Авторский блог Василий Шахов 01:39 19 января 2019

Артамонову:феномен Плеханова и участь русских провидцев (Липецкой области - 65)

Оцифровка архива Липецкого Землячества (Вл.Шахов). Каликинский дистанц-центр краезнания

АРТАМОНОВУ: ФЕНОМЕН ПЛЕХАНОВА

И УЧАСТЬ РУССКИХ ПРОВИДЦЕВ (ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ – 65)


Александр Пушкин — Пророк

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей
»

СТРАНИЦЫ ВЕЛИКОЙ ЖИЗНИ (феномен Плеханова)

«Историк обязан не плакать, не смеяться, а понимать…» – говорил

Г.В. Плеханов.

Большое видится на расстоянии… Всё отчётливее, всё рельефнее вырисовывается ещё одна грань творческой индивидуальности Плеханова: психолого-педагогический, учительно-воспитательный потенциал его наследия.

Он был выдающимся гуманистом-просветителем. Он часто повторял слова Экклезиаста: «Притесняя других, мудрый становится глупым».

В статье «Рабочее движение в 1891 году» Плеханов заметил: «Можно сказать без преувеличения, что рабочий класс – это тот класс, который всего прилежнее учится в современной России. Устроенные в больших городах бесплатные народные читальни буквально осаждаются рабочими». По другому поводу он опять-таки обнаруживает, «как многочисленны, как многообразны те отрасли знания, которые стремится обнять пробудившаяся мысль современного русского рабочего».

Плеханов размышлял о явления, способствующих формированию жизненной позиции, компетенции, профессионализма: «Развитие техники увеличивает власть человека над природой и поднимает производительность труда до такой степени, что обязательность его не может послужить препятствием, но, наоборот, явится необходимым условием всестороннего развития всех членов… общества». В работе «О борьбе с голодом в России»

Плеханов констатировал, что «между наукой и жизнью существует теснейшая, неразрывная, ни для одной из них нимало не унизительная связь, и что чем более наука служит жизни, тем более жизнь обогащает науку».

А.В. Луначарский свидетельствовал «об особом внимании» к Плеханову самых выдающихся деятелей культуры; «поразительный ум», редкая память, его редкостный дар «мыслителя-артиста», уникального аналитика и популяризатора-педагога вызывали восхищение («Будем считать за честь и счастье издать в огромном количестве экземпляров наиболее блестящие плехановские трактаты и памфлеты»).

«Г.В. Плеханов – великая фигура в нашем Отечестве, один из тех, кто составляет национальную гордость России», - полагает Ф.С. Коротаев, автор монографии «Г.В. Плеханов как человек и политик» ( Пермь, 1992). В четырёхтомной «Новой философской энциклопедии» констатируется, что Плеханов «не просто теоретик российской социал-демократии, он претендовал на статус её главного философа»; не ограничиваясь интерпретацией идей Маркса и Энгельса, он «по сути сформулировал самостоятельную философскую концепцию, расходившуюся с философскими посылками основоположников марксизма».

* * *

18 сентября 1868 года Георгий зачислен в гимназию. Как учился Георгий Плеханов?

Получив основательную домашнюю подготовку, с малолетства пристрастившись к чтению, Георгий сравнительно легко осваивал программу гимназии.

Старшеклассники, по заведенному обычаю, намеревались организовать «салаге» унизительную «присягу», но натолкнулись на серьёзное противодействие: со сжатыми кулаками разъяренный Жорж ринулся на обидчиков. После этого его оставили в покое. Тем более, что Жорж не раз вступался за тех, кто сам не мог дать сдачи обидчикам.

Мать Мария Фёдоровна, навещая сына, однажды поинтересовалась:

- Прилежно ли готовит Жорж уроки?

- Нет. Уроков не учит. Только всегда читает другие книги.

Встревоженная мать высказала свою обеспокоенность

наставникам:

- Что с моим сыном? Почему он не учит уроков?

- Ваш сын великолепно учится, - успокоили её. – Он делает

блестящие успехи. Георгий у нас – один из первых учеников, и мы им весьма довольны. Мы теперь поняли его, с ним надо только добром обращаться.

От Жоржа Плеханова всегда можно было ждать самых неожиданных вопросов. Однажды священник-преподаватель заявил:

- Нет, юноша, прекратим диспуты, а то уроки закона Божьего превратим в уроки безбожия…

Журнал протоколов собраний воспитательного комитета Воронежской гимназии в ряде записей фиксирует «весьма хорошие успехи» гудаловца. 30 декабря 1869-го Георгий Плеханов указан в числе отличившихся, занесенных на «красную доску». В 1870-ом его наградили книгами и похвальной грамотой.

