Сообщество «Учебный космос России» 08:25 15 ноября 2018

А.Проханову: всеобуч о космических технологиях. Эссе 3-е

Материалы дистанционной монографии "У ИСТОКОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ". Для Минпроса и Минкульта

А. ПРОХАНОВУ: ВСЕОБУЧ О КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ.

ФЕНОМЕН ЦИОЛКОВСКОГО. ЭССЕ 3-е.

* * *

К.Э. Циолковскому

Привет тебе, небо!

Привет вам, звёзды-малютки

От всего сердца

И помышленья.

Вечно вы мерцаете в чёрно-синем небе

И маните моё одинокое сердце.

Сколько раз, стоя под вашими лучами,

Сняв шляпу и любуясь вами,

Я говорил земными словами

Вдохновенные речи.

И мне порой казалось, что вы понимаете меня

И отвечаете мне своими светло-голубыми лучами

Вы – огромные огненные светила.

О, жалкое безумие! Разве огонь имеет душу?

Нет, нет – не то...

Но там, в глубоких ущельях бесконечности.

Приютились планеты.

Может быть, там

Такой же жалкий и такой же одинокий странник

Обнажив голову, простирает руки

К нам, к нашему солнечному миру,

И говорит те же вдохновенные,

Те же вечные слова

Изумления, восторга и тайной надежды.

О, мы понимаем друг друга!

Привет тебе, далёкий брат по Вселенной!

А. ЧИЖЕВСКИЙ, соратник К.Э. Циолковского.1919.

Публицистический очерк Александра Проханова «Марс, хоть и дальний, но нашенский…». Жанровая «нацеленная» авторская акцентировка: «…казаки и землепроходцы закрепили за Россией и купол звёздного неба, создавая бескрайний русский космос».

«…новый город Циолковский, —

это развитие дальневосточных земель»

…На свой риторический, полемически нацеленный вопрос («Почему России был необходим Восточный космодром?») автор фактически отвечает сам же: «Байконур, с которого осуществлялись пуски «Союзов» и «Протонов», уже не принадлежит России. Он принадлежит соседнему, пусть и дружественному, государству. Но история научила нас ожидать непредвиденных капризов даже от самых близких друзей». И далее публицист констатирует: Россия решила по завершении контракта с Казахстаном создать свой собственный космодром, не подвластный капризам истории. Ракеты с Восточного космодрома забрасывают спутники на геостационарные орбиты, где те повисают неподвижно, осматривая с высоты один и тот же участок земли. И конечно, делает акцент очеркист, - одна из причин, почему именно здесь возник космодром Восточный, а вместе с ним и новый город Циолковский, — это развитие дальневосточных земель. Вместе с космодромом сюда явился сгусток громадных энергий. Трассы, дороги, высоковольтные мачты, выпускники технических вузов — молодые, сильные, исполненные энтузиазма. Город Циолковский в дальнейшем превратится в наукоград с лабораториями, научными центрами, факультетами. Когда-то здесь размещалась ракетная дивизия «Тополей», но была свёрнута, и военный городок превращён в молодой развивающийся город Циолковский.

Мастер русского эпоса, Александр Проханов ироничен, метафоричен, романтичен, фантастичен, утопичен: «Лунный и марсианский проекты делают Марс и Луну окрестностями Благовещенска. Сюда по железной дороге будут прибывать составы, и в разобранном виде привезут сюда марсианские города, марсианские заводы, будущие марсианские леса, в которых поселятся марсианские птицы и марсианские белки».

Александр Проханов отдаёт дань памяти пращурам, дедичам и отчичам, «открывателям путей»: «Казаки и землепроходцы своим движением на восток закрепляли за Россией великие пространства и земли. Но они же закрепили за Россией и купол звёздного неба, создавая бескрайний русский космос, куда теперь взлетают ракеты. Русские люди — космические, они грезят небом. Не только тем, по которому летают птицы, плывут облака, а ночами мерцают звёзды. Они грезят небом, в котором сияет немеркнущая райская жизнь, нет грехов и пороков, насилия и зла, где царят благодать и праведность и нету смерти».

