Сообщество «Салон» 00:00 24 сентября 2014

Апостроф

Первое, что приходит на ум, когда берёшь в руки фолиант с названием "Ансамбль ВСХВ: архитектура и строительство", это, — "имперский шик". Здесь соблюдено всё — от узнаваемых академических шрифтов и барочных виньеток, украшающих издание, до выверенного формата страниц. Любителям лёгонького чтива "с картинками" просьба не беспокоиться — это не глянцево-декоративный вариант для гламурного листания под утренний кофе. Да. Это шикарно, изысканно и пафосно. Однако! Перед нами — не яркая попса, но книга, созданная в духе того самого Большого стиля, который неразрывно связан с двумя великими правителями — Людовиком XIV и товарищем Сталиным. Король-Солнце увековечил своё владычество, соорудив роскошный Версаль. Красный император Иосиф Сталин подарил миру ВСХВ-ВДНХ — выставку народных достижений.

Александр ЗИНОВЬЕВ. Ансамбль ВСХВ: архитектура и строительство. — М., 2014. — 408 с.

Первое, что приходит на ум, когда берёшь в руки фолиант с названием "Ансамбль ВСХВ: архитектура и строительство", это, — "имперский шик". Здесь соблюдено всё — от узнаваемых академических шрифтов и барочных виньеток, украшающих издание, до выверенного формата страниц. Любителям лёгонького чтива "с картинками" просьба не беспокоиться — это не глянцево-декоративный вариант для гламурного листания под утренний кофе. Да. Это шикарно, изысканно и пафосно. Однако! Перед нами — не яркая попса, но книга, созданная в духе того самого Большого стиля, который неразрывно связан с двумя великими правителями — Людовиком XIV и товарищем Сталиным. Король-Солнце увековечил своё владычество, соорудив роскошный Версаль. Красный император Иосиф Сталин подарил миру ВСХВ-ВДНХ — выставку народных достижений.

Писать о Выставке и легко, и трудно одновременно. С одной стороны, это популярный объект — он в той или иной степени известен каждому. Кому-то он представляется уникальным дворцовым ансамблем и памятником грандиозной эпохе, другие видят здесь образчик тоталитарного безвкусия, но факт остаётся фактом: ВДНХ — это один из символов страны и, если хотите — бренд. С другой стороны, перед автором, рискнувшим взяться за описание знакового места, выстраивается многосложная задача — явить то, чего пока никто не знает. Вызвать восторг книгой о Кремле, Эрмитаже или о ВДНХ где-то даже сложнее, чем создать незаурядное исследование, посвящённое забытым паркам и малоизвестным имениям. Автору Александру Зиновьеву это блестяще удаётся — он проводит тщательную работу по поиску материала. Вы сможете увидеть редкие иллюстрации, которые почти никогда не публиковались (или же вообще не были в свободном доступе и всё это время томились в архивах). Тут и проекты павильонов, и фотографии с пунктов строительства, и крупные планы декорирующих деталей вроде витражей, каменных гирлянд, коринфских капителей.

Кроме того, вы отыщете много новой информации, по самым разным причинам не освещавшейся в книгах и тематических статьях. К примеру, есть отдельная глава, рассказывающая о периоде войны и консервации выставки. Вот один из фрагментов повествования: "В самые тяжёлые дни осени 1941 года, когда только за ночь с 16 на 17 октября на территорию выставки было сброшено 5 фугасных бомб, часть персонала ВСХВ была деморализована. В частности, некоторые работники требовали забоя скота на мясо, а замдиректора выставки Н.И. Захаров пытался уехать из столицы на своей машине, но был задержан при выезде работниками НКВД. Распоряжением наркома Бенедиктова в 1942 году был организован обход павильонов, производилась проверка на предмет взлома. Категорически запрещалось продавать и отдавать во временное пользование имущество выставки". Говоря о репрессиях 1937-1938 годов, которые коснулись и руководства ВСХВ, автор не опускается до привычной в подобных случаях либеральной истерики — налицо простое и при этом чётко-скрупулёзное изложение фактов.

Что привлекает более всего? Зиновьев не занимается отсебятиной, не сочиняет пригожих фраз и пышных аллегорий — он чётко и, возможно, даже скуповато излагает историю ВСХВ-ВДНХ. Его задача — донести знание, поэтому поклонникам "исторической занимательности" лучше просто полистать иллюстрации — они того стоят. Постоянные ссылки на источники — ещё один несомненный плюс этой работы. Увы, многие современные писатели и публицисты, не мудрствуя лукаво, игнорируют их, полагая, что читателю важна захватывающая интересность изложения и прочие "маркетинговые" штучки вроде завлекающей обложки, а вот примечания превращают чтение — в нудное учение. Как сказал один предприимчивый издатель: "Только одному человеку из тысячи интересен раздел ‘Использованная литература’". Однако же народ — не быдло, он не хавает, как полагают некоторые. Ссылка на источник — это уважение автора к читателю.

Александр Зиновьев — молод, что тоже весьма ценно, ибо сейчас принято ругать молодёжь за поверхностность и неумение трудиться. Поверьте, это мнение далеко не всегда оправдано! "Ансамбль ВСХВ" — вторая крупная работа Александра, предыдущая вещь называлась "Сталинское метро". На презентации, проходившей в уютном магазине-лектории "Читалка", автор сказал, что для него комплекс ВСХВ-ВДНХ — квинтэссенция сталинской эстетики, которая представляется интересной и удивительной.

Почитателям Большого стиля я бы посоветовала читать книгу Зиновьева также и в качестве иллюстрации к знаменитому труду Владимира Паперного "Культура-2". Напомню, что в основе теории Паперного лежит условное разделение всех цивилизаций на Культуру-1 (тяга к эксперименту, движение, временность, космополитизм) и Культуру-2 (монументальность, вечность, традиция, неподвижность). Зиновьев же на конкретном примере Выставки показывает, как динамичная эстетика 1920-х — начала 1930-х годов сменялась архаичными формами предвоенной неоклассики и версальской претенциозностью сталинского барокко 1940-х — 1950-х.

А ещё этот фолиант — прекрасное подтверждение забытой истины, что книга — лучший подарок!

Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x