Авторский блог Татьяна Воеводина 18:17 24 декабря 2017

Английский - главный предмет? Часть II

в обучении иностранному языку очень верно правило «лучше меньше, да лучше»
9

Что происходит в школе с изучением языков? Стало ли лучше сравнительно с советским временем? Моё твёрдое убеждение: в массовой школе стало хуже. В моё детство английский в обычной школе по престижу у учеников находился между пением и гражданской обороной. Никто всерьёз им не занимался, кроме тех, кто специально готовился в профильный вуз, но те учились на стороне. Уроков было мало: в 10-м классе в 70-е годы был один урок в неделю. Это было плохо и неправильно: любая возня без намерения достичь результата – расслабляет и приучает к симулякрам вместо дела.

С 1949 г. были заведены так называемые языковые спецшколы (английский, французский, немецкий, испанский). Там было много часов языка (не менее урока ежедневно), иногда даже были предметы, вроде географии  на языке, иногда был технический перевод. Оттуда люди выходили с приличным практическим знанием языка, которого хватало для чтения, говорения, нахождения за границей и т.д.

Сегодня в массовой школе уроков языка – куча, практически как в прежние времена в спецшколе. И что же? Результата никакого. Хочешь, чтоб ребёнок знал язык - посылай на курсы, к репетитору и т.п. При гигантской суете – мизерный результат. При этом иностранный язык как предмет, в отличие от прежних времён, страшно уважается, все друг друга убеждают, что без языка нынче – никуда. Так почему же из школы люди не выносят приличного знания хотя бы одного языка, а могли бы и двух – в этом нет ничего невозможного.

Причина проста – совершенно неправильная система обучения, основанная на ложных принципах.

В основе её лежит современное убеждение, что учить надо весело, играя,  никого не затрудняя и не огорчая. И главное – не напрягая. Меж тем, напряжение – это условие любой тренировки. Нет напряжения – нет продвижения. Это знает каждый, кто ходил в спортзал. А кто ходил в "качалку" знает и то, что без боли в мышцах – толку не будет. Ровно так происходит и в любом деле: не случайно "труд" и "трудно" - одного корня. А "дисциплина" и латинское discipulus, означающее "ученик" – тоже одного корня. Но современная педагогика настаивает: обучение – это сплошной fun. Все должны прыгать, дрыгать, топать, хлопать, дети это любят, и между делом всё выучат. Под это заточены и учебники – все эти "Хэппи инглиши" – несть им числа. Там сплошные картинки, текста нет вообще, а упражнения состоят в соединении стрелочками чего-то с чем-то. На просьбу: «Покажи мне твой вокабуляр», - современный школяр изумлённо моргает: он понятия не имеет, что обязан знать обусловленное количество слов. Учить слова? Это прошлый век, слова должны закачиваться в голову в процессе "фана", как-то так, сами собой.

Сегодня ничего не принято учить наизусть – ни по-русски, ни по-иностранному – вдруг кто-то перенапряжётся и огорчится?

Нет приличных учебников. В моде иностранные учебники, в которых почти нет грамматики и, главное, нет повторяемости слов: слово где-то возникло, а потом исчезло, больше к нему не возвращаются.

Обучение идёт неимоверно медленно: сегодня он с грехом пополам криво-косо говорит какую-то детсадовскую чепуху, через год – что-то в этом роде, а через два – у него уже твёрдое убеждение, что английский – это уму не постижимая мудрость, которой нужно учиться полжизни.

Ощущение такое, что на этом зарабатывают все: кто на продаже дико дорогих и часто бесполезных учебников с глянцевыми картинками, кто-то на организации дорогих же курсов, репетиторам тоже перепадает своя копеечка.

Что надо? В первую очередь, осознать, что в обучении языку критически важен быстрый старт. С места надо рвать как можно быстрее. За месяц можно научить тому, что сегодня проходят за два года. Но для этого нужны безусловные ежедневные занятия с домашним заданием и контролем словаря. Вообще, в обучении иностранному языку очень верно правило «лучше меньше, да лучше». Лучше учить два-три года интенсивно, чем семь-восемь так, как сейчас. Удовольствие от обучения человек, в том числе ребёнок, получает не от прыганья и хлопанья, а от реального продвижения в языке: вот он может прочесть простенькую историю, вот он понимает фильм, вот может рассказать о своей школе иностранцу. Если семиклассник владеет словарём детсадовца, то ему противна вся эта лабуда, нудная Мариванна со своей мурой, и учиться он не будет.

