Авторский блог Надежда Диас 22:13 28 февраля 2018

Антон Семёнович Макаренко и его воспитательный роман "Педагогическая поэма"

К 130-летию со дня рождения выдающегося педагога

Много лет я преподавала в школе естественные науки и испанский язык. И очень часто на родительских собраниях зачитывала родителям отрывки из «Книги для родителей» А.С.Макаренко. Тема трудового воспитания в школе и семье, начиная с 1990-х годов, стояла очень остро. А именно о трудовом воспитании писал Антон Семёнович. Обычно, когда я брала новое классное руководство, я на первом же собрании рассказывала родителям, что в нашем классе дети убираются сами. У Макаренко дети фотоаппараты сами собирали, а мне приходилось говорить о банальной уборке класса…

Просто я знала, что некоторые учителя, мои коллеги, разрешали родителям собирать деньги и нанимать уборщиц для уборки класса.

Да, мне приходилось трудно, обязательно напоминала ребятам о дежурстве в течение дня, ждала, когда закончат уборку, смотрела, чтобы убрались, как следует. Порой даже показывала, как и что надо делать. Но белоручек не растила. А уж, если класс выходил на субботник на территории школьного двора, то всегда вместе с ребятами брала в руки грабли и работала. Бывало, что они ленились, отлынивали, но, глядя на азартно работающего учителя, им становилось стыдно, и они включались в общее дело.

Антон Семёнович всегда был для меня примером. Так случилось, что, находясь на Полтавщине на экскурсии, кто-то узнал, что можно дойти пешком до бывшей колонии имени Горького. Мы собрались компанией и пошли. Мне тогда было лет пятнадцать, и я мечтала стать учителем, как моя мама. Но, к сожалению, уже тогда, в те далёкие времена, от колонии почти ничего не осталось. Детский дом соединили с интернатом, и дети, имеющие родителей, и дети без родителей оказались вместе, что, конечно, неприемлемо. Половина детей уезжала на выходные, половина оставалась. Огороды и поля, засеянные при Макаренко, были запущены и никому не нужны. С горькими чувствами уходили мы оттуда. Но даже в страшном сне не могли бы себе представить, что там когда-то будут командовать фашисты, но это случилось.

Я собралась писать о воспитательном романе (именно такие писал Антон Семёнович) , а в учебнике по «Эстетике» О.А.Кривцуна написано следующее: «Искусство способно осуществлять свои большие гуманистические цели, лишь оставаясь принципиально неутилитарным. Понятие искусства поучительного (дидактического), как и искусства улучшающего, по мысли Шиллера, - очевидный нонсенс, ибо ничто так не противоречит понятию красоты, как стремление сообщить душе определённую тенденцию» (О. А. Кривцун. Эстетика. АСПЕНТ ПРЕСС. Москва, 1998, стр.96). Неужели я собралась спорить с великим Шиллером? Нет, мне кажется, что Шиллер сам не чувствовал, как в его собственных произведениях звучал призыв к добру. Это, конечно, глобальная тенденция, но ведь можно искусством пропагандировать и зло. Да, пожалуй, не только призыв к добру, но и призыв к справедливости. Вспомним, трилогию Алексея Толстого «Хождение по мукам». В ней красноармейцы, создав свой театр, ставили именно Шиллера.

Тот же Олег Алекссандрович Кривцун в своей «Эстетике» далее пишет: «Чего ждёт человек от встречи с искусством? Гносеология искусства исходит из того, что человек не только хочет получить художественное наслаждение, но и преследует цель с помощью искусства обрести устойчивость в этом мире. Он хотел бы осознавать его скрытые пружины, сопоставлять разные типы человеческих отношений, ставить себя на место разных персонажей, проживать множество жизней и в итоге углублять в себе меру понимания окружающего. Следовательно, для человека в определённой мере важны идеальные художественные образцы и модели поведения, сообразно которым он мог бы строить свою жизнь. На них особенно настаивало дидактически ориентированное искусство, культурная политика тоталитарных государств (ср.: Н.Буало о задачах искусства французского классицизма: «развлекать поучая»)»(О. А. Кривцун. Эстетика. АСПЕНТ ПРЕСС. Москва, 1998, стр.164).

