Авторский блог Илья Титов 19:37 19 марта 2019

Адская машина

теракт в новозеландском городе Крайстчёрч

15 марта в новозеландском городе Крайстчёрч 28-летним австралийцем Брентоном Таррантом было совершено нападение на две мечети. В результате теракта погибли 49 человек, еще 41 получили ранения.

Как бы странно это ни прозвучало, современный терроризм — это, прежде всего, работа мысли. Любой подрыв, расстрел, рассылка бомб по почте или захват транспорта должен быть лишь финальным этапом, привлекающим всеобщее внимание к идее, ради которой была совершена кровавая акция. В случае отсутствия "концепта" террорист превращается просто в вооружённого идиота, с жаждой убивать.

Неонацист, член норвежской масонской ложи Андерс Брейвик убивал во имя определённых идей.

А "манифест" Брентона Тарранта — это сборник беспорядочных мыслей дурака, перечитавшего праворадикальных СМИ, набор раздражающих выдержек сленга анонимных форумов или "имиджбордов". На "имиджбордах", в этой клоаке Интернета, в его грязном отхожем месте, где полная свобода мнений соседствует с ненавистью и жестокостью, выработалась своя манера общения, а на её базе выросла целая субкультура. Зачастую рядовой посетитель приходит в ужас от вида интернет-пространства, где можно прочесть призывы к геноциду и услышать гогот над крушениями поездов в Индии. Однако, освоившись, захожий гость приходит к пониманию балаганности происходящего: безумный хоровод из новостей с кричащими заголовками, фотографий и видео с шок-контентом и странных мемов, понятных только здешним завсегдатаям, нельзя воспринимать всерьёз. Публика на этих форумах устроила из обсуждения политических проблем ещё один источник развлечения.

Именно поэтому серийного убийцу, насквозь пропитанного культурой "имиджбордов", ставшего её производным, некорректно сравнивать с террористами прошлого — уместно сравнение разве что с пользователем "Одноклассников", слишком серьёзно воспринявшим соответствующие мемы. Теракт, совершённый Таррантом, жертвами которого стало полсотни человек, некорректно обобщать с любыми подобными акциями, виденными нами до сих пор. Кто-то поспешил объяснить мотивы этого массового убийства, рассказав о ситуации в стране, которая находится в нижнем правом углу карты мира.

Да, это правда, что в крохотную страну к востоку от Австралии свезли огромное количество "чужеродных элементов" за четыре года 2014 срок в десять раз более короткий, чем то время, которое ввозили подобный процент мусульманского населения в страны Европы. Это правда, что среди тысяч приезжих очень популярны радикальные настроения, одним из центров распространения которых и была мечеть, в которой произошёл расстрел. Это правда, что западный мир имеет ужасающих масштабов проблему с замалчиванием мигрантской преступности, недаром стрелок провозгласил, что мстит за британский Ротерхэм, где полиция больше 10 лет закрывала глаза на деятельность банды пакистанских педофилов. Это правда, что "турки", на которых так акцентировал внимание Брентон, уделяют особое внимание распространению не просто идей ислама, но также грешат радикальным национализмом. Тем не менее, именно в данном случае всё это совершенно не имеет значения. Эта акция не берёт во внимание проблемы Новой Зеландии, это товар, ориентированный на внешний рынок. Совершил его молодой человек, продукт эпохи не просто Интернета, но Интернета, плотно проникшего повсюду, заменившего человеку друзей, семью и социальные связи.

Каждый раз, когда происходит подобное, из тысяч раковин вылезают тысячи экспертов и начинают анализировать причины происходящего: винят компьютерные игры, анонимные форумы, токсичную маскулинность, теории превосходства белых — список можно продолжать до бесконечности, однако душегуб явно рассчитывал на подобную реакцию.

Упоминания в манифесте онлайн-стрелялки "Fortnite", консервативной активистки Кэндас Оуэнс, целого спектра множества маргинальных идеологий дали СМИ повод вдоволь порассуждать о корне зла в современном мире. Этими корнями, по мнению властителей общественного мнения, стала выросшая на анонимных интернет-форумах культура, полная ненависти и злобы, сетевые шутеры, ставящие целью убийство персонажа другого игрока и медиапространство, полное ложных идей (упоминая об этом, крупные медиа указывают на Оуэнс и других публицистов, чья активность редко выходит за пределы соцсетей и пары-тройки лекций в год). Уже спустя два дня в интернет-изданиях начали появляться большие разборы произошедшего в контексте токсичной интернет-культуры. Вывод у этих разборов был одинаков и прекрасен в своей слепоте — интернет радикализирует белых мужчин. Сотни репортёров, аналитиков и обозревателей с упоением продолжают выпускать тысячи материалов про белых христиан, которых необходимо держать в узде. Интересно и то, что на фотографии из зала суда Таррант показал жест "OK" — большой и указательный палец соединены в кольцо, а остальные распрямлены. Некоторые СМИ замазали этот жест, увидев в нём приветствие неонацистов. Причиной тому утка, пущенная неизвестным шутником с имиджборда, который задался целью заставить мировые медиа поверить в нацистский подтекст обыденных вещей. Так, в короткие сроки символами расизма стало молоко, плавание, рыба и жест "OK".

Продажная двуличность гнилых мэйнстримных СМИ в любой момент может спровоцировать протест, раздражение, агрессию.

Однако, прощальное послание Тарранта миру, его манифест, полный пустых провокаций, тухлых мемов и напыщенных лозунгов, указывает на бессмысленный характер данного чудовищного преступления.

1.0x