Овладев основами, можно заняться переводом – хоть художественным. Сейчас перевод как учебное средство почти запрещён передовой педагогической мыслью, однако он полезен для всего. Переводя сколько-нибудь сложный текст, ученик одновременно усовершенствуется в иностранном языке и незаметно для себя упражняется в изложении: содержание ему дано, а задача в том, чтобы выразить его на родном языке.

За два-три года можно достичь неплохих результатов в одном языке и приняться за второй. Каждый следующий легче предыдущего, к тому же у ребёнка есть опыт успеха, преодоления.

Вот когда всё это будет сделано, можно рассуждать о всеобщем ЕГЭ по иностранному. А при сегодняшнем положении – это просто даст заработок репетиторам.

Комментарии Написать свой комментарий
24 декабря 2017 в 19:06

Вы очень правильные вещи пишите. В России, как я уже говорил, существует "низкопоклонство перед Западом". Если на Западе учат языкам вот так, тои нам надо перенимать их передовой опыт. Слепое копирование ихних методик порочно. Запад не во всем передовой. В СССР была самая сильная армия в мире, но потом почему то решили, что нашу армию надо строить по образцу ихних - гражданский министр обороны и прочий идиотизм. А ихнии армии н и одной войны не выиграли... С талибами - лапотниками не могут 15 лет справиться в Афганистане. Клоуны.

24 декабря 2017 в 21:15

Изучить язык в отрыве от страны где на нем говорят трудно, а с Европой мы как то не очень в дружбе И потом действительно идет игра в одни ворота. Мы их языки должны изучать а они наш не знают, брезгуют. Сам по себе английский некрасивый, бурчащий язык, слова короткие на слух понять очень сложно что они бормочат - по па то ту рок мок ток сок си сью син и т.д. У нас наверху безумные воинственные западники Сами они со своего западничества имеют навар в виде счетов в офшорах а нам простым людям в чужом пиру похмелье

25 декабря 2017 в 04:54

Иностранный язык учат школьники, как будто мы стали колонией США. Других целей не видно.

25 декабря 2017 в 06:43

Да вы что, старики? Как без языка-то? Я вот в своей деревне всю жисть жалею, что меня учили в школе только одному немецкому. И то - это был язык побеждённого противника и преподавали его те, кто был на территории Германии, в плену, угнанные на работы. Они научились языку вовсе не по глянцу и картинкам, зато верно. ну, после школы конечно, всё забыл, так как меня в заграницу никто не звал, а дома по-нашему говорили. А сейчас-то, когда свабода!! Хошь - в Америку, хошь - в Англию, А то и в Германию. Делов-то - взял и поехал из любой деревни! Поэтому без языков - никак, там даже милостыню надо по-ихнему просить ведь!!

25 декабря 2017 в 08:42

Да, учили немецкий.
У мужа учительница была настоящая , как он говорит, немка, но не скажет он и пяти немецких слов...
Старший сын очень не хотел учить английский , спрашивал, зачем он ему.
И хотя сейчас работает в солидной "конторе", в то время рисовал трактора, я ему сказала : А вдруг в тракторе будет написано что-то на английском, а ты и не знаешь.
Взялся учить. Учил и в университете, а некоторое время назад ,сам стал учить, читает на английском и переводит без словаря. Наверное потому, что отдыхает в разных уголках.
Второй сын тоже не хотел учить, но эмиграция в ФРГ заставила его .
Говорит и понимает , думаю так, как говорит китаец по - русски, но всё таки.
А внук , родившийся в ФРГ, у него небольшой словарный запас русских слов, говорит с акцентом. Он себя позиционирует немцем, хотя в нём немецкой крови , "кот наплакал".
К чему я ? Язык ин. нужен, но нужен и стимул для его изучения, т.к. изучение не быстрый процесс. Это в в естественной языковой среде он впитывается по принципу "солёного огурца".
В общем, пути Господние неисповедимы.
А. Суровцев, оценила Ваш юмор.

25 декабря 2017 в 10:41

В школе должны изучать несколько иностранных языков, не менее 10, чтобы ученики имели общее представление. Конкретно, какой иностранный учить, определяться нужно в вузе и учиться по принципу как советует Воеводина ОСНОВАТЕЛЬНО.

26 декабря 2017 в 10:56

Вы представляете?
Издание второе,
Мутко ой-ой
Глаголет на оксфордском.
Тогда без всякого сомнения,
Все медали будут наши,
От деревянных до златых.

18 января 2018 в 12:31

Со времен гусляра- Садко в языкознании и степени влияния языка на политику Россия проделала громадный эволюционный путь. Его можно назвать так: от Садко до Мутко.