Дональд Трамп представил проект федерального бюджета на утверждение, в котором девять учреждений попали под сокращение. В их число вошли Национальный фонд содействия работникам искусств и Национальный фонд гуманитарных наук и общественного телевидения. В отличие от ударов «Томагавками» по Сирии, это решение - было более чем предсказуемо. Даже последовательность ходов «бомбардировка – отмена дотаций на искусство» после этого решения - приобрела стройный, логичный вид.
Все мы знаем эстетические предпочтения нового президента США. Они, мягко говоря, далеки от авангардных. Именно это в нём и смущало, но именно это – и нравится его избирателям. Чтобы было помпезно, «богато», и заказывать панно у Сикейроса в свои небоскрёбы – он не собирался. Китч без излишеств, реалистичная живопись с добротными золочёными рамами. Нового Уорхола, который мог бы приобщить Трампа к достижениям «актуальности» - не предвидится. Не потому, что у новых Уорхолов странные имена, типа Ай Вей Вей, а потому что последний роман с республиканцами у представителей американского арта был аж при Рейгане, давно и неправда, и понятно почему.
Больше всего радует, конечно, реакция трансатлантических деятелей искусства, которая абсолютно симметрична рефлексам туземных дельцов. «А нас-то за шо»? «Синдром официанта» во всей красе. Хотя доля местных авангардных мещан – ещё грустнее. По замечательному определению Кирилла Шаманова, весь период существования актуального искусства в РФ – болезненно напоминает существование Украины. С постоянными криками, воплями, скачками в кастрюлях, отважными битвами с милицией, но подобострастным вопросительным выражением на лице, «когда же нас возьмут в Европу», «когда же признают равными»?
Скорее всего – никогда. Может быть, их услуги понадобятся во внутренних разборках методологов с креативным классом, но ненадолго и не очень дорого. Как раз, чтобы очередному куратору хватило на безбедную старость в Черногории. Хотя они и на это не наработали, не смогли реинтерпретировать очевидные политические колебания с эстетическими воздействиями.
Ведь понятно, что французский импрессионизм, своими неожиданными мазками - развивал французскую же свободу, внезапность и гривуазность. А Малевич и Кандинский, взяв цвет в жёсткие рамки, убирая полутона - насаждали несвободу. Они не отражали приближение тоталитаризма, они его формировали. Неслучайно Кандинский творил на родине двух жесточайших диктатур, именно его полотна и механизировали ту машину подавления, которыми управляли Сталин и Гитлер.
Смену заморозков и оттепелей в современной РФ – арт- деятели могли бы приватизировать, обуславливая реактивность оттепели – бронзовыми рюшами Церетели, а последующие заморозки – холодным урбанизмом и модой на лаконизм двадцатых годов прошлого века. «Афиша» и хипстеры как эстетический локомотив милитаризма и закручивания гаек, новые статуи у Кремля – «робкий лучик свободы». Но не додумались вовремя, поезд ушёл, и теперь самым лучшим бизнес-планом представляется высадка в США десанта живописцев с талантами Никаса Сафронова. Асимметричный разрушительный эффект мог бы получиться похлеще, чем у ракеты «Булава».