Архивные источники свидетельствуют, что уже с отрочества будущий лидер Интернационала рос в многонациональной среде. Так, например, в период обучения Георгия в Воронежской военной гимназии в том же учебном заведении получали образование уроженцы Грузии: Николай Черкезишвили, Абрам Вачнадзе, Иван Пицхелаури, Эстате Джорджадзе, Николай Мусхелишвили, Григорий Палавандишвили, Владимир Вачнадзе, Семён Джанаридзе.

Биографы Плеханова пока ещё не пришли к единому мнению о «воронежском» периоде жизни основателя группы «Освобождение труда».

Лев Григорьевич Дейч специально ездил в Воронеж, знакомился с архивами гимназии. Он обратил внимание на то, что у отрока-гудаловца были довольно частые пропуски занятий по болезни.

Результаты при выпуске: высшая оценка «12» по географии, оценка «10» по истории, французскому языку, закону Божию, оценка «9» по русскому языку, немецкому языку и аналитической геометрии, оценка «8» по арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии, оценка «7» по перспективной теории, физике, математике, физической географии, самая низкая оценка «6» – по рисованию.

Из 25-ти по поведению балл «8» получили 10-ть человек (включая Г.Плеханова).

На «золотую» же доску заносили только имеющих в ы с ш и е баллы.

За время же учёбы Георгий Плеханов поощрялся занесением на «красную» доску.

***************************************************************************

Февраль 17-ого: прогнозы Бельтова.

Георгий Валентинович Плеханов – одна из самых трагических фигур нашего, пожалуй, самого трагического времени в истории человечества. Природа одарила его гениальностью, высоким даром добра, справедливости, человеколюбия. В конце жизненного пути он увидел крушение своих надежд. Разочарование, горечь, предчувствие неумолимой беды, грозящей России…

Г у д а л о в к а – во многих энциклопедиях мира обозначено место рождения выдающегося мыслителя, культуролога, просветителя, общественного деятеля. Как и Константиново – для Есенина, Урусово – для Семёнова-Тяншанского, Спасское-Лутовиново – для Тургенева, Ясная Поляна – для Толстого. Идущее из далёкого прошлого название селения восходит к кустарному промыслу: изготовление из дерева игрушечных г у д е л о к. Далевский «Словарь живого великорусского языка» даёт трактовку слову «гуделка»: брунчалка, игрушка, деревяшка или кисточка, вздетая на двойную верёвочку, которую закручивают и растягивают, отчего косточка (деревяшка) урчит и гудит. Возможна и иная трактовка. Поблизости располагались селения

Г у д о в к а, Г у д о в о, названия которых прослеживалось от «говорящих» ручьёв, издававших своеобразный шум (гудение).

В начале девятнадцатого столетия Гудаловкой владел потомственный дворянин Пётр Семёнович Плеханов, дед Георгия Валентиновича.

Валентин Плеханов, как и многие его предки и сородичи, отдал дань службе военной. Он принимал участие в «польских событиях» 1831 года. Георгиевский крест увенчал его боевые заслуги. Штабс-капитаном ушёл в отставку и обосновался в гудаловском имении. Как и полагается герою романтических приключенческих эпопей, гудаловский Ромео умчал свою степную Джульетту из родительского дома. Тайно обвенчался с ней. Вера Ивановна (в девичестве Познякова) подарила ему семерых: Любовь, Александру, Софью, Митрофана, Марию, Николая, Григория. В сорок пять лет Валентин Петрович овдовел. Горе великое, неизбывное. Семеро сирот, родительского внимания требующих. Да и жизнь брала своё…

Молодая девушка-гувернантка Мария Фёдоровна Белынская (Белинская) не походила на сказочных лютующих мачех. Чуткая, внимательная, отзывчивая, она привязалась к осиротевшим детям. От второго брака родились Фёдор, Александра, Варвара, Клавдия, Георгий.

Плехановы соседствовали с Терпигоревыми, Рахманиновыми, Пушкиными, Чичериными, Лодыгиными, Троекуровыми.