В контексте вышесказанного сошлюсь на предшествующие два своих очерка-эссе. Осмысливалась, в частности, заслуга одного из основоположников «русского космизма» - Николая Фёдоровича Фёдорова: « Русская мечта о райском бытии и бессмертии воплотилась в учении русских космистов, среди которых Николай Фёдоров поражает грандиозностью своих представлений. Скромный библиотекарь… создал теорию, согласно которой люди Земли, сплотившись во вселенском порыве, соединив в себе светоносную богоподобную нравственность и самые передовые достижения науки, способны совершить воскрешение, поднять из могил былые поколения умерших людей, одеть их плотью, вернуть им дыхание»…

…ЦИОЛКОВСКИЙ, УЧЕНИК ФЁДОРОВА…

«И быть может, при въезде на космодром Восточный будет стоять памятник Николаю Фёдорову, обнимающему древо жизни», - вызывающее благодарственный отклик прохановское пожелание-предсказание.

…Вчера в телевизионной передаче обсуждался вопрос о П А М Я Т Н И К А Х… Кому «причитается» монумент от благодарного человечества? Где устанавливать? Когда и как воздавать почести? Как совместить историческое, эстетическое, этическое, цивилизационное, культурологическое? Как всегда, весомо и убедительно, пафосно-эмоционально прозвучало слово Александра Андреевича Проханова…

В полемической прохановской импровизации почудилась «перекличка» с его публицистическим эссе «МАРС, хоть и дальний, но нашенский…». В частности, в прохановском размышлении о городе Циолковском, о «ПАМЯТНИКЕ НИКОЛАЮ ФЁДОРОВУ, ОБНИМАЮЩЕМУ ДРЕВО ЖИЗНИ»…

Напомню прохановское: «Циолковский, ученик Фёдорова, был занят разработкой ракет и теорией космонавтики, чтобы в случае этого вселенского воскрешения расселить воскресших людей по другим планетам, ибо Земля не в состоянии принять такое количество воскрешённых». И далее: «Технический военный космос, развивающийся по законам Циолковского, имеет в своём основании духовный божественный космос, в котором осуществляется русская мечта о бессмертии». И быть может, при въезде на космодром Восточный будет стоять памятник Николаю Фёдорову, обнимающему древо жизни».

РЯЗАНЩИНА , КАЛУГА, БЛАГОВЕЩЕНСК АМУРСКИЙ…

ГОРОД ЦИОЛКОВСКИЙ…

………………………………………………………………………………….

«…КОРНИ-ТО МОИ В РЯЗАНСКОЙ ЗЕМЛЕ» (ЦИОЛКОВСКИЙ)

Есенин и Циолковский: два великих рязанца

«Книги Циолковского и Есенина – двух

великих рязанцев ценимы во всем мире.

Но с особым чувством их берут

в руки наши космонавты. Для них эти

книги – постоянные спутники жизни…»

Сергей Кошечкин. «Есенин и космонавты».

Где по заре и звёздам он школу проходил…

…На Выставке достижений народного хозяйства в павильоне «К о с м о с» была развёрнута экспозиция: «Человек, разум, вселенная. НЛО и его проблемы». Здесь среди уникальных экспонатов – портреты мыслителей, философов, писателей, учёных: Константина Циолковского, Фёдора Достоевского, Николая Фёдорова, Владимира Вернадского. Тех, кто – каждый в меру своего дарования и жизненных сил – стремился мысленно проникнуть в таинственно величественную бесконечность мироздания. И тут же – фотографическое изображение Сергея Есенина. «Чудесное соседство», - замечает автор эссе «Есенин и космонавты», напоминая о есенинских «Ключах Марии» с провидчески-философским размышлением: «Наших предков сильно беспокоила тайна мироздания. Они перепробовали почти все двери, ведущие к ней, и оставили нам много прекраснейших ключей и отмычек, которые мы бережно храним в музеях нашей словесной памяти. Разбираясь в узорах нашей мифологической эпики, мы находим целый ряд указаний на то, что человек есть ни больше, ни меньше, как чаша космических обособленностей…» «Поистине, не только земное, но и небесное, было открыто Есенину, притом молодому Есенину: ведь статья была написана двадцатидвухлетним поэтом!» - воодушевлённо констатирует Сергей Кошечкин. стихий и безответностью пространства»).

