Сообщество «Салон» 00:00 13 марта 2014

Апостроф

"Франция, как сказали бы советские публицисты, "трудно, но уверенно изживает наследие прошлого", постепенно отказываясь от практики усиления собственной роли за счет создания сложностей своим партнерам. Какие бы проблемы ни стояли теперь перед страной, Франция сегодня — полноценный член клуба развитых государств

Владлен МАКСИМОВ. Де Голль и голлисты. "Коннетабль" и его соратники. — М.: Книжный мир, 2014, 800 с., 1400 экз.

Автор этой книги — глава Московского городского отделения "Союза правых сил", то есть достаточно заметный либеральный политик. Он же — руководитель Межрегионального профсоюза предпринимателей "Лига Свободы", преобразованного из общественной организации "Общественное движение рыночной торговли" (ОДРТ), которая защищала мелких предпринимателей от произвола местных и региональных властей. Он же — кандидат исторических наук, чья диссертация была посвящена советско-польской войне 1920 года".

Как можно видеть, личность весьма разносторонняя, социально активная и в современных условиях социально эффективная. Спрашивается, а что ему Гекуба, то есть де Голль?

Авторское объяснение: "Мне давно хотелось написать эту книгу… Это мой личный взгляд на самого знаменитого француза ХХ столетия", — на самом деле ничего не объясняет. А вот фразу: "Мне также было важно понять, чему учит опыт де Голля нас, россиян", — пожалуй, следует считать ключевой для оценки этого гигантского (всё-таки 800 страниц вполне профессионально сделанного текста) труда.

Приязненное отношение к "коннетаблю" в отечественном общественном мнении на первый взгляд трудно объяснить логически. Да, "Свободная Франция" де Голля воевала против Третьего рейха, была нашим союзником во Второй мировой войне. Но нашими "союзниками поневоле" были тогда и США Франклина Рузвельта, и Великобритания Уинстона Черчилля. Но этих политиков мы всё-таки воспринимаем через призму тех государств, которые они возглавляли. А де Голль создал (или сохранил) свою Францию в условиях не только мировой, но и гражданской войны — Республика Виши под руководством его былого покровителя маршала Филиппа Петэна не была политической фикцией, французский "коллаборационизм" с немецкими оккупантами являлся жесткой и подчас жестокой реальностью. Именно этот выбор "коннетабля", выбор 1940 года, привлекал, привлекает и, надеюсь, будет привлекать к нему сердца людей не только в России, но и во всем мире.

Владлен Максимов объясняет его прежде всего личным стремлением де Голля к власти, а сам образ "коннетабля" рисует насколько возможно неприглядным и мелкотравчатым: не был он, оказывается, ни серьёзным военным теоретиком, ни боевым командиром, ни истинным патриотом своей страны, любил только себя и своё будущее величие.

Впрочем, есть молчание красноречивее слов: ситуацию 1965 года, когда де Голль начал обмен долларовых купюр на золото, что привело к краху Бреттон-Вудсской системы, автор книги старательно обходит стороной, как и то, что именно эта акция (из Соединенных Штатов французам удалось "вынуть" благородного металла на 4,7 миллиарда долларов) привела к "парижской весне" 1968 года и окончательному уходу "коннетабля" из французской и мировой политики. Но именно это трагическое поражение де Голля автор книги представляет как истинную вершину деятельности "величайшего француза ХХ века", называет его "мужественным и нестыдным расставанием с империей", примером подражания для современной России.

"Франция, как сказали бы советские публицисты, "трудно, но уверенно изживает наследие прошлого", постепенно отказываясь от практики усиления собственной роли за счет создания сложностей своим партнерам. Какие бы проблемы ни стояли теперь перед страной, Франция сегодня — полноценный член клуба развитых государств.

Россия же, напротив, вяло продолжает пестовать свою "особость" и периодически ищет недругов среди больших и малых государств. Выступая в сомнительной роли защитницы маргинальных режимов перед международным сообществом, она время от времени продолжает удивлять мир своими заявлениями и демаршами…"

Если бы эта книга дождалась нынешнего дня, Владлен Максимов наверняка бы провел в ней нелицеприятные для Кремля параллели между Алжиром и Украиной. Ну, ничего еще не потеряно — для этого есть "Радио "Свобода" и множество других "свободных трибун".

Ох, уж эти просвещенные и дипломированные глобальные лавочники!

Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x