Сообщество «Учебный космос России» 22:02 29 марта 2017

Алмазы Верещагина: звездопады России и Украины-1

Дистанционные экспозиции Московско-Троицкого общественного университета Знаний

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

АЛМАЗЫ ВЕРЕЩАГИНА: звездопады России и Украины - 1

…Леониду Верещагину, поклоннику Тараса Шевченко, Ивана Франко и Леси Украинки, весьма по душе приходился и Владимир Галактионович Короленко, с его «Огоньками», написанными в канун ХХ1 столетия:

«…И долго ещё мы плыли по тёмной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь назади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонёк всё стоял впереди, переливаясь и маня, - всё так же близко, и всё также далеко… Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла… Но всё-таки… всё-таки впереди – огни!..»

1

Научная Одиссея Леонида Верещагина:
реально-фантастический мир химии и физики

«…В 1926 году поступил на физико-математический факультет Одесского института народного образования. В 1932 году окончил аспирантуру при Украинском физико-техническом институте (УФТИ) в Харькове…»

(Из автобиографии Л.Ф. Верещагина)

О вы, щастливые науки!

Прилежны простирайте руки

И взор до самых дальних мест,

Пройдите землю, и пучину,

И степи, и глубокий лес,

И нутр Рифейский, и вершину,

И саму высоту небес…

М.В. Ломоносов

…Покой только снился Леониду Верещагину, как, впрочем, сотням и тысячам его сверстников, «сопутников». Время было такое – тревожное, радостно-горевое, духоподъёмное. В редкие минуты отдыха согревали душу воспоминания; крылатое эхо сокровенной памяти напоминало-устремляло, настраивало на «южную волну», на херсонские, харьковские, приднепровские крылечки и околицы, на «встречу» с самым синим - Чёрным морем, омывавшим несказанную и желанную Одессу… Как это – в элегии Василия Андреевича Жуковского?.. –

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое, светлое небо к себе?..

Может быть, в тогдашней «буче боевой кипучей» несколько старомодно звучали стихи далёкой поэтической эпохи; но Леонид Верещагин чувствовал-переживал чарующую магию лирического образа, тем более, что образ этот напоминал о «землячестве» Чёрного моря, о «землячестве» Одесса-града:

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью.

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя –

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

О той же «буче боевой, кипучей»…Работая в бюро исследований Харьковского турбинно-генераторного завода, Верещагин выступает в качестве инициатора и организатора рентгеновской лаборатории, проводит исследования медистого немагнитного чугуна и сплавов Fe – Ni – Al. Эксперименты по магнетизму продолжались затем в лаборатории низких температур Украинского физико-технического института, куда его пригласили в 1934 году.

Физика, технология и эстетика «золотого сечения»… Традиции и преемственность… Университеты жизни и самообразование…

…Скажу о маяте людей.

Они как дети были несмышленые.

Я мысль вложил в них и сознанья острый дар…

…Звезд восходы показал им и сокрытые закаты.

Изобрел для них науку чисел, из наук важнейшую,

Сложенью букв я научил их…

Тит Лукреций Кар. «О природе вещей».

2

Заре и заревам навстречу

«…Работал в бюро исследований Харьковского турбинно-генераторного завода… Работы по магнетизму были продолжены затем в лаборатории низких температур Украинского физико-технического института, куда приглашён в 1934 году…

С 1939 года заведовал лабораторией сверхвысоких давлений (СВД), созданной по инициативе академика Н.Д. Зелинского в Институте органической химии…»

(из автобиографии Л.Ф. Верещагина)

…Помню кадры из фильма немого,

Где беззвучно сраженье гремит…

И другие мне видятся кадры.

Крупным планом в сознанье вошли

Спелых яблок тяжелые ядра,

Плодоносная сила Земли…

Эти ленты смотрел я впервые

В незабвенном тридцатом году.

Сквозь гористый, каштановый Киев

Угловатым подростком иду…

О, как молод ещё он! Как много

В жизни хочется сделать ему…

Яков Хелемский

«Ранний Довженко»

Сподвижник Н.Д. Зелинского. Академик Зелинский обратил внимание на даровитого учёного из Харькова. Знакомясь с личным делом Верещагина, уроженца Херсона, Николай Дмитриевич отметил их «землячество»: сам Зелинский родился в Тирасполе Херсонской губернии.

Н.Д. Зелинский (25 января – 6 февраля 1861 года - 31 июля 1953 года) – крупнейший русский физик-органик, один из основоположников органического катализа и нефтехимии, создатель научной школы, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1945). Зелинский – кавалер четырёх орденов Ленина, многих других орденов и медалей; лауреат Государственных премий (1934, 1942, 1946, 1948).

Губернский Херсон… Новороссийский университет в Одессе, где Зелинский обучался на естественном отделении физико-математического факультета. В Одессе Зелинский написал 40 работ. Летом 1891 года он входил в состав экспедиции по обследованию вод Чёрного моря и Одесских лиманов на канонерской лодке «Запорожец». Верещагин знал, что тогда Зелинский доказал: содержащийся в воде сероводород – бактериального происхождения. Являясь сторонником теории органического происхождения нефти, Зелинский провёл ряд изысканий, чтобы связать её генезис с сапропелями, горючими сланцами, природными и синтетическими органическими веществами.

Особое место занимают труды Н.Д. Зелинского по адсорбции и по созданию угольного противогаза (1915), принятого на вооружение в период Первой мировой войны в русской и союзнических армиях.

Н.Д. Зелинским создана крупная школа учёных, внёсших фундаментальный вклад в различные области химии. Среди его наиболее талантливых учеников называют Л.Ф. Верещагина, А.А. Баландина, Б.А. Казанского, К.А. Кошечкова, С.С. Наметкина, А.Н. Несмеянова. Эту школу прославили своими новаторскими открытиями Н.А. Изгарышев, К.П. Лавровский, Ю.Г. Мамедалиев, Б.М. Михайлов, А.В. Раковский, В.В. Челинцев, Н.И. Шуйкин, Л.А. Чугаев, Н.А. Шилов.

Л.Ф. Верещагин активно работал во Всесоюзном химическом обществе имени Д.И. Менделеева ( Зелинский был одним из организаторов, а с 1941 года – почётным членом этого Общества).

… Ученики академика Зелинского, вспоминая о своём замечательном наставнике, неизменно обращались к чарующей «мове» Леси Украинки, строки которой не раз звучали, когда «физики-химики», в минуты отдыха, врачевали свои душевные раны чарующими ритмами поэтессы из малороссийского Полесья:

Иль молниями только им носиться,

Словам моим, что родились в печали?

А почему бы не взлететь им к небу

Серебряною жаворонка песней?

И не рассыпаться, дрожа, над чёрной пашней,

Как звонкий дождь, просвеченный лучами?

Зачем не закружиться хороводом,

Как будто листья, что срывает буря,

Как будто вьюжные алмазные снежинки?

Иль только тем ясней звезда сияет,

Чем ночи тьма вокру неё чернее?

Иль только в сказке из людей убитых

Калина вырастает и чарует

Сердца живых чудесною свирелью?

Иль только в сказке лебедь умирает

Не с криком смертным, а с прекрасной песней?..

(продолжение следует)

1.0x