К. Э. Циолковский (17.09.1857, село И ж е в с к о е Спасского уезда Рязанской губернии - 19.09.1935, К а л у г а) – великий учёный, мыслитель, основоположник теории межпланетных сообщений; ему принадлежит разработка основ ракетодинамики и космонавтики. К.Э. Циолковский предсказывал космическую судьбу человечества; он вывел формулу движения космического корабля; ему принадлежат идеи космического лифта, многоступенчатой ракеты, космической станции, замкнутых биосистем обеспечения жизнедеятельности человека в космическом пространстве.

«Земля – это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Будущее человечества – в космосе!» - великий судьбоносный «прогноз» уроженца Рязанщины, не раз благодарно подчеркивавшего, что его «корни – в рязанской земле». Родился он в семье лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского (1820-1880) и Марии Ивановны, урожденной Юмашевой (1830-1870). В 1858 году семья Циолковских перебралась в губернский город на Оке. Здесь Константина Эдуардовича подстерегала болезнь: после скарлатины он почти полностью лишился слуха. У краеведов Ирины Константиновны Красногорской и Сергея Васильевича Чугунова есть памятно-очерковая книга «Дом на Большой улице» («Москов. рабочий», 1985), где повествуется о здании в классическом стиле, которое построено, предположительно, знаменитым архитектором Казаковым. Здесь размещалась губернская гимназия. Виссарион Белинский, проезжавший через Рязань в 1829 году, поделился своим дорожным впечатлением: «Из великого числа прекрасных строений мне особенно понравилась губернская гимназия».

Воспроизведём текст мемориальной доски на левой ротонде здания: «В этом здании до революции помещалась 1-я губернская гимназия, в которой учились знаменитые рязанцы: великий преобразователь природы И.В. МИЧУРИН (1855-1935), известный художник П.М. БОКЛЕВСКИЙ (1816-1897), крупнейший фармаколог Н.П. КРАВКОВ (1865-1924), поэт Я.П. ПОЛОНСКИЙ (1819-1898), известный невропатолог А.Я. КОЖЕВНИКОВ (1836-1902), геолог А. Д. АРХАНГЕЛЬСКИЙ (1879-1940), психиатр П. Б. ГАННУШКИН (1875- 1933), хирург А.В. МАРТЫНОВ (1868-1934). Здесь сдавал экзамены на звание учителя великий русский ученыный, основоположник теории ракетных двигателей К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ (1857-1935)».

…Рязань. Древний кремль… Чугунная доска у воротного проёма колокольни: «На сем месте была каменная Глебовская башня с воротами и бойницами, с которой в 1521 году окольничий Иван Хабар Симский, сын воеводы Василия Образца, посредство пушкаря Иордана поразил татар крымского хана Магмет Гирея». Напоминание о событиях, ставших основой художественных повествований. В романе И.И. Лажечникова «Басурман» есть примечательные строки о подвигах воеводы Ивана Хабара: «Сердцу каждого русского должно быть знакомы освобождение Нижнего Новгорода от врагов, спасение нашей чести в Рязани, осажденной татарами при Василии Ивановиче, и другие подвиги знаменитого воеводы».

Яков Петрович Полонский (выдающийся русский лирик – тоже уроженец Рязани) на склоне лет предавался здесь дорогим воспоминаниям:

Помнишь, ты меня из классной

Увела и указала

На разлив Оки с вершины

Исторического вала.

