Авторский блог Вячеслав Кочнов 12:42 30 июля 2019

Андрей Алексеев: Оперетта-парк с венгерским акцентом

2-го, 3-го и 4-го августа в Гатчине пройдет Третий международный фестиваль "Оперетта-парк"

двойной клик - редактировать галерею

Один из любимейших горожанами и один из самых успешных музыкальных театров Санкт-Петербурга – «Музкомедия» на Итальянской, 13 под конец сезона выпустил новую постановку прославленной «Веселой вдовы» Франца Легара. Ею же он откроет и новый сезон, но до этого в первый уикенд последнего месяца лета (2-4 августа) в Гатчине по сложившейся уже традиции пройдет фестиваль «Оперетта-Парк», который в этом году будет иметь ярко выраженный венгерский акцент: в пятницу, 2 августа мы сможем увидеть «Баронессу Лили» Енё Хуски, а в субботу, 3-го «Графиню Марицу» Кальмана. 4 августа «Оперетта-Парк» закроется международным Гала-концертом звезд мировой оперетты. Об этих и некоторых других событиях корреспонденту «Вечерки» любезно согласился рассказать главный дирижер театра, бессменно находящийся на этом посту вот уже пятнадцать лет, заслуженный артист России Андрей Владимирович Алексеев.

- Одно из главных событий прошедшего сезона – премьера новой «Весёлой вдовы». Насколько мне известно, после безвременного ухода актрисы Ольги Лозовой, блиставшей в предыдущей версии этой оперетты, «Музкомедия» какое-то время жила без «Веселой вдовы». Скажите, что нового и особенного в новой постановке?

- Во-первых, «Веселая вдова», как всегда, прекрасна несравненными мелодиями Легара: из постановки в постановку, слава Богу, эта музыка не меняется. Во-вторых, если сравнивать нынешнюю версию с предыдущей, то эта версия более аутентична, больше придерживается европейской традиции в интерпретации. «Весёлая вдова» в предыдущей версии в нашем театре прожила достаточно долго. Хотя, в сравнении с новой постановкой, поражающей блеском и роскошью оформления, сегодня она кажется несколько старомодной.

Легар ещё при жизни пережил много различных исполнений «Весёлой вдовы» в разных странах. Приезжая в Лондон, он, например, соглашался на некоторые изменения в либретто ради его адаптации для английской публики. Этот композитор, один из немногих, всегда был открыт чему-то новому ради продвижения своих произведений.

Даже когда на пике славы его начали пародировать, и один комик обратился к нему с просьбой предоставить нотный материал для работы, композитор, понимая, что это пойдёт ему на пользу, предоставил партитуру, чтобы пародист мог использовать в своих шоу-представлениях его музыку в авторской версии.

Мы сегодня работаем по оригинальной легаровской партитуре, которую получили из Австрии. Музыкальный ряд полностью соответствует тому, что написал Легар. За одним небольшим исключением: один дуэт перекочевал из второго акта в первый.

Известно, что к 400-му представлению «Весёлой вдовы» в 1940-м году Легар написал отдельную увертюру, которую мы и использовали в нашей постановке. Исторически увертюра, к сожалению, не прижилась, несмотря на то, что Легар показал себя совершенно фантастическим оркестровым мастером. Он совмещает свои собственные темы, демонстрируя высочайший уровень профессионализма и совершенно потрясающее чувство юмора, с которым накладывает одну тему на другую, делая необычные и неожиданные развития. Увертюра приобрела популярность на филармонических сценах, и мы решили представить нашей публике эту музыку, потому что она очень достойно, на наш взгляд, подходит этому спектаклю.

- Музкомедия представляет музыку Легара в городе эксклюзивно – на афишах других петербургских театров его почему-то нет. А у вас идет его «Граф Люксембург», совсем недавно была «Страна улыбок»… С чем это связано? Почему Легар у нас такая редкая птица?

- Побывав недавно в одном петербургском оперном театре на популярной оперетте, я в очередной раз убедился, что оперным театрам не нужно заниматься чужим для них жанром. Вокальная составляющая может быть, в зависимости от уровня труппы, лучше или хуже, но когда эти вокалисты начинают говорить и играть, происходит самоуничтожение жанра. Оперные театры могут позволить себе, как правило, оперы-буфф Оффенбаха и «кормилиц жанра»: «Летучую мышь», «Сильву», «Марицу». Для сценических воплощений произведений Легара умения петь недостаточно.

- «Весёлая вдова» ведь тоже «кормилица»? На неё всегда аншлаг, насколько я знаю?