Осенью 1867 г. был приобретен в Липецке деревянный дом с подворным строением, многочисленная семья переехала в уездный город. Розалия Марковна Плеханова вспоминала: «Когда я познакомилась с зелёным городком Липецком, действительно утопающим в зелени, с чудным его местоположением на холмах, с которых открывается незабвенный вид на долину реки Воронеж, с его синеющими прудами, озёрами, сочными лугами и густыми хвойными лесами, - сказала себе: мне понятна теперь любовь Георгия Валентиновича ко всему прекрасному, к природе, животным, скульптуре, поэзии. Здесь, в Липецке, развилась эта поэтическая сторона его натуры…»

Липецк помнит Георгия и гимназистом, и студентом Санкт-Петербургского горного института. Сестра Клавдия рассказывала: «Им очень интересовалось липецкое общество. Но он был поглощён книгами. Редко выходил к гостям, ещё реже бывал у кого-нибудь…»

Знакомство с летописями, трудами Ключевского, Татищева, Карамзина, Соловьёва у Георгия Плеханова будет ещё впереди, а пока отрок из Гудаловки с живейшим интересом созерцал заводскую канцелярию Петра Великого, место, где стоял домик царя-преобразователя, чугунный трехгранник памятного обелиска с надписью: «Незабвенному везде и во всём Великому Отцу Отечества Императору Петру Первому, основателю нашего города, указавшему в нем целебные источники и новые средства богатства народного. Сооружен усердием купца Павла Небученова в 1839 году. Отлит в г. Тамбове на чугунном заводе Иваном Федоровым». Липецку, Доброму, Сокольску, Воронежу досталась особая судьба: строить корабли для Флота Российского.

Позднее, размышляя о перспективах развития Отечества, Плеханов будет сочувственно цитировать Белинского («России нужен теперь Пётр Великий», «России нужен новый Пётр Великий»). Плеханов солидаризировался с позицией предшественника («…экономических реформ Петра Великого вполне достаточно для развития у нас капитализма…»).

Студент Плеханов подружился с Всеволодом Гаршиным. Что привлекло его в Гаршине? Сочетавшаяся с внешней красотой красота внутреннего облика. Жажда жизни, неуемное умение чувствовать, понимать, поэтически раскрывать всё прекрасное. Острейшее неприятие зла, несправедливости, социального неравенства.

Заслуживают нового прочтения плехановские труды о Герцене. «К мётлам

надобно кричать, а не к топорам!» – сочувственно цитировал автора «Былого и дум» гудаловский человеколюбец. Плеханов и его поколение во многом «выросли» на «герценовских основах»; они восприняли герценовские традиции («если теперь новые люди снова должны идти с боем против препятствий, они пойдут, зная, куда идут, зная, что ломают и что сеют». «Вера Герцена в Россию в весьма значительной степени опиралась на его твёрдое убеждение в том, что наши русские вопросы могут быть решены без потрясений… «потрясения» слишком пугали его…», - констатировал Плеханов.

Биография Плеханова заслуживает более пристального, более объективного изучения и воссоздания.

Миндалевидной формы, умные, с холодным блеском, глаза. Красивый, высокий, белый, точно из мрамора выточенный, лоб. Матового оттенка лицо. Каштанового цвета, закинутые назад мягкими прядями, воллосы. Небольшая темнорусая, «лопатой», борода. Говорил поистине красноречиво, умно, убедительно, весомо…

Георгий Плеханов с юных лет был противником анархизма и терроризма. Архивные и малоизвестные био-библиографические источники

источники красноречиво свидетельствуют о нравственно-духовной позиции

Плеханова периода Воронежского и Липецкого «съездов».

Георгий Зиновьев вспоминал:

- Я не знаю более красочной и более драматической сцены из жизни народников, как эта, - когда Плеханов упрямой походкой, при громадном волнении всех присутствующих, уходил с этого маленького собрания героев-революционеров. Софья Перовская бросает ему вдогонку: «Удержите этого безумца… Куда он уходит от нас?»… На это взволнованный Плеханов отвечает решительно и горячо: «Нет, мне с вами не по дороге, я должен порвать с вами… несмотря на то, что мы были связаны теснейшими узами…

Обратили на себя внимание глубиной и обстоятельностью уже первые крупные работы («Поземельная община и её вероятное будущее», 1880; «Новое направление в области политической экономии», 1881; «Экономическая теория Карла Родбертуса-Ягенцева», 1882; «Современные задачи русских рабочих»,

1885). Закрепили его авторитет как оригинального мыслителя монографические исследования («Фердинанд Лассаль», 1886-1887; «Наши беллетристы-народники», 1888; «Анархизм и социализм»(1894), «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», 1895). Незаурядное публицистическое мастерство отметили читатели «Судеб русской критики»(1897), «Критики наших критиков»(1906), «Критики синдикализма»(1908). Историко-культурологической классикой стали его монография о Чернышевском (1909), циклы статей о Герцене и Л. Толстом (1911-1912), его «История русской общественной мысли» (1913).

* *

1.0x