Я же хочу подчеркнуть, что и у Буало мы находим слово «поучая». Значит, совсем без поучений нежелательно?

Наверно, нежелательно, потому что столь распространённая жанровая форма, как роман воспитания, возникла давно. И «восходит к рыцарскому роману о Парцифале, а ещё ранее – к волшебному сказанию с элементом инициации как важнейшего обряда возмужания, т.е. вхождения простодушного юноши в мир зрелых и искушённых мужчин. Структурную и сюжетную форму романа воспитания можно обнаружить и в «Вильгельме Мейстере» Гёте, и в «Давиде Копперфилде» Диккенса, и в «Подростке» Достоевского, «Волшебной горе» Т.Манна, в которых наблюдается известное тождество проблематики, хотя и с разным исходом: общественная среда зачастую не просто играет воспитательную роль в прямом смысле, но и приводит к разочарованию или даже к приспособлению ко злу» (О. А. Кривцун. Эстетика. АСПЕНТ ПРЕСС. Москва, 1998, стр.199).

В 20-30-е годы ХХ века романы воспитания были просто жизненно необходимы, так как страна перешла от капитализма к социализму и люди должны были понять, как жить дальше. Нарком Просвещения Анатолий Васильевич Луначарский много думал об этом.

««Мы хотим воспитать человека, - говорил Луначарский, - который был бы коллективистом нашего времени, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами. Новый гражданин должен быть преисполнен пафосом политико-экономических отношений социалистического строительства, ими жить, их любить, в них видеть цель и содержание своей жизни» (Луначарский А.В. О коммунистическом воспитании. Киев, 1977. С.58). И какой бы деятельностью он ни занимался, она вся должна быть просвечена этим огнём коллективизма, устремлена к великой социальной цели. Этот человек должен быть гуманистом, но гуманистом активным, воинствующим, а не дряблым прекраснодушным мечтателем, который боится причинить боль себе и другим.

И такой человек – это единственный человек, который сможет создать в будущем – из себя, из своих детей, внуков – человека социалистической эпохи. А для этого, говорил Луначарский, нужно уже сейчас, по мере наших сил и возможностей, заботиться о всестороннем развитии личности» (Н.М. Северикова. Луначарский о воспитании. Москва, «Высшая школа», 1990, стр.37).

Макаренко в своей «Педагогической поэме» показал, как надо воспитывать детей и подростков, поэтому я и начну с художественного анализа «Педагогической поэмы» Антона Семёновича Макаренко.

Не зная биографии автора, трудно рассуждать о его произведении, поэтому назову основные даты его жизни. Вот они:

13 марта 1888 – Антон Семёнович Макаренко родился в г. Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.

«1905 – 1914 - учительствовал в народной школе.

1914 – 1917 – учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью.

1917 – 1920 – заведующий начальной школой в г.Полтава.

1920 – 1928 – заведующий «Трудовой колонией им. А.М.Горького».

1928 – 1935 – руководитель коммуны им. Ф..Дзержинского.

1935 – 1939 – литературная деятельность, переезд в Москву» (Д. И. Латышина. История педагогики. История образования и педагогической мысли. Москва. Гардарики. 2006, стр.547).

В 1939 состоялся творческий вечер Антона Семёновича в Московском клубе писателей. В феврале этого же года он был награждён орденом Трудового Красного Знамени за выдающиеся заслуги в области советской литературы.

1 апреля 1939 Макаренко «вошёл в вагон пригородного поезда – он вёз на студию киносценарий. Вынул платок, вытер лоб – и умер. Сердце не выдержало непрерывной напряжённой работы» (Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», издательство «Рандеву – АМ», 2000, стр.439).

В какое литературное время работал писатель Макаренко? В чём особенности прозы того времени?

Замечу, что и «проза этого времени характеризуется напряжённым сюжетом, отражением острого социального конфликта» (Русская литература ХХ века. В двух томах. Под редакцией Л.П. Кременцова. Том 1. 1920 – 1930-е годы. Москва, АСАDЕМА, 2005, стр.30), - пишет Леонид Павлович Кременцов в своём учебнике. И, действительно, мы находим подобное и в «Педагогической поэме».