- Во всем в мире – да. В книге Бернарда Грюна «Золото и серебро: жизнь и времена» было сказано, что спектакли «Весёлой вдовы» с момента постановки прошли более полумиллиона раз по всем странам. Это наиболее кассовый спектакль нашего жанра, его сравнивают даже с «Кошками» Эндрю Ллойд Вебера. Это, наверное, самая успешная оперетта, которая позволила Легару в итоге перестать писать музыку и стать собственным продюсером и издателем. Тем самым начав зарабатывать деньги из того, что он создал.

- Вы в театре на посту главного дирижера уже 15 лет… С каким чувством встречаете эту дату? Это много или мало?

- С чувством глубокого удовлетворения. За 15 лет удалось поставить прекрасные спектакли, удалось оказаться в хорошей команде с хорошим менеджером–генеральным директором. Мы оба работаем на театр, хоть и не всё так просто идёт в творчестве, у нас всё же разные взгляды на некоторые спектакли. За это время театр снова зазвучал в городе после некоего периода забвения, и это приятно. Приятно, что критика отмечает возросший уровень оркестра. Это тоже плод многих усилий. Сейчас у нас достаточно крепкая труппа, это немаловажный селекционный момент. За 15 лет у нас было много талантливых людей: кто-то оставался, кто-то вынужден был уходить, кому-то сделали более заманчивые предложения. Мы много поездили с гастролями. Например, после первого приглашения театра в Румынию я продолжил сотрудничество с Национальным театром оперетты «Ион Дачиан» в качестве дирижёра, поставив оперетту И. Штрауса «Летучая мышь». Это была очень интересная страница моей творческой биографии.

- Какие спектакли вы считаете наиболее удавшимися, наиболее запомнившимися в течение этих 15 лет?

- Одним из таких замечательных спектаклей была «Синяя борода» Ж. Оффенбаха, потому что это был самый театральный проект – очень удачно поставленный, очень удачно «легший» на нашу труппу. Очень красочный и очень интересный спектакль был. «Белый. Петербург» - однозначно. Он был рождён потом и кровью и дал уникальную возможность пообщаться с совершенно замечательным композитором Георгием Фиртичем.

- Для самого композитора это получился очень красивый финал жизни…

- Все знали, что он болел, но, что мне очень понравилось, Георгий Иванович сам собирался писать оркестровку, что было для него делом профессиональной чести (нужно сказать, что в последнее время композиторы не любят этого делать). В какой-то момент он обратился ко мне с просьбой о помощи – времени было мало, а объем работы – огромный. И я предложил собрать некую «могучую кучку» под моим руководством. Ему эта идея понравилась. Что-то написал я, что-то приглашенные мною музыканты. Мы были увлечены музыкой, которую написал Георгий Иванович, это всё было очень достойно и интересно. Мы часто перезванивались, обменивались идеями, и у нас сложилось взаимное доверие. В итоге «Белый. Петербург» оценен по достоинству и объективно: он получил «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль в жанре оперетты и мюзикла». А исполнитель главной роли Виктор Кривонос и ваш покорный слуга стали лауреатами «Золотой маски» за этот спектакль.

- И последний вопрос: расскажите про «Оперетту-Парк»-2019.

- Приятно, что это уже третий фестиваль. То, что в наших непредсказуемых условиях Гатчинский дворец держит марку лидера культурных проектов - очень хорошо. Каждый раз возникает вопрос о наполнении программы фестиваля. Но общая концепция уже опробована и выверена: это летний уикенд, два спектакля и гала-концерт. Что будет нового? Мы попробуем новую площадку - более камерную. Показ первого спектакля – фантазии на тему оперетты «Баронесса Лили» Енё Хуски состоится в Собственном саду, который был устроен у стен дворца для членов Императорской фамилии. Спектаклем большой формы, который мы традиционно сыграем на Серебряном лугу у стен Иорданского фасада дворца, станет «Графиня Марица» Имре Кальмана. Так что на сей раз у «Оперетты-Парк» будет ярко выраженный венгерский акцент, что, впрочем, для нашего жанра неудивительно. Оба спектакля – долгожители нашего репертуара. И поставлены они венгерскими постановочными бригадами.

На гала-концерт мы пригласили зарубежных звёзд, которые выйдут на сцену под открытым небом вместе с солистами нашего театра. Впервые в Петербурге гости фестиваля услышат солистку Клайпедского музыкального театра Риту Петраускайте (Литва) и солистку Национального театра оперы и балета имени М. Биешу Анастасию Кушнир (Молдова). Постоянных гостей фестиваля ждет встреча с полюбившимся артистом из Польши Рафалем Бартмински. Он исполнит знаменитые «Tauber lied», написанные Францем Легаром для величайшего тенора XX века Рихарда Таубера. Это особо символично в преддверии 150-летия композитора. Большим сюрпризом для любителей жанра станет выступление легенды советской оперетты, народной артистки Республики Беларусь Наталии Гайды, которую мы рады представить в качестве почетного гостя фестиваля.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ С-ПБ ТЕАТРА МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ

1.0x