Авторский блог Василий Шахов 16:41 18 января 2019

Артамонову:десница и шуйца липецких отчизнознатцев (Липецкой области - 65)

Оцифровка архива Липецкого Землячества. "Да ведают потомки православных..."

Артамонову: десница и шуйца липецких отчизнознатцев

(Липецкой области - 65)

Литература народа есть полное, всестороннее сознание его, в котором одинаково должны отразиться как народная любовь к добру и правде, так и народное созерцание красоты в известную эпоху развития» Л. Н. Т О Л С Т О Й.

Великие уроки духовности:

изящная словесность, этика, эстетика

Свет светит, и тьма не объяла его…

И о а н н, 1, 5

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А.С. П у ш к и н

…не давать детям ничего, кроме истины, конечно, выбирая между истинами те, которые соответствуют данному возрасту воспитанника.

К. Д. У ш и н с к и й

«Краткий словарь по этике» таким образом раскрывает понятие счастье: «Счастье – понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Как и мечта, счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала, но в отличие от неё означает не устремления личности, а исполнение этих устремлений».

Иван Бунин в своё время предложил читателям своё понимание с ч а с т ь я:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот дом осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

«…А счастье только знающим дано…» - мудрое, весомое слово великого русского поэта и прозаика, автора «Антоновских яблок» и «Жизни Арсеньева».

***********************************************************************

- Что ты ищешь, Диоген, днём с фонарём? – вопрошали жители Афин.

- Я ищу человека, - ответствовал мудрец.

- Кого именно? Меня? Его?

- Ищу человека, - вновь и вновь повторял он, пристально, взыскующе вглядываясь в лица своих сограждан. Разочарованный провидец продолжал свой путь, как говорится, днём с огнём.

Философско-культурологическая метафора о фонаре Диогена, как это ни парадоксально, злободневна и сегодня. Человек, личность, индивидуальность по-прежнему – одна из величайших тайн мироздания.

В рамках социальной, «м и р с к о й» этики педагогу и воспитателю предстоит приобщиться к «тайна», «загадкам» человеческой личности. Что есть человек? В чём его предназначение? Какова его сущность? Каковы смысл и назначение человеческого бытия?

Проблема человека – фундаментальная, ключевая для всех сфер, форм, граней быта и бытия, человеческих деяний.

Задача слияния, взаимообогащения этики эстетикой.

По мысли Л.Н. Толстого, эстетика «есть выражение этики». Эстетическое образование и воспитание – не самоцель. Формирование активной нравственной позиции, активной жизненной позиции будет успешным в том случае, когда художественное образование, эстетическое воспитание будет осуществляться в целостном контакте с нравственно-этическим образованием и воспитанием. Красота соединяется с добром.

И здесь особую весомость приобретает горьковская мысль: эстетика – этика будущего.

Социальная этика и проблемы нравственности

Нравственные качества личности – продукт социально-исторического развития; они не передаются по наследству, но формируются в каждом индивидууме в ходе трудовой и творчески-духовной деятельности.

«Нравственным существом мы называем такое, которое способно сравнивать свои прошлые и будущие поступки и побуждения, одобрять один и осуждать другие. То обстоятельство, что человек есть единственное существо, которое с полной уверенностью может определёно таким образом, составляет самое большое из всех различий между ним и низшим животным», - суждение Чарлза Дарвина.

* * *

Трактовка в «Кратком словаре по этике» этического понятия-дефиниции обычай: «Обычай – вид общественной дисциплины; исторически сложившая и распространенная в обществе или коллективе форма действий, повторяющихся в определённых обстоятельствах… Обычай представляет собой элемент принятия в обществе поведения, которое в свою очередь слагается из совокупности различных обычаев…».

Пушкинская «Птичка», связанная с соблюдением «р о д н о г о о б ы ч а я

с т а р и н ы»:

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины.

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

Пути и перепутья сознания… Наши питомцы открывают этот мир, сложный и противоречивый, яркий и яростный, многоцветный и многозвучный. Они постигают его исподволь, изо дня в день, не мучась взрослыми вопросами: «С чего начинается Родина? С чего начинаются человековедение, народознание?»

Нравственное воспитание – не только важная грань образовательно-преподавательского процесса, но внутренняя сущность всего процесса обучения.