«Начиная с завязки – прибытия в колонию первых шести воспитанников – и далее действие развивается таким образом, что эпизоды, рисующие маленькие завоевания педагогического коллектива, сменяются ситуациями, которые, казалось бы, снова и снова отбрасывают колонию на исходные рубежи. Это и воровство в самой колонии, и набеги на сельские погреба, драки, нередко переходящие в поножовщину, и картёжная зараза, это дикая вспышка антисемитизма и мёртвый ребёнок, обнаруженный в спальне у девочек, это и настоящие грабежи на большой дороге» (А.С.Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4. Москва, Издательство «правда», 1987, стр.547).

«Педагогическая поэма» относится к эпическим произведениям, это роман по многим признакам. Здесь показан немалый промежуток времени, много главных и второстепенных героев, много событий. И главное, показан процесс формирования коллектива, основанного на труде. Именно такую задачу – показать этот процесс, и ставил перед собой автор. Он решил не вдаваться в подробности и не рассказывать о том, как перевоспитывались малолетние преступники, как изменялось их сознание.

«В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.» (Тема 5. "Роды, виды и жанры художественной литературы. Эпический...yaklass.ruАрхивЛитератураСредняя школакопия). В этом случае, жанр «Педагогической поэмы» - это воспитательный роман.

В то же время сам автор называет своё произведение поэмой. Почему? Каков же всё-таки жанр данного произведения?

«Педагогическую поэму» с жанром поэмы связывают не структурные признаки, а присутствие в повествовании тех «поэтических мгновений», которые (по закону поэмного жанра) «схватывают жизнь в её высших моментах» (В.Белинский). Описание событий, происходящих в колонии, несёт ощущение восторга…» (Русская литература ХХ. Прозаики. Поэты. Драматурги. Российская академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский дом). Библиографический словарь. Том 2. З – О. «ОЛМА – ПРЕСС Инвест», 2005, стр.500). Отсюда у Антона Семёновича и возникло такое название произведения.

«Современное литературоведение выделяет также четвертый, смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический, к которому относится поэма. И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика»(Тема 5. "Роды, виды и жанры художественной литературы. Эпический...yaklass.ruАрхивЛитератураСредняя школакопия). Так что в соответствии с современным литературоведением мы можем, видимо, отнести «Педагогическую поэму» и к роману, и к поэме.

«На материале жизни колонии писатель раскрыл проблему социалистического перевоспитания людей, рождения нового человека в коллективе, в труде. Одну из важнейших тем советской литературы – тему труда – Макаренко наполнил новым содержанием» (Краткая литературная энциклопедия. Том 4. Лакшин – Мураново. Издательство «Советская энциклопедия», Москва. 1967, стр.511).

Но «Педагогическая поэма» заняла особое место среди произведений, тема которых – труд. «Особое потому, что проблема воспитания, проблема роста нового человека раскрывается здесь не просто талантливым писателем, но и замечательным педагогом-новатором. Читатель знает: в книге Макаренко речь идёт о событиях, имеющих в основе реальные, жизненные факты, о героях, что называется, списанных с натуры» (А.С.Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4. Москва, Издательство «правда», 1987, стр.545).

«Исключительно своеобразны по форме педагогические произведения Макаренко» (Юрий Барабаш. Вопросы эстетики и поэтики. «Современник», Москва, 1973, стр.178), - пишет Юрий Яковлевич Барабаш. И объясняет, почему так получилось. «Какое крупное явление нашей литературы ни возьмёшь, можно видеть неожиданное своеобразие формы, происходящее от новизны содержания» (Юрий Барабаш. Вопросы эстетики и поэтики. «Современник», Москва, 1973, стр.178).

«Воспитание в коллективе и через коллектив - это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он назвал “ Принципом параллельного действия”. В этом принципе реализуется требование коллектива - “один за всех и все за одного”»(Книга А.С. Макаренко "Педагогическая поэма"

knowledge.allbest.ru/literature/...копия).

