Авторский блог Михаил Лунин 19:04 19 августа 2018

Америка против Европы и Китая.

Действия Трампа после того как над ним перестал висеть дамоклов меч импичмента ясно показывают, что он в меру своих возможностей в условиях жесткой внутриполитической борьбы внутри США начинает осуществление желаний части элиты, которая стремиться сохранить Америку, как великую промышленную державу. На этом пути Трампу придется решить ряд сложнейших проблем.

Первой из них по значимости, которая имеет непосредственное отношение к Европе, является проблема дальнейшего существования вассальной системы внутри мировой метрополии капиталистической системы. После второй мировой войны для противостояния СССР, ведущие капиталистические державы сплотились вокруг США, что привело к их объединению в единую мировую метрополию. Колониальные империи были упразднены, а замкнутые колониальные рынки были слиты в единую периферию, которую страны центра капиталистической системы стали грабить сообща. При этом в рамках мировой метрополии была выстроена вассальная иерархия подчиняющаяся гегемону в лице США. Для обеспечения поддержки вассалов США возложили на себя основные военные расходы по защите союзников и открыли свой рынок для товаров из этих стран. Тем самым США осуществляли экономическое субсидирование вассалов (СССР делал то же самое по отношению к странам Восточной Европы), но взамен вассалы были обязаны подчиняться гегемону в политической и идеологической сферах. Эта вассальная система исправно обеспечивала гегемонию США после второй мировой войны, но на её поддержание приходилось постоянно расходовать экономический ресурс. В результате удельный вес экономики США в мире постепенно падал, что привело гегемона к опасной черте утраты промышленного лидерства.

В какой-то степени элита США осознавала опасность от постепенного перераспределения экономического потенциала к вассалам и наносила превентивные удары. Наиболее значительной жертвой этой стратегии стала Япония, которую США вынудили ослабить регулирование экономической деятельности после экономического взлета. В результате тут же возникли многочисленные перекосы в экономике, которые привели к надуванию спекулятивных пузырей, что стало причиной кризиса начала 90-тых годов и последующей стагнации японской экономики.

Тем не менее, США все же не удалось избежать ослабления экономического могущества даже после победы в холодной войне. Поэтому в период президентства Обамы США пытались ослабить ЕС путем вовлечения в зону свободной торговли. Тихий саботаж со стороны европейцев не позволил осуществиться этим планам, что заставило элиту США прибегнуть к скрытой поддержке эмиграции в Европу с Ближнего Востока. После прихода к власти Трампа стратегия США коренным образом изменилась. Вместо удушения в объятьях пришедшие к власти традиционалисты стремятся ослабить ЕС путем прямого политического нажима. Следуя этой новой стратегии, администрация Трампа пытается переложить часть военных расходов НАТО на европейские государства и отказаться от экономического субсидирования вассалов. Эти намеренья нарушают негласное соглашение между США и их союзниками при создании вассальной системы, что может её разрушить, так как вассалам уже не станет выгодно находиться под опекой США. Поэтому перед США стоит сложная задача одновременно ослабить вассалов, но при этом сохранить свою власть над ними.

Второй важной проблемой стоящей перед США является усиление неподконтрольных экономических конкурентов, прежде всего в лице Китая. Во многом возвышение Китая стало возможным благодаря его сепаратной сделке с Западом в период холодной войны. Непосредственной причиной сделки явился провал попытки Китая стать лидером советского блока. Также неудачно для Китая закончилась попытка осуществить индустриализацию, следуя примеру СССР, в рамках советского строя. В условиях политической изоляции, внутренней нестабильности вызванной авантюрой культурной революции, экономического кризиса новое китайское руководство во главе с Дэн Сяопином для осуществления модернизации страны решило присоединиться к мировой капиталистической системе. Для этого китайскому руководству пришлось провести демонтаж государственной корпоративной структуры общества и допустить создание частных предприятий. Итогом этого процесса стал переход Китая к госкапитализму. В его рамках Китай не только успешно провел процесс индустриализации, но и сумел стать первой промышленной державой мира.

Другой стороне сделки в виде Запада в тот период времени она была выгодна по нескольким причинам. Сделка позволяла увеличить прибыли ТНК за счет эксплуатации дешевой рабочей силы, укрепить устойчивость капиталистической системы, получить дополнительные ресурсы для противостояния с СССР. Всех этих целей Запад сумел добиться. Более того он одержал победу в холодной войне , но после распада советского блока западная элита совершила огромную стратегическую ошибку. Под воздействием эйфории от победы Запад неосмотрительно позволил Китаю беспрепятственно наращивать экономическую мощь, что привело к дестабилизации капиталистической системы и поставило под угрозу положение Запада в качестве мировой метрополии.

Осознав опасность, исходящую от Китая западная элита начала предпринимать меры по сдерживанию конкурента. В период президентства Обамы США попытались решить проблему Китая с помощью раскола мирового рынка путем формирования замкнутых экономических партнерств. В случае создания Транстихоокеанского партнерства и Трансатлантического партнерства США смогли бы добиться контроля над экономиками двух важнейших регионов мира. Это давало возможность изолировать Китай от важных рынков, что для экспортно-ориентированной китайской экономики оказалось бы страшным ударом. В итоге США не удалось создать замкнутые экономические зоны, что заставила американскую элиту изменить стратегию борьбы с Китаем.

После прихода к власти Трампа США сделали ставку на более жесткий вариант удушения конкурента. В ход пошли прямые экономические удары в виде таможенных тарифов на китайские товары. Одновременно США наращивают военно-политическое давление на Китай с целью добиться экономической капитуляции. В случае достижения США этой цели Китай ждет не просто уменьшение темпов экономического роста, а долговременная стагнация, что может спровоцировать социально-политический кризис. Поэтому китайское руководство будет вынуждено в том или ином виде вступить в экономическую войну против США. Затем дальнейшая логика событий неизбежно приведет к политическому противостоянию двух крупнейших экономических держав мира.

Таким образом, перед США стоят две сложнейшие стратегические задачи, которые придется решить в ближайшее время. США необходимо сохранить вассальную систему, так как она позволяет осуществлять политическое господство и получать дополнительный доход от периферии капиталистической системы, но при этом одновременно администрация Трампа пытается частично переложить бремя гегемонии на самих вассалов. Осуществить подобную разнонаправленную задачу очень сложно и неудача может привести к расколу мировой метрополии. Еще одной задачей является ослабление или уничтожение государств-конкурентов, которые не подчиняются американской элите. Добиться этого у США быстро вряд ли получится. Поэтому перманентная торговая война приведет к расколу мирового рынка на отдельные экономические зоны со своими гегемонами. В результате капиталистическая система вступит в фазу системного кризиса, который она уже переживала в первой половине 20 века.

К сожалению, из-за своей неэффективной социально-экономической системы РФ никак не сможет влиять на происходящее экономическое противоборство. Её удел в случае сохранения нынешнего правящего класса будет заключаться в лучшем случае вхождение в одну из экономических зон, а в худшем случае Россия вообще исчезнет с карты мира. Только в случае смены общественного строя у русского народа появится шанс провести новую индустриализацию и вновь войти в ряд промышленных держав мира, что позволит гарантировать её существование в условиях столкновений интересов экономических гегемонов.

1.0x