Опыт лучших педагогов показывает, что, наряду с основательным изучением учебных дисциплин, необходимо постоянно формировать у своих питомцев понимание таких категорий, как честь, долг, совесть, любовь, дружба, добро, зло, справедливость, альтруизм, эгоизм, гордость, стыд, великодушие, воля, свобода выбора, цель и смысл жизни, счастье.

* * *

Мир детства: у истоков формирования нравственной жизненной позиции

  1. Введение. Первоначальное понятие о предмете светской этики, православной культуры.
  2. Жизнь по законам красоты и добра. «Отчизны родники живые». Всё начинается с детства.
  3. Истоки нравственности. Владимир Мономах: «… добра хочю братьи и Русьскей земли». Нравственные основы русского богатырства: подвиги Святогора, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича.
  4. Духовные основы, этические ценности в жанрах народной мифологии.
  5. Человек и общество. Всестороннее развитие личности.
  6. Нравственность труда. Отношение к труду. Отношение к собственности.
  7. Традиции, преемственность.
  8. Личность и общество. Возрасты человеческой жизни. Рождение личности. Взаимопомощь. Долг. Достоитство.
  9. Отношение к себе и людям. Чуткость. Человечность. Терпимость. Сочувствие.

Доверие. Верность. Благородство. Вежливость.

  1. Моральные чувства. Любовь. Стыд. Гордость.
  2. На пути к нравственной гармонии личности.

«Человеку нет конца пути!» (М. Горький).

Мир отрочества: моральные нормы и жизненная позиция человека

  1. Введение. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). «Как прекрасна земля и на ней человек…» (С. Есенин).
  2. Нравственно-духовные идеалы древнерусской культуры («Слово о полку Игореве», «Изборник Святослава», «Поучение Владимира Мономаха»).
  3. Деяние. Мотив. Намерение. Поступок. Цели и средства.
  4. Человек и общество Личность и коллектив. Коллективизм. Индивидуализм.
  5. Основные стороны морали. Моральная деятельность. Поведение моральное. Поступок. Выбор моральный.
  6. Культура поведения. Вежливость. Грубость, Манеры. Этикет.
  7. Типы поступков. Благодеяние. Искупление. Проступок.
  8. Активность общественная. Героизм. Инициатива. Почин. Подвиг.
  9. Отношения моральные. Авторитет. Благодарность. Воздаяние. Доверие. Критика и самокритика. Культ личности. Мнение общественное.
  10. Личность и общество. Дисциплина. Вина. Грех. Репутация.
  11. Сознание моральное. Общественное сознание. Заповедь. Идеал. Качества моральные. Кодекс моральный.
  12. Моральные принципы. Требовательность. Самоотверженность. Альтруизм.
  13. Идейно-общественные качества. Сознательность. Чувство нового.
  14. Степень честности человека. Верность. Искренность.
  15. Отношение к себе и людям. Благородство. Вежливость. Великодушие.
  16. Волевые качества. Выдержка. Мужество. Самообладание.

17. Духовно-этические проблемы современного мира. Духовность и научная мысль. «Люди, люди, - высокие звёзды… Долететь бы мне только до вас…» (Р. Гамзатов).

18. Шедевры народной этики. «Солнце, луна и звёзды – краса небес, цветы и ягоды – краса гор, краса государства – человек» (восточная мудрость).

«Береги честь смолоду» (этическое, нравственное, эстетическое)

1. Истина и нравственность. Мораль. Качества моральные. Критерии нравственности.

2. Общечеловеческое и нравственное. Отношения моральные. Принципы моральные.

3. Культура поведения. Этикет.

4. Причинность в морали. Равенство в морали.

5. Общественное сознание. Мечта. Норма моральная. Оценка моральная. Принципы моральные.

6. Религиозная мораль и этика (мораль и религия, религиозная мораль, фанатизм, фарисейство, фатализм). Духовная жизнь, нравственно-художественные искания в русской культуре Х1Х – ХХ столетий.

7. Нормативная этика.

8. Отношения общественные. Пример моральный. Самодеятельность и творчество в морали. Самоотверженность.

9. Норма моральная. Нравы. Обычай.

10. Обязанности моральные. Привычки. Ритуал.

11. Личность и общество. Долг. Дружба. Интерес. Ответственность. Правота. Самовоспитание.

12. Основные сферы морали. Брак и семья (нравственные основы). Отношение к женщине.

13. Профессиональная этика. Трудовое воспитание.

