Авторский блог Мария Карпова 16:02 28 апреля 2014

Будущее России в освоении ее земельного богатства

Как остановить болезненное разрастание Москвы? Как восстановить баланс расселения людей по территории России? Как создать возможности для нормальной жизни вне города? Об этом мы поговорили с председателем «Российского переселенческого движения» Андреем Гуськовым.

Рост численности населения Москвы происходит в геометрической прогрессии. Ситуация принимает необратимый характер: все больше и больше людей стремятся в столицу за лучшей жизнью. Причины и последствия этого: обнищание большинства российских городов, исчезновение и запущенность деревень. Катастрофическое положение для огромной и богатой страны.

Как остановить болезненное разрастание Москвы? Как восстановить баланс расселения людей по территории России? Как создать возможности для нормальной жизни вне города? Об этом мы поговорили с председателем «Российского переселенческого движения» Андреем Гуськовым.

«ЗАВТРА». Андрей Евгеньевич, вы возглавляете «Российское переселенческое движение «Человек. Земля. Россия». На вашем сайте фигурирует такой термин, как деурбанизация. Расскажите, что означает этот термин, что это за явление?

Андрей ГУСЬКОВ. Деурбанизация – это возможность жить и работать вне рамок традиционных городов. Сегодня, к сожалению, все города переполнены людьми. Из 143 миллионов россиян 103 миллиона живут в городах. Города занимают всего 2% площади земельного фонда Российской Федерации, и здесь сосредоточено более 70% населения. А на 98% оставшейся земельной площади, на наших масштабных, богатейших, красивейших загородно-сельских территориях сегодня «тонким слоем»проживает только 40 миллионов человек.

Деурбанизация – это социальное явление, когда у горожан на генном уровне просыпаются интерес и желание сменить городской уклад жизни на загородно-сельский уклад, желание жить и работать на земле. При этом, не теряя социализации в той же Москве. Но жить на чистой земле, жить в своём доме, построенном по своей воле, дышать чистым воздухом, есть чистую еду и создать вокруг себя совершенно новое социокультурное пространство. Социокультурное пространство можно создать именно в малых городах или, если хотите, в посёлках до 5000 человек. Это позволяет узнать своего соседа, не только ближайшего, но и на соседней улице, и вместе, «всем миром», решать задачи образования, здравоохранения, дорожного обеспечения, инфраструктуры и так далее.

Как показывают социологические исследования, сегодня в России 29% горожан хотят жить и работать вне рамок городов, то есть сменить традиционный городской уклад на загородно-сельский.

«ЗАВТРА». Какие территории ваше Движение рассматривает как первостепенные для переселения, куда в первую очередь можно переселяться?

Андрей ГУСЬКОВ. Безусловно, необходимо стимулировать людей переселяться туда, где территория свободна, где она не занята. Мы провели инвентаризацию земли России. Наши исследования показали, что сегодня треть российских земель не используется. Из 153 000 населённых пунктов 20 000 уже стёрты с карты России. А в 100 000 поселениях живёт менее 50 человек. Люди часто прописаны, но вы не найдёте их в деревнях, потому что они уехали на заработки в крупнейшие города: Москву, Петербург, Екатеринбург и другие.

Получается, что треть земли опустынела, треть - используется совершенно неэффективно, варварски. Это две трети земли. Поэтому начинать можно практически с любого региона, куда ни ткнёшь рукой на карте. Сегодня есть спрос на заселение Дальнего Востока, нам необходимо осваивать его, по сути дела, заново; недостаточно заселена Сибирь; и, далеко ходить не надо, центрально-европейский регион – это Московская область и регионы как бы опоясывающие московскую область: Калужская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская области.

К примеру, если сегодня посмотреть на Тверскую область, до которой рукой подать – 300 км от Москвы, то 48% земель там заброшены: деревни, земли, населённые пункты. Поэтому можно начинать освоение земель именно с центрально-европейского региона. Нужно создать возможность жить и работать за пределами МКАДа, как для московских жителей, так и для жителей регионов.

«ЗАВТРА». Какие меры стимуляции, мотивирования будут применяться к людям, чтобы они переехали за город? Какие условия для этого необходимо создать? Ведь вы сказали, что земли пустые, а человек на пустое место приехать не может – там нет ничего: ни условий для жизни, ни работы. Какое вы видите решение этой проблемы?

Андрей ГУСЬКОВ. Разрабатывается программа для жителей Москвы, которая называется «100 посёлков со 100 профессиями». Каждый поселок с населением до 5 тысяч человек.

В течение двух лет мы проводили социологическое исследование и выявили условия, при выполнении которых горожанин готов жить и работать в сельской местности. Основное, чего люди хотят – это подъёмные средства и заранее обеспеченные минимальные условия в социальной инфраструктуре.

В комитете по аграрным вопросам в Государственной Думе, где я возглавляю группу по земельно-аграрной и переселенческой политике, мы разработали проект закона о введении такого инструмента как «земельный капитал». По аналогии с «материнским капиталом». «Земельный капитал» будет стимулировать людей жить и работать вне городов. Это целевые средства, которые можно использовать по нескольким направлениям.

Например, на оплату переезда на новое место жительства, включая перевоз своего имущества. На оплату аренды временного жилья от 3-х до 5 лет, которое заранее будет построено в поселенческих центрах, где также будут школы, спортивные центры и другая инфраструктура. За счёт «земельного капитала» человек может повысить свою квалификацию или сменить профессию. Кто-то захочет заниматься землёй и фермерским хозяйством, кто-то откроет своё перерабатывающее производство в составе крупного регионального кооператива по переработке и производству продуктов питания. В дальнейшем эта деятельность сможет обеспечить Москву отечественными продуктами, а не импортными, которые мы видим сегодня: израильская морковка, египетская картошка и так далее.

