Авторский блог Михаил Уткин 21:34 3 октября 2018

Академика никто не убивал.

Убийство Королева - это сказка.

К сожалению уже поздно прочел отзыв, кажется на статью Сокурова. Один из комментаторов уверен, что Фрунзе и академика Королева умышленно убили на операционном столе. Хочу опровергнуть эту версию.

Насчет Фрунзе у меня доказательств нет, но думаю что и это преувеличение. А вот насчет Королева. В свое (советское) время, отработав по распределению положенное, я перешел на работу в медицинский онкологический НИИ. Начальницей моей и первой учительницей в новой профессии было некая дама, старший научный сотрудник. Когда случилась история с Королевым, она работала в том институте, где его оперировали, и была свидетелем всей этой ситуации. У Королева была операция на прямой кишке. Большие и травматичные операции обычно проводятся под наркозом. Вводятся некие препараты, в результате чего пациент засыпает, затем вводят препарат отключающий дыхание. Препарат из той же группы, которой используют индейцы, смазывая наконечники своих стрел для быстрой смерти животного.

После остановки дыхания наступает момент, когда пациенту в ротовую полость вводят специальный прибор с осветителем, называемый ларингоскоп, и при помощи этого прибора в трахею, при некоторых операциях в бронх, вводят специальную трубку, через которую подключают пациента к аппарату искусственной вентиляции легких. После этого за пациента дышит аппарат. Время, за которое надо ввести эту трубку, как вы понимаете крайне ограничено.

Бывают случаи, когда эту трубку ввести трудно иди невозможно. У пациентов с короткой и мощной шеей, этаких квадратов. Королев был именно таким. Второй случай, после травмы челюсти, когда рот широко не раскрывается. Это тоже было у Королева после «бесед» со следователем. Человек на операционном столе просто задохнулся.

На наши, молодых врачей, вопросы о том, что можно было сделать трахеостомию (разрезать трахею) или коникотомию ( говоря совсем примитивно проткнуть трахею) начальница долго не отвечала. Мы понимали, что трахеостомия хоть и не длительная, но все же операция. Коникотомия в дальнейшем чревата тоже определенными неприятными и осложнениями.
Но однажды в день всенародного праздника, когда все немного приняли на грудь, начальница расслабилась и ответила: «Мальчики, о чем вы говорите? Королева оперировали академики. Какая трахеостомия и коникотомия? Им это было, как вы теперь говорите, западло». Так это выглядело, если говорить предельно примитивно.

Прошло много лет. Нет давно на свете той начальницы, от которой я получил первые уроки профессиональной анестезиологии. Не знаю, остался ли кто-то из свидетелей того разговора кроме меня. Перечитал написанное и подумал: а стоило ли обо всем этом писать. Тем более есть и другие версии объясняющие смерть Королева.

Но уж коли начал, то еще одну историю. Не могу доказать, что она действительно произошла. Возможно, это просто исторический анекдот. Анекдот, который я услышал во времена своей врачебной юности.

Однажды в Москве пропал академик, выдающийся авиаконструктор и носитель государственных секретов, Яковлев. Спецслужбы были поставлены на уши. А у Яковлева произошла следующая история. Начались схваткообразные боли в животе. Он взял, да и поехал в институт имени Склифосовского. Яковлева осмотрел молодой хирург. Дальше состоялся примерно такой разговор.

- Ну что дед, у тебя аппендицит, надо оперировать.

- А вы такие операции часто делаете?

-Да каждый день. Задолбали уже эти аппендюки.

- Если надо, то оперируйте.

Прооперировали академика, как простого дворника или слесаря, под местной анестезией. Так тогда было принято. Конечно Яковлева быстро нашли, перевезли на реабилитацию в клинику Четвертого управления. Все прошло без сучка и задоринки. Никаких осложнений не было.

Еще раз повторю. За подлинность этой истории я ручаться не могу.

И последнее. О разговорах, что кого-то убили на операционном столе. Неужели вы думаете, что человек, которого учили помогать другим, спасать других может легко переступить эту грань. За свою жизнь в профессии я знал только двух таких. Один из них сейчас умирает тяжелой и мучительной смертью. Вторая, а это женщина, поменяла специальность. Теперь у нее модная профессия диетолог. Но я уверен, если в России будут созданы концентрационные лагеря, мы еще услышим эту фамилию.

1.0x