14. Нравственно-нормативные понятия. Благо. Добро. Добродетель. Зло. Справедливость. Счастье. Ценности моральные.

15. Активность общественная. Почин. Правила человеческого общежития. Самовоспитание.

16. Личность в коллективе. Личность и предпринимательская инициатива.

17. Типы этических теорий. «Социальная этика». «Теодицея». «Теономная этика», «Политическая этика».

18. Этические и моральные ценности в современном мире. «Контекстуальная этика». «Телеологическая этика». «Гуманистическая этика». «Фелицитология». Экзистенциализм. Теория моральной доброты. Теория нравственного чувства. «Диалектика души». Экология души. «Человечество вышло в космос, чтобы взглянуть на себя со стороны» (М. Шолохов).

Социальная этика и нравственно-духовные уроки классики

1. Введение Духовность и гуманизм.

2. «Конечный продукт постоянно развивающейся природы есть прекрасный человек» (Гёте).

3. Личность и общество. Честь. Чувство моральное. Эмоции моральные. Убеждение моральное. Склонности нравственные. Самоконтроль. Самооценка. Совесть. Солидарность.

4. Самосознание. Долг. Самоконтроль. Самооценка. Склонности нравственные. Совесть. Убеждение моральное. Эмоции моральные.

5. Духовность и профессиональная этика.

6. Принципы религиозной морали (аскетизм, вина, воздаяние, грех, искупление, раскаяние, смирение, страх, терпимость, фанатизм, фарисейство, фатализм).

7. Религиозные нравственные учения и этические теории (либеральное христианство в этике, «социальная этика», теодицея, «теономная этика», эсхатология).

8. Соотношение морали и этики с другими формами общественного сознания. Мораль и искусство. Мораль и наука. Мораль и политика. Мораль и право. Мораль и религия. Нравственное и эстетическое. Этика и педагогика.

9. Активность общественная. Инициатива. Самодеятельность и творчество в морали. Идеал. Уважение к людям. Человечность. Гуманизм.

* * *

С о ц и а л ь н а я э т и к а и п е д а г о г и к а…

Общественные теоретические дисциплины, тесно, неразрывно связанные между собой, но имеющие различные предметы исследования. Теория морали – этика обращается к фундаментальным законам развития моральных отношений, явлений, представлений; при этом осуществляется анализ форм, разновидностей морального сознания и регулируемой посредством их моральной деятельности индивидуальности, личности. Одна из её (этики) составных частей – нормативная этика, вырабатывающая, синтезирующая нравственные принципы для социально-исторических потребностей людей. Педагогика же, являясь теорией общественного воспитания, опирается на изучаемые, осваиваемые этикой закономерности; педагогика занимается решением конкретной практической задачи, а именно: определение, фиксация путей и методов формирования моральных убеждений, привычек, чувств в соответствии с определёнными нравственными принципами. В каком-то смысле предмет исследования педагогики шире, чем предмет исследования этики. Педагогика включает в круг творческого анализа и синтеза не только проблемы моральные, но и вопросы других сторон и граней общественного воспитания – научного, производственно-технического, политического, эстетического, физического.

К.Д. Ушинский в предисловии к европейски известному труду «Человек как предмет воспитания», констатировал: «Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как Искусство, оно, кроме знаний, требует способности наклонности, и, как искусство же, оно стремится к идеалу вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека».

Вводимая ныне в общеобразовательные школы учебно-научная дисциплина

как раз и призвана объединить, соединить, сконцентрировать различные подходы освоения жизни, судеб, истоков и горизонтов, человековедения, народознания. Педагогика успешно использует теоретические выводы этики, социальной психологии.

Литература, философско-эстетический идеал и мораль.

«Сохрани нас Боже быть поборником безнравственности в поэзии» - предостерегал

А.С. Пушкин; в своём поэтическом завещании он говорит:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Ещё Платон, определяя целевую жизненную установку, побуждал « мыслить истинное, чувствовать прекрасное и желать доброе».

Нравственный, этический аспект – важнейшее в познании прекрасного, в уяснении глубинных тайн эстетического. «Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и от этого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету», - пояснял Л.Н. Толстой. «Литература народа есть полное, всестороннее сознание его, в котором одинаково должны отразиться как народная любовь к добру и правде, так и народное созерцание красоты в известную эпоху развития», - толстовское весомое наблюдение и обобщение, призванное помочь педагогу.

* * *

1.0x