В радиусе 20 км от поселения расположены плодородные земли, которые сейчас не используются. Они позволяют нам создать вокруг этого посёлка около 1500 рабочих мест, что обеспечит работой в этом посёлке каждого третьего.

Создание рабочих мест в сфере сельхопроизводства и переработки сырья обеспечит спрос на другие профессии: экономисты, финансисты, бухгалтера, маркетологи, сбытовики. Другими словами, появляется мультипликативный эффект для создания дополнительных рабочих мест.

Вся программа рассчитана на человека со средними доходами. Понятно, что большинство граждан у нас в стране – не олигархи. Поэтому составлялась наша программа для человека, обладающего энергией жить и работать на земле.

«ЗАВТРА». Есть ли какие-то успешные примеры переселения?

Андрей ГУСЬКОВ. Мы исследовали проекты поселений в России, которые были реализованы вне рамок нашей программы. Успешные примеры переселения есть. Люди по своей собственной воле организуются, пытаются создавать посёлки и начинают обрабатывать землю. Есть посёлки, созданные по конфессиональному признаку. Есть эко-поселения, там собираются люди, которые хотят жить и работать в экологически чистой среде и есть экологически чистую пищу.

Мы разрабатываем свою программу для тех россиян, кто хочет иметь собственные дома, хорошую работу, хорошее социальное обеспечение. И пусть на территории они уже сами формируют те или иные сообщества: конфессиональные или по другим интересам.

Положительных примеров в России немного, потому что наша программа пока на законодательном уровне пока не принята. Поэтому основное, чего мы сегодня добиваемся – это принятие соответствующих законов. Мы рассчитываем, что новая Мосгордума увидит иную концепцию развития Москвы: вокруг города должна появиться загородно-сельская Москва.

Ещё один из примеров. В мае прошлого года мы провели административное совещание в Костромской области по освоению брошенных земель. Уже в июне пошёл процесс: выбрали одно из мест – Островский район, посёлок Александровское. Наш коллега, Сергей Кургинян, возглавляющий движение «Суть времени», начал со своими единомышленниками процесс освоения этой земли. За четыре месяца там возник поселенческий центр. Новая жилищно-коммунальная инфраструктура включает в себя жилье для одиноких ребят и девчат, для семей и для семей с детьми. Там уже есть спортивный центр, есть интеллектуальный центр, где люди занимаются повышением уровня образования. Также есть летний лагерь, куда в августе приезжали более 600 человек. Здесь же планируется строительство университета, где молодёжь – новая элита России – будет обучаться социальным науками, экономике, политике. Элита, которая будет оторвана от городской коррупционной среды.

С этого центра начнется реализация всей переселенческой программы в нашей стране. Ребята, которые уже создавали подобные центры, будут переезжать на другие территории. Подключать местное население, которое ещё, слава Богу, где-то выжило. Будут передавать новый поселенческий опыт создания центров, создания рабочих мест в агрокластерах. Так эта система будет распространяться по всей России.

«ЗАВТРА». Расскажите немного о бытовых деталях. Городскому человеку переехать в сельскую среду иногда сложно, потому что там совсем другая культура. Как городской житель приспосабливается в таких условиях?

Андрей ГУСЬКОВ. Мы общались с людьми, которые переехали за город из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Уфы, Владивостока, из крупнейших городов нашей России. Некоторые переехали с маленькими детьми. На вопрос «как вы устроились?» отвечают: «Прекрасно…». Сейчас создаются такие условия в сельской среде, которые соединяют современные технологии и природный масштаб российской земли. Лучшего места для русского человека просто не существует. При этом можно решать типичные проблемы города. К примеру, создание мини-ТЭЦ - это своё тепло, своя электроэнергия, независимость от монополий, от жутких тарифов.

По сути, что ещё нужно человеку, если есть дом, работа, есть спортивный центр, возможность образования. Ты ведешь своего ребёнка в школу, где учитель учит его пониманию добра и зла, исходя из наших русских традиций, а не внушает «ценности» западного мира. Что ещё необходимо? Если есть желание поехать в театр – пожалуйста, садись на транспорт и поезжай.

«ЗАВТРА». Есть ли какие-то сроки реализации вашей программы?

Андрей ГУСЬКОВ. Сроки есть. Первый. Для того чтобы изменить положение во всей стране, а не в единичном населённом пункте, мы разрабатываем проекты федеральных законов. Разработали источники финансирования, которые на три четверти завязаны не на бюджет, а на внебюджетные источники. Это всё сделано.

Второй срок - сентябрь 2014 года, когда наше российское переселенческое движение сможет принять участие на выборах в Мосгордуму. Оно поможет пройти кандидатам, опирающимся на нашу программу, чтобы они приняли готовый пакет законов в интересах москвичей и всей России. Тогда начнется работа по центрально-европейскому региону.

Третий срок – работа в Госдуме. Я уверен, наши федеральные чиновники оценят возможности программы и она распространится на всю Россию. В таком масштабе реализация программы рассчитана на 10 лет.

«ЗАВТРА». Как власть относится к идее переселения, поддерживает ли она вашу программу?

Андрей ГУСЬКОВ. За последние 1,5 года мы провели консультации с представителями высшего политического истеблишмента России. И не увидели ни одного отрицательного ответа. Программа масштабная и её непросто реализовать.

Но мы готовы к ее реализации. Мы заинтересованы объединить или войти в коалицию с теми силами, кто оценивает нашу программу не как краткосрочный проект, а как основу изменения всего экономического курса развития России, на изменение парадигмы развития России, ориентированного не на доходы олигархов, а на интересы народа.

Беседовала Мария Карпова

1.0x