Авторский блог Александр Ивахненко 21:37 8 января 2019

Апологетика Зла у Бернарда (Р)андевиля (1670–1733) и Карла Маркса

Чтоб стать народ великим мог, в нем должен свить гнездо порок?

"Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется..."
(с) Тютчев (1869)

По какой-то мистической причине сайт отказался пропускать заголовок и текст при наличии в нем имени и фамилии (в русском или английском написании) известного английского автора "Басни о пчелах" (1705). Что в этом имени угрожает сайту - вопрос. Вероятно, следствие излишне упрощенного алгоритма проверки текста на запрещенные слова.

* Заменяем первую букву имени М на Р и имя уже не пугает сайт: Бернард Рандевиль (1670–1733).

Итак, о каком же авторе и произведении идет речь?

1) http://samlib.ru/k/kormin_m_w/opcelah.shtml
2) http://bigstend.ru/download/pchely/*andevil-Basnja_o_pchelah.pdf (поменять * на английскую M)
3) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C,_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%B4%D0%B5
4) https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2013/subbotin.pdf

"Басня о пчелах" была опубликована в 1705 году в Лондоне и практически сразу приобрела скандальный характер не только благодаря содержащейся в ней морали, но и по причине сопровождающих басню авторских пояснений спорного этического характера.

" В просторном улье пчелы жили,
Имелось все там в изобилье;
И множились науки в нем,
И шел промышленный подъем; "

Под пчелиным ульем автор подразумевает Британскую империю и прежде всего Лондон конца 17-го века. В басне говорится о тотальной продажности всех сфер жизни английской империи того времени, начиная от уличных торговцев и городских обывателей на нижнем уровне, какой далее дополняется имперскими чиновниками, судьями, священниками, проповедниками морали и нравственности от университетов и духовенства, даже самыми высокопоставленными аристократами образующими окружение престола монархии. Необычным является то, что автор утверждает в басне тезис:

" Чтоб стать народ великим мог,
В нем должен свить гнездо порок;
Достатка -- все тому свидетель --
Не даст ему лишь добродетель."

Пчелы просят богов сделать их добродетельными, что становится катастрофой дня них, потому как отсутствие зла, подлости, воровства, порока, греха и прочих непристойностей немедленно приводит к началу общего упадка и регресса общества, которое заканчивается:

" Проникшись духом простоты
И первородной чистоты,
Настолько пчелы опростели,
Что все в дупло перелетели,
Где, честной бедностью своей
Гордясь, живут до наших дней."

" Достатка -- все тому свидетель --
Не даст ему лишь добродетель.
И те, кто век вернет иной,
Прекраснодушный, золотой,
Верша все честными руками,
Питаться будут желудями."

У К.Маркса в 4 томе "Капитал":

Уже баснописец Бернард Рандевиль в своей «Басне о пчелах» (1705) доказывал производительность всех возможных профессий и т. д., и у него уже видна общая тенденция всего этого рассуждения:
«То, что мы называем в этом мире злом, как моральным, так и физическим, является тем великим принципом, который делает нас социальными существами, — является прочной основой, животворящей силой и опорой всех профессий, и занятий без исключения;
здесь должны мы искать истинный источник всех искусств и наук;
и в тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок, если не разрушиться совсем».
Только Рандевиль был, разумеется, бесконечно смелее и честнее проникнутых
филистерским духом апологетов буржуазного общества.

-- К.Маркс и Ф.Энгельс, том 26, стр 395.

Двадцать шестой том Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса содержит «Теории прибавочной стоимости» Маркса, образующие четвертый том «Капитала».

1.0x