Только что окончилась гражданская война, дети, попавшие в колонию к Макаренко, были сиротами. Они скитались по дорогам, просили милостыню, воровали, занимались проституцией, видели ужасные моменты войны, убийства, грабежи. Словом, это были несчастные маленькие люди, которые и не подозревали, что можно жить как-то иначе, лучше, чище. И что такое коллектив – они тоже не знали. Не случайно спустя годы, уже после Великой Отечественной Войны, другой знаменитый советский учитель, Василий Александрович Сухомлинский, назовёт одно из своих произведений «Мудрая власть коллектива». Точно, мудрая. И Макаренко это очень хорошо понял. И искал спасение этих ребят именно в коллективе.

Но дети-то не могли забыть тех ужасов, через которые они прошли, и поэтому трагическое не может не присутствовать в романе Антона Семёновича. Приведу несколько примеров.

Колонисты увидели плачущего под дверями паренька. Он просил взять его в колонию. И в ходе разговора выясняется, что живёт он с чужими людьми, которые его гонят из дома.

Или ещё пример. Колонист Аркадий Ужиков был привезён отчимом-деникинцем в Иерусалим. Там родители его погибли, и мальчик «остался в непривычном окружении арабов и других национальных меньшинств» (А.С.Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 2. Москва, Издательство «Правда», 1987, стр.14). Представьте себе, маленький ребёнок в чужой стране! Он не знал арабского, но как-то выжил. И научился красть, чтобы выжить, чтобы не умереть с голоду.

Одна сбежавшая «педагогиня» даёт чёткую характеристику того, чего она испугалась в колонии: «…нищета, вонь, вши!..»(А.С.Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 2. Москва, Издательство «Правда», 1987, стр.23).

И, действительно, дети появлялись в колонии в жутком виде. Вот как описывает Макаренко внешний вид одной из девочек: «…в калошах на босу ногу. На её плечи была наброшена старомодная короткая тальма, вероятно, подарок какого-нибудь доброго древнего существа. Непокрытая голова девицы имела ужасный вид: всколоченные белокурые волосы уже перестали быть белокурыми, с одной стороны за ухом они торчали плотной, хорошо свалянной подушкой, на лоб и щёки выходили тёмными, липкими клочьями»(А.С.Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 2. Москва, Издательство «Правда», 1987, стр.19). Позже выясняется, что девушка ещё и беременная после занятий проституцией. Это её личная трагедия. И почти у каждого в колонии какая-то своя трагедия.

Но это же дети… И их отмывают, одевают и возвращают к нормальной жизни. На первых порах это делает коллектив единомышленников Макаренко, а потом и все ребята, которые со временем тоже становятся коллективом.

В произведении очень много и комического. Иначе и быть не может, ведь Антон Семёнович описывает жизнь ребят, которые многого не знают, которым в силу своего возраста просто иногда хочется пошалить. Даже глава «Габерсуп», рассказывающая о сыпном тифе в колонии, и та написана с большим чувством юмора.

Вот как об этом пишет литературовед А.Терновский: «…юмор и лиризм пропитывают книгу от начала до конца и живут в ней в нерасторжимом единстве. Попытайтесь их разъединить хотя бы вот в этой маленькой зарисовке: «Зореню лет тринадцать, руки у него всегда за спиной, он всегда молчит и улыбается. Этот мальчишка красив, у него изогнутые тёмные ресницы. Он медленно открывает их, включает какой-то далёкий свет в чёрных глазах, не спеша задирает носик, молчит и улыбается. Я спрашиваю:

- Зорень, скажи мне хоть словечко, - какой у тебя голос, страшно интересно!

Он краснеет и обиженно отворачивается, протягивая хриплым шепотом:

- Та-а…»

В иных случаях лёгкая ирония сменяется сарказмом, его смех становится беспощадным» (А.С.Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4. Москва, Издательство «Правда», 1987, стр.554). Именно так изображён по недоразумению попавший в воспитатели Родимчик. Его портрет «носит явно гротескный характер. «У него странное лицо, очень напоминающее старый, изношенный, слежавшийся кошелёк…» (А.С.Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4. Москва, Издательство «Правда», 1987, стр.554).

