Авторский блог Николай Юрлов 11:46 12 июня 2017

Амазонка и старик Филлис

Гениальный берейтор прав: зачем ездить по-мужски?

Даже если на дворе суматошный двадцать первый век, всякая женщина, оседлавшая коня и севшая на него, на профессиональном языке берейторов всё равно считается амазонкой. Время, правда, внесло свои изменения относительно посадки на лошадь. И ни за что не послушаются наши дамы советов умных и знающих людей, которые были решительно против езды по-мужски.

Беру в руки репринтное издание Офицерской кавалерийской школы «Основы выездки и езды», подготовленное к выпуску в 1901 году подполковником и редактором журнала «Вестник русской конницы» князем Дмитрием Багратионом. Книгу в своё время написал его наставник — Джеймс Филлис, который с 1898 года в этом военно-учебном заведении Русской императорской армии на полковничьей должности трудился старшим учителем верховой езды.

Была такая офицерская школа в Санкт-Петербурге, в Аракчеевских казармах, начальником которой какое-то время служил даже небезызвестный флюгер-генерал Алексей Брусилов, боявшийся политических «бурь и натисков» и державший свой нос строго по ветру. Как это у Лермонтова? «Откуда ветер — оттуда и счастье». Стало быть, от большевиков...

На годичных курсах учился здесь и «красный граф» Алексей Игнатьев, написавший свои знаменитые «Пятьдесят лет в строю». Выпускник этой школы и блестящий мемуарист, Игнатьев вниманием её не обошёл: мол, боялись сей «лошадиной академии» офицеры-генштабисты, как огня: «Стонали бедные кавалерийские полковники, вынужденные скакать на парфорсных (конных с гончими. — Примечание моё.) охотах вёрст десять-двенадцать по пересечённой местности, многие уходили в отставку, не перенеся этого испытания».

Если верить Игнатьеву, стонали они и от «самодура-француза» английского происхождения Джеймса Филлиса, который получил от Генерал-инспектора кавалерии Великого князя Николая Николаевича карт-бланш на смелую эквилибристику — внедрить в русскую конницу новую систему объездки молодых лошадей. С этой задачей берейтор справился блестяще, поскольку был действительно гением практической иппологии (науки о лошадях), непревзойдённым мастером искусства верховой езды.

Относительно способов дамской езды Джеймс Филлис, которому рукоплескала «старушка Европа», был непреклонен: амазонка должна сидеть в седле как на стуле, обе ноги лежат только налево, и в этом положении тяжесть тела всецело приходится на правую сторону.

«С некоторого времени входит в моду у дам езда по-мужски, — грустно замечал тренер-наставник в своей замечательной методичке. — Не говоря о том, что такая езда отнимает грацию, сидеть дама будет всегда слабее мужчины, так как ляжки и ноги женщины круглее и слабее, чем у мужчины. Думаю, что дамы скоро откажутся от этой езды, так как падать будут чаще».

Эх, Джеймс Томасович, уж и не знаю, что там на самом деле оказалась слабее, только амазонки определённо вошли во вкус. И никакими наставлениями их падения теперь не остановишь!

Сбылось и другое пророчество знатока Филлиса: «Позволю себе сказать: дама, теряя шляпу, теряет голову».

Николай ЮРЛОВ,

КРАСНОЯРСК

Фото автора

1.0x