Сообщество «Изборский клуб» 13:11 26 декабря 2014

Антикризисные советы святых отцов

Когда вещество, из которого сделан мир, начинает возмущаться с бешеной силой и скоростью, обыденное сознание привычно называет это явление кризисом. Религиозное - судом Божьим. Обе точки зрения по-своему схожи, ибо слово "кризис" в переводе с греческого, собственно, и означает "суд"

Когда вещество, из которого сделан мир, начинает возмущаться с бешеной силой и скоростью, обыденное сознание привычно называет это явление кризисом. Религиозное - судом Божьим. Обе точки зрения по-своему схожи, ибо слово "кризис" в переводе с греческого, собственно, и означает "суд".

Человеческий Разум страшится кризиса. И это понятно. Человек по телу и на две трети души (раздражительно-чувственная и желательно-волевая её части) суть животное, веществу же, даже в отсутствие явных кризисов, свойственно изменяться столь быстро, грозно и непредсказуемо, что сориентироваться и выжить в этой круговерти природы и людей: найти себе надежное укрытие, отбиться от посягательств, сохранить здоровье и т.д., - чрезвычайно трудно. Земля проклята грехопадением первых людей, и неважно, верим ли мы в Шестоднев или считаем себя потомками обезьян, реальность для всех и всегда остается одной и той же: рождение в муках и смерть без предупреждения, добывание хлеба насущного в поте лица и грустная ирония народной мудрости: "Человек рожден для счастья, как птица для труда!".

И всё же верующим живется на порядок(!) легче, чем неверующим - как в эпицентре кризисов, так и в промежутках между ними. Верующий человек с помощью Божьей "включает" третий и высший уровень души - созерцательный. Тем самым, он как бы превозмогает в себе (в ту или иную меру, конечно, и сообразно индивидуальной духовной зрелости, сообщаемой одним лишь Духом Святым) состояние затравленного зверька. В чем это выражается? Во-первых, верующий человек решительно усиливает свою личную связь с Богом и присутствие в своей жизни Его благодати. Этой связью минимально обладает, разумеется, и атеист, и даже отъявленный злодей, ибо Бог есть жизнь и без Его участия ничто живое не просуществовало бы в падшем мире вещества и тысячной доли секунды. Однако по-настоящему, с полной силой благодать Божия достигает только того, кто открывает Господу дверь своей души и молитвенно призывает Его как врача и спасителя. Любовь не может ни навязывать себя, ни кого-либо принуждать - иначе она уже не любовь. Благодать же сообщает верующему: а) кругозор, недоступный узкому рассудку; б) защиту от "духов злобы", действующих с особым ожесточением в периоды кризисов; в) наставление, как держаться "узкого пути" и избегать ошибок и рисков, переполняющих мир вещества как раз в годину кризисов; г) покой и здравие души.

Наставления Святых отцов, изложенные в тысячах томов во все времена и почти на всех языках мира, в сущности, и раскрывают сакральную тайну души, учат, как правильно использовать скрытые в ней возможности и резервы, как соединяться с Богом. Зачем? Чтобы, с одной стороны, каждый из нас мог максимально достойно совершить свое кратковременное странствие по земной "юдоли печали", преодолевая в том числе и "овраги кризисов", а с другой - чтобы мы не осрамились, представляя суду Божьему, последнему и неизбежному "кризису" на пути каждого из нас в вечность, собственную душу. А она, вернее, её состояние, как ни крути, - единственный действительный итог нашей земной жизни. Есть, над чем поломать голову, не так ли?

Почему-то мне порой кажется - Господи, прости, если это не так! - что в наши "последние времена" Промысел Божий оберегает своих "немногих верных" от крайних невзгод и скорбей. Причина - не в наших особых заслугах, а, ровно наоборот, в духовной нашей немощи. Рассчитывать на это, конечно, нельзя - с Богом в сделки и романы не играют! Но переживать кризис, хотя бы и с одной надеждой, как-то легче. Известно высказывание древних духовно одаренных Отцов в том смысле, что с наступлением последних времен даже малые подвиги, малые труды Христа ради получат воздаяние чуть ли не наравне с великими подвижниками прошлого. Утешительно? Еще как! Но и тут полезно "не хулить и не принимать", чтобы незримый враг не уловил самонадеянную душу в силки гордыни. К тому же никакое упование на милость, помощь и защиту Божию отнюдь не освобождает верующего от самоотверженного - в меру сил и разумения - труда, от служения ближнему, от внимания к себе и хранения сердца, от молитвы, поста и других доказательств истинности его любви ко Господу Спасителю всех нас от всех и всяческих кризисов.

По материалам http://www.dynacon.ru/content/articles/4423/

1.0x