Авторский блог Вячеслав Кочнов 10:36 30 июля 2018

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ, КЛАРНЕТ, ЗКР: ЕСЛИ МУЗЫКА МНЕ НЕПОНЯТНА, ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ОНА ПЛОХАЯ

К 80-летию народного артиста России Юрия Хатуевича Темирканова интервью с музыкантами его оркестра

Вы играете в одном из самых известных в мире симфонических оркестров – Заслуженном коллективе России под управлением Юрия Темирканова. Чего больше в Вашей работе - труда или творчества? Не возникает желания плюнуть на все и заняться исключительно сольной карьерой?

- Для меня весь труд, вся работа происходит на этапе подготовки к программе, в ежедневных занятиях. Я подбираю трости, смотрю партии, стараюсь узнать как можно больше о музыке, которую предстоит играть, и слушаю ее. Совершенствую свое владение инструментом, чтобы мои возможности позволяли реализовать любые идеи. А когда оркестр выходит на сцену, начинается репетиция – это уже кульминация, вершина айсберга. Вся работа остается позади, и начинается творчество. Важно, чтобы были созданы правильные условия для творчества. Я общаюсь со многими музыкантами, и большинство из них, к сожалению, вынуждены думать исключительно о том, как бы собрать больше халтур, чтобы заработать денег и прокормить свою семью. Так же всем нам известны музыканты, не имеющие финансовых проблем, но и совсем не имеющие времени, так как вынуждены играть в среднем по три концерта/спектакля в день. В Заслуженном коллективе России созданы оптимальные условия для того, чтобы артист был сосредоточен исключительно на творческом процессе и ничто его не отвлекало. Что касается сольной деятельности, я очень люблю выступать в качестве солиста. Этой осенью запланированы концерты с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, Санкт-Петербургским Государственным Академическим Симфоническим Оркестром, Симфоническим оркестром театра Зазеркалье; несколько программ на сцене моего любимого камерного зала - Малого зала Филармонии. У меня нет проблемы совмещения сольной игры и игры в оркестре, скорее наоборот. Это большой плюс. Играя в Заслуженном коллективе России всего пятый год, я чувствую, что сильно вырос. Мой художественный руководитель – Юрий Хатуевич Темирканов. Я стараюсь ловить, понять, прочувствовать каждое его слово. Работа с Маэстро – это бесценный опыт. В оркестре собраны очень опытные мудрые музыканты, и музицировать с ними тоже большая привилегия. В совмещении игры в оркестре с сольными выступлениями, конечно, иногда бывают накладки, как правило, временные. Но хочу сказать, что руководство Заслуженного коллектива России всегда идет на встречу, чувствуется поддержка личных инициатив музыкантов. А это говорит о правильной атмосфере в коллективе, нацеленной на творчество.

Какие из исполняемых Вами произведений нравятся Вам больше всего? Есть ли такая музыка, которая Вам непонятна или неприятна из той, что Вам приходится играть?

- Не могу выделить что-то конкретное. Мне нравится разная музыка. У меня музыкальная семья и в детстве, например, в доме очень часто звучал фанк, лэтин-джаз. Мой отец клавишник. И в итоге в школе-десятилетке на уроках музыкальной литературы я ничего не мог назвать из творчества Римского-Корсакова или Глазунова и мечтал о викторине по творчеству Мишеля Камило или Пакито Д’Ривера. Там я точно знал все: название, альбом, год, номер дорожки в альбоме и состав исполнителей. Сейчас, если говорить о симфонической музыке, мне нравится играть Рахманинова, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича. И основу репертуара Заслуженного коллектива России составляют произведения именно этих композиторов. А как солист, я стараюсь по возможности сам предлагать, составлять программы и, как правило, это Дебюсси, Видор, Сен-Санс, Пуленк. Так чтобы прямо неприятная музыка – такого почти не бывает. Разве что раньше на конкурсах приходилось играть спецпьесы, и они иногда были прямо скажем не выдающиеся. Что касается непонятной музыки, то я стараюсь быть осторожным. Музыка должна цеплять. И если она мне непонятна, не значит что она плохая, может, дело во мне. Нужно время. И даже в самых заигранных произведениях со временем появляются новые открытия.

Каковы особенности работы с разными дирижерами? С кем легко, с кем трудно, с кем увлекательно, а с кем не очень?

- Дирижерская тема очень непростая: у каждого маэстро свой подход, свое видение, свой стиль работы. Кто-то любит работать с оркестром до последней секунды, детально обсуждая каждый штрих. Кто-то наоборот предпочитает расслабленную обстановку, многое доверяя оркестру и лишь обозначая контуры. Очень редко, но иногда бывает, что приходит молодой дирижер и начинает рассказывать оркестру то, что написано в нотах. А мы это и так знаем. Поэтому интересно работать с теми, кто может ответить на вопрос «почему?» и убедить в этом музыкантов. А для этого должен быть большой жизненный опыт, мудрость, накопленная с годами и умение ею поделиться. И конечно вершина мастерства, когда дирижер, просто выходя на сцену, уже приносит с собой атмосферу, погружает музыкантов в свое понимание и чувство музыки. Не знаю, как это объяснить, это что-то особенное.

Успеваете ли Вы во время гастролей посмотреть на мир?

- Все зависит от ситуации. Вообще оркестр приглашают не для прогулок, а чтобы он играл концерты. Но бывают длинные перелеты и тогда, как правило, один день свободный, чтобы у музыкантов была возможность отойти от джетлага. Заслуженный коллектив России в крупных городах, таких как Берлин, Париж, Нью-Йорк, Токио, селится в отелях прямо рядом с залом, а репетиция обычно перед концертом. Так что можно успеть немного прогуляться утром. Но есть и особенно сложные ответственные программы, перед которыми хочется позаниматься подольше. И тогда времени на прогулки не остается совсем. В будущем сезоне у Юрия Хатуевича юбилей и, конечно, все хотят увидеть Маэстро и оркестр. Будет очень много гастролей, будет интересно!

1.0x