«Но особенно непримиримо, особенно ядовито высмеивает Макаренко» (А.С.Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4. Москва, Издательство «Правда», 1987, стр.554) «далёких от жизни педагогов-схоластов, занимающих командные посты на педагогическом Олимпе. Это инспектор Шарин, бойко оперирующий набором расхожих научных терминов, но не имеющий представления о самом обычном барометре» (А.С.Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4. Москва, Издательство «Правда», 1987, стр.554).

«Педагогическая поэма» была не первым произведением А.С.Макаренко. Ещё в 1914 (1915) году он «написал первый рассказ «Глупый день» и отправил его М.Горькому, который поддержал тему, но отметил слабое исполнение. В течение 13 лет после этого Макаренко писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки» (Русская литература ХХ. Прозаики. Поэты. Драматурги. Российская академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский дом). Библиографический словарь. Том 2. З – О. «ОЛМА – ПРЕСС Инвест», 2005, стр.499).

Алексей Максимович Горький после первого письма от Макаренко, запомнил его и следил за его успехами, начиная с 1925 года, они переписывались, а в 1928 году познакомились лично, когда Горький приехал в Полтавскую колонию. Именно Максиму Горькому и посвящена «Педагогическая поэма».

Большинство произведений Антона Семёновича основано на собственных наблюдениях во время своей педагогической работы в колонии им. Горького («Педагогическая поэма» (1933-1935)) и трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского. Кроме «Педагогической поэмы», к подобным произведениям можно отнести и «Марш 30 года» (1930), «ФД-1» (1932), последнюю книгу «Флаги на башнях» (1938), пьесу «Мажор»(1932), киносценарий «Колонисты».

Воспитанию юного поколения Макаренко ещё посвятил «Книгу для родителей»(1937), которую написал совместно с женой, Г.С.Макаренко.

Кроме этих произведений Антон Семёнович написал много статей по проблемам педагогики.

Надо сказать, что все педагогические сочинения Макаренко вызывали много споров и дискуссий. По-моему, иначе и быть не могло. Проблема воспитания нового человека стояла очень остро. И педагог считал, что решение её в том, чтобы в «каждом человеке видеть личность»(Русская литература ХХ. Прозаики. Поэты. Драматурги. Российская академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский дом). Библиографический словарь. Том 2. З – О. «ОЛМА – ПРЕСС Инвест», 2005, стр.500).

Правда, занимаясь литературной деятельностью, Антон Семёнович писал не только о юном поколении. Им написано много рассказов и статей на другие темы, а также пьесы «Ньютоновы кольца» (1935), «Честь»(1937-38), киносценарий «Командировка» (1939)и незаконченный роман «Пути поколения». Но главная тема его творчества – всё же воспитание нового человека.

Но вернусь к «Педагогической поэме». Макаренко говорил читателям, что в ней «нет выдумки, за исключением отдельных фамилий и отдельных ситуаций» (А.С.Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4. Москва, Издательство «Правда», 1987, стр.545).

«Действительно, большинство героев книги имеют прототипов. Некоторым из них автор оставил даже подлинные имена (Антон Семёнович Макаренко, Калина Иванович Сердюк, Коваль). Иным изменил, но очень незначительно, совершенно прозрачно намекая на реальный прообраз (Калабалин – Карабанов, Супрун – Бурун, Колос – Голос, Браткевич – Братченко, Шершнёв – Вершнёв, Фере – Шере, Е.Ф.Григорович – Екатерина Григорьевна и т.д.)» (А.С.Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4. Москва, Издательство «Правда», 1987, стр.546).

«Автобиографический образ заведующего Горьковской колонией входит в число лучших положительных героев советской литературы» (Краткая литературная энциклопедия. Том 4. Лакшин – Мураново. Издательство «Советская энциклопедия», Москва. 1967, стр. 511).

Писатель опирался на документально-фактическую основу, но при этом пользовался и правом на вымысел.

