, - говорит, - я сапоги принёс, у меня были запасные, а ботинки я с себя снял, а сам одел калоши (и действительно пришёл в калошах). Я отдаю вам ботинки, сынки, только не покидайте, не оставляйте нас». Это если говорить о простых людях, но еще меня удивляло то, что работники правоохранительных органов, в частности милиционеры, которых мы встретили на дороге, тоже смотрели на нас как на спасителей, радовались и обнимали нас. Через какое-то время мы уезжали с территории (мы уезжали по службе), нас останавливали и спрашивали: «Вы случайно не уходите? Потому что после того, как вы уйдёте, мы не знаем, что станет с работниками милиции», и также просили остаться.

Мне часто задавали вопрос: «Зачем мы сюда пришли, почему?» Отвечу, первое – когда я был маленьким, мой отец говорил, что наши деды и прадеды пришли из Запорожья, то есть отсюда. Это наша земля, и мы пришли на свою землю. Второе – мы пришли сюда, потому что здесь живут наши братья-казаки, здесь живут русские люди, их кто-то должен защищать. «Молодчики» занимались бандитизмом, эти психически нездоровые элементы громили, избивали, убивали мирных жителей – кто-то должен защитить от этого. Народ был морально сломлен, в том числе и силовые структуры.

Повторюсь: прибытие казаков на блокпосты, и в населённые пункты – подняло дух народа.

«ЗАВТРА». Сейчас казаки находятся на самом передовом рубеже - Перекопе. Есть информация, что на «той стороне» стянуты крупные силы. Не дай Бог, произойдёт провокация. Каким образом будут развиваться события, готовы ли ваши люди к таким неожиданностям?

Иван БЕЗУГЛЫЙ. Я говорил с нашими бойцами, которые уже обстреляны и нюхали порох. Думаю, они устоят, могу с уверенностью сказать, что они к этому готовы. Более того, они всем покажут, как надо защищать Отечество. Нас не надо стращать, пускай не скулят там как псы из подворотни, пускай выйдут с нами в чистое поле, как делали настоящие воины и посмотрим: кто на что способен и кто во что горазд. Хватит браться за оружие и пугать на площадях граждан, хватит издеваться над силовыми структурами. Мы им покажем кузькину мать.

Единственное, лишь бы нас не предали в том плане, что скажут: «Хватит биться». Но мы будем стоять до конца. Я думаю, что это у нас получится. У казаков высокий моральный дух. Люди сутками лежали в траншеях и окопах под дождём. Сменился наряд, и первый, кто пришёл – атаман одной из станиц – снял папаху, махнул, а с неё полведра воды вылилось. Он лежал сутки под дождём, впитывая в себя воду, холод, перенося все тяготы и лишения. Никто не скулил, не выл. Все сказали: тяжело, сложно, но будем стоять до конца, будем стоять, сколько это надо Отечеству, сколько это надо народу.

Мне глубоко наплевать, кто что думает, кто и что скажет по поводу нашего присутствия в Крыму. Мне важно то, что народ хочет видеть нас здесь, он просит у нас помощи, и мы не откажем. Нормальный человек, патриот, болеющий за Отечество, за мир и стабильность, поступит также.

«ЗАВТРА». На Украине происходит мобилизация. Нам всем больно, что происходит на этой земле. Фактически раздирается страна, ожесточаются люди. Как к этому относиться? Как вы оцениваете происходящее?

Иван БЕЗУГЛЫЙ. Украина раздирается политическими силами. Для нас это неприемлемо и больно, потому что они ближе нам, чем эскимосы и африканцы. Это наши люди – украинцы, с которыми мы братья по крови. Будем вникать в ситуацию, и руководство Российской Федерации и казаки, я думаю, – мы все будем предпринимать какие-то меры. Печальному сценарию событий надо противостоять.

«ЗАВТРА». Вы родом из Запорожья, откуда произошли кубанские казаки. Но некоторые головы, в том числе и украинских националистов, откровенно заявляют, что Кубань – это территория Украины. Они предъявляют какие-то карты, где Кубань обозначена, как территория украинского государства. Насколько уместны эти территориальные претензии со стороны крайне правых националистов?

Иван БЕЗУГЛЫЙ. Мы всё это уже проходили. Раньше мне неоднократно говорили о том, что Краснодарский край – временно оккупированная территория Украины. Знаете, не только Украина так оценивает некоторые земли. У меня в кабинете лежит карта, которую писали, кажется, адыги. Там тоже наши территории – это их территории. Вероятно, что люди собираются, подумают между собой, поговорят: «Чья это территория? А это наша территория!».

Но мало ли кому что в голову взбредёт? Надо, наверное, меньше заниматься пьянством или наркоманить, раз с мозгами не все порядке. Не на тех напали. Мы не позволим на Кубани так себя вести. У нас не будут плясать разные очумевшие дамы, которые плясали в Храме Христа Спасителя, граждане Америки не будут осквернять российский флаг. Они прибыли на землю Кубани и испытали что такое казацкая плеть, и мы всем остальным её при желании покажем. Кубань – это наша земля. Там наши казачьи обычаи, традиции, там жили наши деды и прадеды. Пусть попробуют её отобрать.

«ЗАВТРА». Каковы конкретные результаты деятельности таманцев в Крыму, на блокпостах, в Симферополе?

Иван БЕЗУГЛЫЙ. Ежедневно казаки, не только моего Таманского отдела, а целиком Кубанского казачьего войска, проводили оперативную работу. На блокпостах задерживали нарушителей. Мы будем отбиваться в случае необходимости, но главная задача у нас – это охрана общественного порядка.

Уже на второй день моего приезда на блокпост началась стрельба – задерживали человека, который вёз «запрещенную литературу», какие-то листовки. У него нашли патроны и другие вещи, которые люди не вправе провозить на эти территории, и тем более в своей машине. Каждый день происходят те или иные случаи. Мне докладывают, что были задержаны две машины, в которых ехали лидеры Майдана. В своей машине они провозили опять листовки, бронежилеты – то, что нам здесь не надо. Пускай на Майдане всё это применяют, расклеивают листовки в своих домах, ходят по городу в бронежилетах и в касках. Мы за нормальный порядок, за то, чтобы жители Крыма жили спокойно и уверенно себя чувствовали.

«ЗАВТРА». Каковы бытовые условия казаков сегодня?

Иван БЕЗУГЛЫЙ. По-разному, но довольно сложные. Хотя наши друзья, хозяева крымской земли пытаются и стараются сделать всё возможное, чтобы было приемлемо, но не всегда это получается. Я понимаю, что нет элементарных условий для проживания. Есть проблемы и с передвижением, и с несением службы. Погода не совсем хорошая, казак день стоит под дождём, а для окопов это ещё сложнее. Но для нас всё это не является помехой. Наши деды и прадеды несли тяготы армейской службы, и нам так должно быть.

Беседовал Юрий Котенок

1.0x