Сообщество «Салон» 00:00 12 июня 2014

Актуальное и многогранное

Выдающийся художник, 91-летний Борис Неменский рассказал о своем недавнем проекте в Академии художеств, современном искусстве и проблемах реализма.

Его называют Рыцарем гуманной педагогики, мастодонтом советской живописи и великим русским художником. Его работы печатались в сотнях альбомов, а выставки гремели по всей России. Выдающийся художник, 91-летний Борис Неменский рассказал о своем недавнем проекте в Академии художеств, современном искусстве и проблемах реализма.

"ЗАВТРА". Борис Михайлович, ваша прошлая большая выставка "Приглашение к диалогу" была в далеком 2001 году. Что изменилось за это время? Какова концепция недавней выставки "Продолжение диалога: Борис Неменский и друзья-ученики"?

Борис НЕМЕНСКИЙ. Эта экспозиция — некое развитие нашей прошлой выставки, которую мы делали в Малом Манеже тринадцать лет назад. В залах Академии художеств каждый из моих учеников предстал как личность. Смысл этой выставки в том, чтобы показать людям, что реалистическое искусство сейчас является актуальным и абсолютно современным! Оно вторгается во все проблемы нашей действительности. Говорят, что реалистическое искусство всё стандартизирует. Но на этой выставке не было одинаковых художников. Дело в том, что у каждого из представленных здесь авторов есть свой круг интересов, круг его отношения и понимания жизни. Например, Александр Акилов показывает зрителю дух Азии. Хотя было время, когда искусство Азии не очень приветствовалось. Акилов — не из русского мира, но инструмент для творения ему дала именно русская культура.

Все художники, представленные на выставке, — это мои друзья, которые у меня учились. Это те, кто сохранил со мной связь. Нас объединяет общее понимание искусства и жизни.

"ЗАВТРА". Как вообще сегодня развивается реализм в живописи, что изменилось с появлением Института русского реалистического искусства?

Борис НЕМЕНСКИЙ. Я всецело поддерживаю Институт русского реалистического искусства. Сейчас есть тенденция ликвидировать понимание русского искусства вообще. А Алексей Ананьев (директор ИРРИ) решился на то, чего сейчас вообще не делают богатые люди: он обратился не к модному, а к настоящему. До революции Третьяков занимался собиранием русского искусства, и если бы не он, такого мощного и сильного развития русского искусства, как в XIX и XX веках, в России не было бы. Искусство требует пространства для показа и, конечно, требует денег.

К сожалению, сейчас нет искусствоведа, который мог бы быть глашатаем реалистического искусства. У так называемого актуального искусства много глашатаев, много денег, и государственных и частных, а на реалистическое искусство идут деньги только от Ананьева — и это уже большое чудо! Я мечтаю, чтобы он стал современным Третьяковым. Но еще и нужно иметь своего Владимира Стасова. Сейчас такого искусствоведа, к сожалению, нет….

"ЗАВТРА". Борис Михайлович, каковы эстетические принципы у реалистов сегодняшнего дня?

Борис НЕМЕНСКИЙ. Идеология русского реалистического искусства проста: это позитивное пассионарное движение вперед, к добру, к свету, раскрытие темных сторон повседневной жизни и борьба с ними посредствам искусства. Если реалистическое искусство существовало тысячи лет, то почему оно должно умереть сейчас? Почему его может вытеснить другое искусство, например активизм? Ведь активизм не является изобразительным. Так же, как кино не вытесняет театр. Они взаимодействуют. Искусство — это диалог. Композиция идёт не из холста, а возникает между холстом и зрителем. В живописи художник организует мышление зрителя

"ЗАВТРА". А что вы думаете по поводу современного арт-процесса в России?

Борис НЕМЕНСКИЙ. Чаще мы можем увидеть не искусство, а синтетику. Возьмем самый яркий пример, пусть даже из прошлого — Олега Кулика и его собаку. Что он утверждал на своих выступлениях? Он говорил о создании единого мира для человека и собаки. Кулик утверждал, что люди и животные равны. Но изобразительное искусство здесь не при чем. Это новый язык. И пока этим языком говорят гадости. Где-то это грань искусства, но где- то и вне его. Наверное, и в такой форме можно нечто позитивное создавать. Но пока там — грязь, человека не поднимают, а унижают. Или искусство для того, чтобы доказать человеку, что он животное?

Кроме того, на активистское искусство идут деньги, а на реалистическое практически нет. Потому что не модно.

Моя последняя выставка "Продолжение диалога" — как раз создана для того, чтобы показать: реалистическое искусство есть. И всегда будет. Многогранным и актуальным!

Подготовила Екатерина Ненашева

Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x