Интересно, что и до Макаренко существовали произведения о школе и учителях. Первое, что мне приходит в голову – это «Очерки бурсы» Помяловского. Когда я их читала, то удивлялась, сколько же всяких разнообразных игр знали эти дети! И мне становилось грустно-прегрустно от того, что большинство игр было связано с унижением проигравшего. Да и в целом, отношения среди ребят в бурсе были какие-то античеловеческие, совсем не такие, как в созданном трудами макаренковцев коллективе колонии.

Бурсу в «Поэме» вспоминает и молодая учительница Лидочка, когда узнаёт, что Макаренко ударил воспитанника. В бурсе наказывали именно битьём, и другими способами, унижающими достоинство человека.

Ещё приходит в голову «Человек в футляре» А.П.Чехова. Как не похож на главного героя Чехова смелый новатор Макаренко! Воистину это представитель нового поколения учителей.

Конечно, он хотел создать такую колонию, которая бы вызывала восторг у колонистов. И отразил эту свою мысль в названии произведения, об этом я уже писала, анализируя жанровые особенности. Но здесь является важным не только название всего произведения, но и названия отдельных глав. Прежде всего, Макаренко разделил «Поэму» на три части. Каждая часть - это как бы небольшая эпоха в жизни колонии. Первая часть – в старом здании, вторая часть – в поместье, третья – связана с объединением с другой колонией, с переездом в Куряж.

Сам Антон Семёнович в письмах к Горькому коротко формулирует задачи каждой из трёх частей произведения. Если в первой части Макаренко хотел показать, как «создавал коллектив из людей заблудших и отсталых» (А.С.Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4. Москва, Издательство «Правда», 1987, стр.547), то во второй - он «задался целью изобразить главный инструмент воспитания, коллектив, и показать диалектичность его развития» (А.С.Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4. Москва, Издательство «Правда», 1987, стр.548), то в третьей он хотел показать, что силами коллектива массовая переделка (перевоспитание) идёт легче и быстрее.

В каждой из частей есть главы. Очень ёмко называется, например, 2 глава: «Бесславное начало колонии имени Горького». В ней рассказывается о том, как по-хамски вели себя только что приехавшие колонисты. И Антон Семёнович не выдержал такого отношения и трижды ударил колониста Задорова. Макаренко очень переживал, что не сдержался и ударил человека. Он считал это антипедагогичным. Но ребята посчитали иначе. Они увидели в этом гнев человека. И поняли, что надо вести себя по-другому. Из-за своих переживаний Макаренко так и назвал эту главу.

В целом названия глав – это как бы ступенечки в построении коллектива колонии имени Горького (например, главы «Первый сноп», «Завоевание комсомола»). Часто одна глава – это одна история, произошедшая в колонии. Так, в главе «Операции внутреннего характера» описывается история с кражей денег Буруном у Макаренко, в главе «Характер и культура» рассказано о том, как колонист Чобот перестал играть с ножом, а в главе «Осадчий» - о том, как в колонии справились с антисемитизмом. Эта глава мне особенно понравилась, потому что тема у неё слишком острая, такие темы обычно замалчивают. А Макаренко не побоялся говорить и о национализме. В наше время очень не хватает подобных рассказов и статей, а то только и слышишь на улице слово «чурки». Я это слово просто ненавижу, и надо сказать, что до 1991 года никогда его не слышала.

Хочу сделать акцент на том, что в первой части 28 глав, а во второй – 18, в третьей – 15. Я думаю, что первая часть больше по количеству глав, потому что больше было проблем, больше негативных явлений, больше плохих неприятных происшествий. А затем сформировался коллектив, и жизнь потекла в нормальном трудовом русле. И во второй, и, уж тем более, в третьей части романа больше позитивных, добрых, приятных моментов, порою даже праздничных.

События, составляющие основу фабулы, «точно воспроизводят этапы роста колонии имени Горького» (А.С.Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4. Москва, Издательство «правда», 1987, стр.546).

