Сообщество «Салон» 00:00 2 апреля 2015

Апостроф

Русские консерваторы атаковали порочность бюрократической системы; пытались найти верное соотнесение имперского и национального — многие, резко критикуя практику русификации окраин; выступали за самодержавие, но против абсолютизма и самовластья. Ещё один важный и актуальный интерес консерваторов — общее дело (ещё один красивый парадокс — монархисты за рес­публику), в котором снимаются противоречия между различными стратами русского социума.

Александр РЕПНИКОВ. "Консервативные модели российской государственности". М.: Политическая энциклопедия, 2014. — 527 с.: илл.

Недавно портал "Однако" устами своего колумниста Дмитрия Лекуха заявил о "великой консервативной контрреволюции". ХХ век стал веком расцвета и краха двух модернистских идеологий, сейчас идёт разборка с либерализмом, самой "подлой, живучей и укоренённой". Хороший повод вновь обратиться к высококачественным исследованиям русского консерватизма.

К тому же, в марте, была вручена национальная премия "Лучшие книги и издательства — 2014", учрежденной в 2000 году Российской государственной библиотекой, Русским биографическим институтом, "Литературной газетой", культурно-просветительским центром "Орден", одним из лауреатов которой заслуженно стал доктор исторических наук Александр Витальевич Репников. По достоинству были оценены: проект "Первая мировая война в оценке современников: власть и российское общество", в котором Репников принял весомое участие, а также его многолетний научный труд.

"Консервативные модели российской государственности"– продолжение большой работы, в которых Репников исследовал разнообразные "консервативные концепции" российской государственности и переустройства России. Показательно, что речь идёт именно о "переустройстве", "моделях": стереотип о сугубом негативизме консерваторов — "знают, что "не надо", но понятия не имеют о том, что надо" — давно опровергнут.

"На рубеже ХIХ-ХХ веков, русский консерватизм не оставался чем-то неизменным, хотя на его знамени и был написан старый девиз: "Православие, самодержавие, народность". За редким исключением консерваторы, начиная с 1880-х годов XIX века, проделали определенную идейную эволюцию. Они нуждались в программе действий и желали реализации своих предложений. Предлагаемые ими пути решения социально-политических, национальных и религиозных проблем подразумевали не только "подмораживание" общества, но и его постепенное развитие под контролем власти".

Среди героев книги — Леонтьев, Меньшиков, Победоносцев, Шарапов, Тихомиров, черносотенцы начала ХХ века. Геополитические представления, национальный вопрос, социально-экономические воззрения.

Неизбежно связан консерватизм и с попытками разобраться в "вечных" вопросах бытия, месте человека в мире. Консерватор не ограничивает мир человека во времени и пространстве — чем усиленно занимаются многие прогрессистские идеологи. Очередной парадокс: выдвигая на первый план надчеловеческие формы — Бог, нация, государство — консерваторы, тем не менее, оказывались куда ближе собственно к человеку, а не к "экономическому животному".

"Консервативные модели" — яркое и содержательное произведение. Репников славен сочетанием академизма — фундаментальность, научная честность и увлекательной подачей. Даже примечания рекомендую не пролистывать, а изучать наравне с текстом. В эпиграфах и комментариях органично присутствуют Юрий Кузнецов, Генри Миллер или "Метафизика вечного возвращения" Сергея Жигалкина. И это оправданно — подлинная консервативная идея взаимодействует со множеством самых разных явлений.

Репников умудряется пройти по узкой тропинке между авторской влюблённостью и сухостью критика. Консерваторы для него — это ценные собеседники, которых надо внимательно слушать, но не стоит "канонизировать", нельзя отбрасывать всё "неправильное", неуместное, не укладывающееся в "светлый образ". Тем более, консерваторы критиковали своих оппонентов именно за приверженность к абстрактным нежизненным схемам. Кстати, многие знаковые консервативные деятели, даже Победоносцев, прошли через искушение левыми или либеральными доктринами, так что хорошо представляли, чему выдвигают альтернативу.

Русские консерваторы атаковали порочность бюрократической системы; пытались найти верное соотнесение имперского и национального — многие, резко критикуя практику русификации окраин; выступали за самодержавие, но против абсолютизма и самовластья. Ещё один важный и актуальный интерес консерваторов — общее дело (красивый парадокс — монархисты за рес­публику), в котором снимаются противоречия между различными стратами русского социума.

Важнейший принцип консерватизма: народ — это не только наши современники, но и потомки, и предки. Поэтому проекция консерватизма разворачивается сразу в прошлое, настоящее и будущее. Об этом мыслил такой многоликий и противоречивый автор, как Николай Бердяев: "Консерватизм поддерживает связь времен, не допускает окончательного разрыва в этой связи, соединяет будущее с прошлым… Консерватизм имеет духовную глубину, он обращен к древним истокам жизни, он связывает себя с корнями".

Понятно, что никто из консерваторов конца ХIХ — начала ХХ веков не сможет дать всех ответов на вопросы дня сегодняшнего. Однако вполне способны открыть методы, направление и "глубину". Как в своё время тонко заметил Аксаков — славянофилы призывают не к возвращению к старому состоянию, но к пути древней России.

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x