Авторский блог Владимир Винников 17:16 6 октября 2016

Апостроф - 40

Юлия Черняховская. Братья Стругацкие. Письма о будущем. — М.: Книжный мир, 2016. — 384 с.

Насколько можно понять, это издание является исправленным и дополненным вариантом авторской диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук "Политико-философское осмысление проблем общественного развития в творчестве А. и Б. Стругацких", успешно защищённой на философском факультете МГУ в 2013 году. В этой работе Юлия Черняховская, можно сказать, продолжает и развивает семейную "левокоммунистическую" традицию, ярко выраженную в работах её отца, Сергея Феликсовича Черняховского, стремясь "очистить" творчество известных писателей братьев Стругацких от антикоммунистической, антисоветской и антироссийской "патины", казалось бы, "намертво" покрывшей их после 1991 года.

"Осмысление тенденций общественного развития в жанре политико-философской утопии, в том числе и утопии А. и. Б. Стругацких, выраженной преимущественно в художественных формах, в последнее время становится всё более востребованным в политическом дискурсе", — таков исходный тезис автора, предпославшего своей книге "ультрасталинистские" "выбранные места" из переписки между братьями: "Умер Сталин! Горе, горе нам всем. Что теперь будет?.. (далее красным карандашом) Не поддаваться растерянности и панике! Каждому продолжать делать своё дело, только делать ещё лучше. Умер Сталин, но Партия и Правительство остались, они поведут народы по сталинскому пути, к Коммунизму. Смерть Сталина — невосполнимая потеря наша по дороге на Океан, но нас не остановить. Эти дни надо пережить, пережить достойно советских людей!" Напомним, что адресанту этого письма, Аркадию Натановичу Стругацкому 5 марта 1953 года, когда оно писалось, было 27 лет, а его адресату, Борису Натановичу — не было и двадцати. До "разоблачения культа личности" на ХХ съезде КПСС оставалось ещё три года, до начала "перестройки" — более 32 лет. Как там говаривал Уинстон Черчилль: "Кто в молодости не был радикалом — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума"?

Аркадий Стругацкий, 1989 год: "Деградация хрущёвского прообраза "перестройки" сделала лично меня пессимистом… Главным тормозом перестройки являются, конечно, равнодушные. И это, представьте, две трети нашего народа. Вот вам самое жуткое наследие Сталина, Хрущёва, Брежнева… Та борьба, которая идёт между бюрократами и истинными коммунистами… И сейчас, в этой революции, кто победит: либо бюрократия, либо сторонники перестройки, — победит тот, к кому примкнут эти самые две трети народа". Аркадий Натанович скончался 12 октября 1991 года от рака печени, поэтому триумфа "истинных коммунистов", к числу которых, видимо, относил и себя, в "лихие 90-е" не увидел, не участвовал и не состоял. Зато его младший брат и "либеральные" почитатели творчества Стругацких за эти годы неоднократно высказывались по данной теме.

[[rbloc]]

Борис Стругацкий, 1992 год: "У нас был принцип, очень простой. Писать надо таким образом, чтобы у советского редактора, читающего рукопись, с одной стороны, волосы вставали дыбом, но, с другой стороны, не возникло желания немедленно побежать в "Большой дом" и отнести рукопись туда… Это была попытка людей, которые начинали жизнь как отпетые коммунисты,.. коммунисты-сталинисты… наконец, приходят к такому состоянию, когда они видят: социализм — дерьмо, коммунизм — строй очень хороший, но с этими мурлами, с этими жлобами, которые управляют нами и которые непрерывно пополняют себя, свои ряды, с ними ни о каком коммунизме речи быть не может, это ясно совершенно. Капитализм… В капитализме тоже масса вещей, которые нам отвратительны… Нам казалось (мы же всё-таки оставались в глубине души большевиками) — нам казалось, что человек должен жить, сжигая себя, как сердце Данко. Понимаете? То есть создавалась полностью бесперспективная картина. И вот, мы написали роман ("Град обречённый" — В.В.) о том, как человек нашего типа, пройдя через воду, медные трубы, через все общественные формации, повисает в воздухе точно так же, как мы сами повисли в воздухе, потому что мы перестали понимать, к чему должно стремиться человечество. Мы перестали это понимать к середине 70-х годов… Там мы пытаемся выдвинуть какую-то контр-идею — цель существования человечества, лежащую… вне политики, вне социального устройства, вне проблем материального производства, распределения благ и так далее, и так далее. Идею храма культуры. Как бы развивая метафору, что человечество живёт, строя храм культуры, как микроскопические ракообразные живут, строя коралловый риф, и не понимая, что они создают". Вот так, люди — "микроскопические ракообразные", а раз так…

Анатолий Чубайс: "Егор Гайдар как-то позвонил мне и говорит: "Ты думал, что из себя представляет мир Стругацких? Ты вспомни их роман „Трудно быть богом“. А ведь это и есть либеральная империя, когда приходишь куда-то с миссией и несёшь с собой нечто, основанное на свободе, на правах человека, на частной собственности и предприимчивости, на ответственности. Бремя правого человека".

Егор Гайдар: "Я много, много лет женат на дочери Аркадия Натановича Стругацкого… Те, кто читали "Гадких лебедей", естественно, помнят Ирму… Прототипом Ирмы являлась Маша — моя жена, причём не понять, прочитав книгу и зная её, было невозможно. Но больше того, она меня всегда убеждала,.. что я — прототип Бол-Кунаца".

То есть воспитанные на их творчестве люди во многом стали движущей силой и "перестройки", и "рыночных реформ", и в целом "либерального дискурса" в современном российском, а шире — во всём постсоветском обществе. "Железной рукой загоним человечество в счастье"? Или куда-то ещё?

Можно ставить точку? Да, сегодня, когда "левопатриотические" идеи, основанные на идеалах социальной справедливости и прогресса, переживают "второе рождение", стремление "пристегнуть" к ним те или иные значимые культурно-исторические фигуры, в принципе, понятно и отчасти даже оправданно. Но надо же понимать, что в "колее Стругацких" переход от "Понедельника начинается в субботу" (1965, фильм "Доживём до понедельника" (1967) и песенка про "Остров невезения" из "Бриллиантовой руки" (1968) — "из той же оперы") до неофашистского, по сути, презрения к "ракообразным" недочеловекам совершается просто и естественно. В связи с чем лишний раз могу отослать читателей к беседе с Сергеем Ервандовичем Кургиняном "Стругацкие лебеди", где данная проблематика, связанная с творчеством знаменитых отечественных фантастов, рассматривается более подробно.

1.0x