Если говорить о системе персонажей в романе, то я бы назвала одного главного героя – это Антон Семёнович Макаренко. Он присутствует во всех главах, во всех событиях. Второстепенные персонажи – это и члены педагогического коллектива и некоторые колонисты, путь которых показан от плохого к хорошему, показано их перевоспитание. Хотя, я думаю, что многие читатели со мной бы могли и не согласиться, и назвали бы главными персонажами, таких колонистов, как Задоров, Бурун, Таранец, Карабанов.. Хотя они и уезжают в рабфак в конце второй части. А в третьей появляются новые юные герои. Почему можно, скажем, Задорова причислить к главным героям? Именно на него поднял руку Макаренко, и именно он становится его главным помощником, осознав и поняв его гнев.

Однако сам Макаренко в письмах к Горькому пишет, что главный герой его поэмы – это коллектив.

О композиции произведения я уже немного писала, рассказывая о завязке действия. А где же кульминация романа? Мы находим её в третьей части, когда строй горьковцев стоит на расстоянии 7-8 метров от толпы куряжан. Это событие в восьмой главе третьей части имеет особое значение. В нём начало кульминации, потому что здесь происходит решающее столкновение нового со старым.

В романе много диалогов, они показывают работу по перевоспитанию в действии, делают произведение живее и интереснее. Есть и несколько вставных эпизодов, рассказывающих о тяжёлой жизни до колонии того или иного колониста.

Макаренко умело, но редко, использует пейзаж в своём повествовании. В самом его начале мы видим «пустынный лес, окружавший нашу колонию, пустые коробки наших домов…»(А.С.Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 1. Москва, Издательство «Правда», 1987, стр.157), хотя колонисты уже приехали, но они, как «пустое место».

И совсем иначе всё выглядит, когда есть слаженный коллектив. Макаренко пишет о том, как изменился внешний вид поместья, которое отдали колонистам. Здесь даже высажены двести кустов роз, «а сколько астр, гвоздики, левкоев, ярко-красной герани, синеньких колокольчиков и ещё неизвестных цветов…» (А.С.Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 1. Москва, Издательство «Правда», 1987, стр.489).

Зато своеобразие речи героев играет большую роль в повествовании. Прежде всего, Сердюк и многие из ребят говорят по-украински, ведь колония находилась на Полтавщине. Один из воспитанников, Вершнев, заикается и Макаренко это изображает в его речи. Я не могу сказать, что в романе есть много жаргонных слов или ненормативной лексики. Макаренко был великим педагогом и вместо неприличных слов везде ставит три точки. И читатель всё понимает. Это в наше время режиссёры могут заводить дискуссии о пользе мата, тогда все понимали, что мат - это плохо, это отсутствие культуры.

Конечно, в тексте романа встречаются и новые в ту пору слова, такие как комсомол, рабфаковка. Но сейчас уже не стоит называть эти слова неологизмами. Также читатель может встретить используемые в те времена аббревиатуры, типа РКИ.

Автор употребляет в повествовании такие художественные приёмы, как эпитеты (часто при описании чьей – либо внешности) и сравнения. Необычное сравнение мы находим, например, в речи Калины Ивановича. Он говорит: «…жизнь, так она вроде бабы: от неё справедливости не ожидай» (А.С.Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 1. Москва, Издательство «Правда», 1987, стр.384).

В своём романе Антон Семёнович подробно рассказывает о своей педагогической методике: как он делил на отряды, как собирался Совет командиров и т.д. Это, на мой взгляд, интересно читать только специалистам-учителям. Но таких страниц набирается только 10-12. И общему ходу повествования они не мешают.

В целом же получается даже несколько детективный сюжет: справится ли группа учителей с малолетними преступниками? И в разных ситуациях, используя разные подходы (ведь дети все разные), автор справляется со сложной ситуацией. И побеждает сначала он, а потом и весь созданный им коллектив.

И хотя наше время не похоже на 20-е годы, мы, как и М.Горький, тоже зачитываемся «Педагогической поэмой». Это «уникальное художественное произведение о научном творчестве в области воспитания» (Краткая литературная энциклопедия. Том 4. Лакшин – Мураново. Издательство «Советская энциклопедия», Москва. 1967, стр.511).

Хочется закончить свой рассказ о Макаренко тем, что его «произведения издавались в СССР около 250 раз и были переведены на многие языки мира» (Д. И. Латышина. История педагогики. История образования и педагогической мысли. Москва. Гардарики. 2006, стр.532).

1.0x