Этот вал, кой где разрытый,

Был твердыней земляною

В оны дни, когда рязанцы

Бились с дикою ордою……

Здесь Константином Эдуардовичем написаны знаменитые «рязанские тетради», «астрономические тетради». Получив в Рязани звание учителя уездных училищ, Циолковский с 1880 по 1892 год жил в Боровске Калужской губернии, где преподавал арифметику и геометрию в уездное училище. Вслед за рязанскими «Грёзами о Земле и Небе» (1879) появится «Теория и опыт аэростата», другие работы («Давление жидкости на равномерно движущуяся в ней плоскость», «Как предохранить хрупкие и нежные вещи от толчков и ударов»). Затем появится «Аэростат металлический, управляемый». Полученное в Рязани звание учителя позволит ему продолжить работу в Калуге в качестве преподавателя арифметики и геометрии. Здесь окончательно сформируются и откристаллизуются мысли о ракете как реактивном приборе для исследования мировых пространств. Увидят свет его труды: «Простое учение о воздушном корабле и его построении», «Давление воздуха на поверхности, введенные в искусственный воздушный поток». Им будет обнародовано и введено в научный обиход более 600 исследований и рекомендаций. Ждут ещё своих исследователей жанры научной фантастики Циолковского. «Вклад Циолковского в космонавтику неизмеримо велик, почти все, что делается нами в этой области, предвидел скромный провинциальный учитель ещё с рубежа века» (академик В.П. Глушко).

* * *

«Ещё с рубежа века…»

На рубеже Х1Х-ХХ столетий, на «сгибе эпох» тема космоса звучала с особой взыскующей силой. Валерий Брюсов в своей созданной тогда «Хвале Человеку» метафорически итожил цивилизационные коллизии («Молодой моряк вселенной, Мира древний дровосек, Неуклонный, неизменный, Будь прославлен, Человек!.. Камни, ветер, воду, пламя Ты смирил своей уздой, Взвил ликующее знамя Прямо в купол голубой. Вечно властен, вечно молод, В странах Сумрака и Льда. Петь заставил вещий молот, Залил блеском города… Змея, жалящего жадно С неба выступы дубов, Изловил ты беспощадно, Неустанный зверолов. И шипя под хрупким шаром, И в стекле согнут в дугу, Он теперь, покорный чарам, Светит хитрому врагу…».

Крупнейший мыслитель ХХ столетия, энциклопедически образованный просветитель-гуманист, талантливый лирик,

В.Я. Брюсов рисует философски-метафорическую картину цивилизации от древнейших этапов человеческой эволюции («По глухим тропам столетий Ты проходишь с топором, Целишь луком, ставишь сети, Торжествуешь над врагом!»; брюсовский лирический герой - повествователь гордится успехами и достижениями пращуров («Сквозь пустыню и над бездной Ты провёл свои пути, Чтоб нервущейся, железной Нитью землю оплести»; «В древних вольных Океанах, Где играли лишь киты, На стальных левиафанах Пробежал державно ты»); Брюсов и его автобиографический герой-повествователь исполнены веры в человеческий прогресс («Верю, дерзкий! Ты поставишь По Земле ряды ветрил. Ты своей рукой направишь Бег планеты меж светил. – И насельники вселенной, Те, чей путь ты пересек, Повторят привет священный: Будь прославлен, Человек!»).

«Грезы о Земле и Небе», научно-фантастические импровизации сына лесничего из-под древней Рязани явно перекликались с философско-публицистической метафористикой романтика-символиста, автора «Хвалы Человеку»…

…В селе Г и б л и ц ы Касимовского района Рязанской области в 1935 году родился Владимир Викторович А к с ё н о в, лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, академик Российской академии космонавтики, заслуженный мастер спорта, почётный гражданин Рязани, Касимова, Калуги, Мытищ, Целинограда. В музее К.Э. Циолковского в селе Ижевское под Спасском хранится спускаемый аппарат «Союз-22», на котором В.В. Аксёнов совершил 15 – 23 сентября 1976 года в качестве бортинженера (вместе с В.Ф. Быковским) свой первый космический полёт. Совместно с Ю.В. Малышевым Владимир Викторович осуществил второй полёт – уже на корабле «Союз Т 2»; была произведена успешная стыковка с орбитальной станцией «Салют-6» и космическим кораблем «Союз 36».

… Есть в памяти сердца самые-самые, исповедально-душевные трогательные воспоминания. Одно из таких воспоминаний – о творческой мастерской рязанского (а лучше сказать всероссийского) скульптора, Заслуженного художника РСФСР Антониины Петровны Усаченко. Великая труженица, замечательный мастер пластики внесла существенный вклад в художественную Есениниану. В Константинове, В Спас-Клепиках, в Рязани гости есенинской «малой родины» любят сфотографироваться на фоне изваянных ею скульптурных портретов гениального лирика.

Ещё в 1970-ом она была награждена премией Ленинского Комсомола за скульптуру «Скорбящая псковитянка» («на пепелище»). Антонина Петровна создала также скульптурный портрет русского поэта для Рязанского педагогического института (ныне университета) в связи с присвоением ему имени Сергея Александровича Есенина.

Мастерская скульптора. Стеллажи с работами разных лет. Вдохновенная пластика. Остановленные мгновения прекрсного, общечеловеческого. Философский цикл скульптурных композиций «Древо познания добра и зла» (сюжетика и эстетическая логика цикла «перекликается» с есенинскими «Ключами Марии»). Психологически ёмкие скульптурные портреты современников. Романтически одухотворённый скульптурный портрет сына (кстати сказать, сын тоже обладает незаурядным художественным дарованием). Лирические скульптурные этюды о молодости, любви, человеческой нежности. И – главная работа Антонины Усаченко «Р о с с и я», произведение этапное, крупное.

Скульптор Усаченко своеобразно интерпретирует образ Мадонны, образ Родины-матери; её трактовка нравственно-философски полемична, в чём-то даже «еретична», но в конечном итоге подкупает глубиной исторического прозрения и обобщения. Родина-мать (одухотворённая, «вочеловеченная» в образе молодой, поистине прекрасной россиянки) бережно хранитлелеет, колыбельно пестует детинец русского города. В добром лоне заботливой, трепетно любящей Родины-матери приютился (в порыве динамического развития) древний кремль как «завязь», как «рождение» великого, могучего, непобедимого, богатырски легендарного, былинного и современного.

…В грядущую, может быть, скорую пору

откроются звезды пытливому взору.

И к ним, затаившим вселенскую грусть,

помчится корабль по земному приказу,

где кто-то, прищурившись голубоглазо,

Кому-то, прервавшему счетную фразу.

Есенина тихо прочтет наизусть.

Стихотворение «Есенин» Владимир а Савельева напечатано в сборнике «Венок Есенину». Здесь своеобразно высвечен «космический мотив». Три строфы – три метафорических философско-психологических обобщения. Где-то под Рязанью «гудок пароходный метался в тумане»; пляшет подвеска на башенном кране, «железная хрусть» погрузки-разгрузки; в минуты отдыха табельщица «с выраженьем» читает наизусть Есенина.

В столичном людском джинсо-вельветном «переизбытке» на задней площадке («в порыве разгадки извечной загадки») спутник читает спутнице наизусть Есенина. Третья строфа (процитирован ная выше) – о «вселенской грусти», связанной с извечной устремлённостью в таинственные глубины мироздания.

* * *

…Сергей Петрович Кошечкин, размышляя над проблемой «Есенин и космонавты», напоминает о памятном дне 16 апреля 1961 года и возгласе сына русского крестьянина, впервые отправившегося в небывалую дорогу: «Поехали!»… «Мужественные люди в оранжевых скафандрах уходят в небо. Работают в небе ради жизни на планете, ради будущего человечества, утверждения чувства, способного сблизить народы и нации, а не разъединять их… Высоки орбиты кораблей, но сердца космонавтов не отрываются от земли… «На земле – милее»,- повторил однажды Гагарин есенинскую строку… И в конце концов космонавты опускаются в родные объятья, на землю, чтобы до слёз радоваться весенней пашне, видеть окутанную сизой дымкой деревню и приветливо махать рукой стоящим неподалеку женщине и девочке, перебирающей хохолок ещё несмышленого пятнистого телёнка…»

 

1.0x