Авторский блог Василий Шахов 10:11 28 сентября 2017

А.Проханову: Полярная Звезда и стреноженная идеология

Идеология грядущего Дистанционная экспозиция Московско-Троицкого общественного университета Знаний (МТОДУЗ)

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

А.ПРОХАНОВУ: ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА

И СТРЕНОЖЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ

«…Я объездил все государства Европы и почти все штаты Северной Америки. Зрение мое переломилось особенно после Америки. Перед Америкой мне Европа показалась старинной усадьбой.

Утром нас отправили на Элис-Аленд. Садясь на маленький пароход в сопровождении полицейских и журналистов, мы взглянули на статую свободы и прыснули со смеху. "Бедная, старая девушка! Ты поставлена здесь ради курьеза!" — сказал я. Журналисты стали спрашивать нас, чему мы так громко смеемся. Спутник мой перевел им, и они засмеялись тоже…»

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. «Железный Миргород».

«…Мечта американская — это град на холме. Америка щеголяет тем, что она великая, всемогущая. Она насыпала холм едва ли не до неба, а потом поставила на холме крепость. И если кто-то в долинах ведёт себя не так, как угодно Америке, та из бойниц этой крепости постреливает крылатыми ракетами.

А русская мечта — это храм на холме. Вся русская история — холм, что насыпали наши русские поколения. На этом холме мы ставим храм, который близок к небу, близок к Полярной звезде, храм, что вещает нам о высших задачах русского сознания: создать бытие, где не было бы насилия, лжи, неправды, злокозненности. Чтобы люди жили как братья, как ангелы…»

АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ. «Идеология Полярной Звезды».

ИДЕОЛОГИЯ ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДЫ… В «нацеленном» заглавии публицистического эссе Александра Андреевича Проханова мне почему-то почудилось нечто тревожное, глубинно-противоречивое. Грустно-печально возникла «перекличка» с философско-психологическими рубцовскими строфами:

«Звезда полей, во мгле заледенелой Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою... Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром... Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней, И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей».

«ИДЕОЛОГИЯ ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДЫ»…Почему-то от этой прохановской метафоры повеяло арктическим холодком какой-то иронии (то ли «пессимистического оптимизма», то ли «оптимистического пессимизма»). Спохватились вдруг: где же она эта самая ИДЕОЛОГИЯ, где же она эта самая ДУХОВНОСТЬ? – «Чтобы люди жили как братья, как ангелы… Чтобы среди них господствовала божественная справедливость, соединяющая человека с человеком, человека с государством, машину с природой, звезду с цветком. Такая цель прослеживается во всех русских сказках, в церковных летописях, и в Толстом, и в Достоевском, и в Серебряном веке. Благая задача создания на земле божественного уклада — царствия небесного — не оставляет русских людей. И Арктика даёт возможность продемонстрировать свой русский интеллектуализм, способность объединить необъединяемое, извлечь неизвлекаемое, обожать весь мир».

«…КУПЕЛЬ, ВЕЛИКИЙ МОНАСТЫРЬ,

КОТОРЫЙ МЫ ПУСКАЕМ В АРКТИЧЕСКИЕ ВОДЫ»

"Ледокол, который сходил со стапелей в Неву, был прекрасен, как Зимний дворец, как Исаакий. Это Исаакий XXI века. Пусть в нём нет позолоты, нет колонн, икон — всё равно это огромная купель, ковчег, великий монастырь, который мы пускаем в арктические воды. И он будет нести там наш великий божественный русский свет и нашу великую русскую мечту о победе.

В нашем обществе идут мучительные процессы, то и дело возникают огромные эмоциональные пузыри, чтобы продержаться несколько дней, лопнуть и исчезнуть. То вдруг возникает тема режиссёра Серебренникова, что будоражит огромные круги интеллигенции. Вслед за этим — тема Матильды. Ломают копья министры, философы, Государственная дума. Собирается идти в президенты Ксения Собчак, и это обещает бессмысленное и безумное пёстрое шоу. Русофобия начинает брызгать из телевизионных и радиоканалов. Такое ощущение, что в обществе стремительно формируется идеология тьмы, идеология, что направляет человеческое сознание не ввысь, в эмпиреи, а вниз, ниже пупка, в пах и ещё ниже — в преисподнюю".

ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА ИЛИ СТРЕНОЖЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Процитирую Александра Андреевича Проханова: «Но сегодня появляется возможность формировать новую идеологию — идеологию Полярной звезды. Она включает в себя извечно русскую, извечно народную идеологию общего дела, которая объединяет красных и белых, представителей всех национальностей нашей державы. Идеология общего дела — это восхитительная идеология, рождающаяся из арктической идеологии Полярной звезды»

Конечно же, греет душу, врачует сердце романтическо-пассионарное прохановское утверждение («Идеология общего дела — это восхитительная идеология, рождающаяся из арктической идеологии Полярной звезды»). Однако огорчительно настораживает буквально предшествующая публикация под горестно-беспомощным заголовком-вопрошанием: «Бей своих»? - заявление Изборского клуба в связи с обвинением О.А. Платонова.

Подробности воссоздают атмосферу «боевых» действий на фронте идеологии, гуманитарии и духовности. Как-то: 13 сентября 2017 года сотрудниками Следственного комитета РФ проведены обыски в служебных помещениях Института русской цивилизации и на квартире его директора, главного редактора газеты "Русский вестник", председателя Всеславянского союза Олега Анатольевича Платонова. Затем Олегу Анатольевичу было предъявлено обвинение по статье 282 УК РФ Возбуждение ненависти либо вражды — "по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе". Кроме того, Олег Анатольевич был вынужден подписать обязательство о невыезде, чем фактически сорвано его участие во Всеславянском конгрессе в Белграде, где он должен выступить с основным докладом и возглавить российскую делегацию.

Подчеркнём, что Олег Анатольевич Платонов — выдающийся учёный, доктор экономических наук, главный редактор издательства Института русской цивилизации, выпустивший в свет беспрецедентную серию русской общественной мысли, начиная от митрополита Илариона Киевского и до современных писателей и мыслителей, а также ряд энциклопедий русской цивилизации. Деятельность О.А. Платонова ликвидировала огромные пробелы в современной науке и была, по сути, спасением наследия русского консерватизма от забвения. Многие имена, вновь открытые Институтом русской цивилизации, были переизданы впервые более чем за сто лет. Всё, что делал и делает Платонов, направлено именно на эти благородные цели и может объективно оцениваться только в свете таких благородных целей.

Как говорится, всё это было бы смешно… Поводом к обвинению послужили два факта: переиздание давней работы О.А. Платонова "Сионские протоколы в мировой политике", написанной ещё двадцать лет назад. В те годы "Протоколы" не считались экстремистской литературой, теперь — иначе. Второй повод — участие Платонова в редактировании книги, которую его издательство не выпускало ("Слово и дело Ивана Грозного" В. Ерчака), что само по себе делает обвинение лишённым основы, ведь редактирование не является публичной деятельностью, связанной с массовой информацией. С точки зрения обвинителей и тех, кто за ними стоит (отмечается в обращении) , нужно перечеркнуть ту научную работу, которая была проделана за последние десятилетия, и более не переиздавать труды по тематике "Сионских протоколов". Обвинение, безусловно, абсурдное, тем более что мы имеем здесь дело с историческим памятником, с реальным отражением общественной борьбы и исторического процесса столетней давности. Обвинители уподобляются в данном случае тем ретивым патриотам, которые некоторое время назад требовали запретить за экстремизм и ксенофобию иудейский кодекс "Шулхан Арух". Тогда им отвечали, что это книга историческая и не имеет отношения к современной практике иудаизма. Однако то же самое справедливо и в отношении "Протоколов". Думать и говорить иначе — значит насаждать в нашем правовом пространстве, в современной русской культуре и общественной жизни безобразные двойные стандарты, делить учёных и историков на людей первого и второго сорта.

Обращение подписали:

А.А. Проханов, председатель Изборского клуба, В.В. Аверьянов, С.А. Батчиков, М.Г. Делягин, Л.Г. Ивашов, А.Б. Кобяков, Е.С. Ларина, А.А. Нагорный, А.И. Нотин, О.В. Розанов, В.М. Симчера, Н.В. Стариков, Ш.З. Султанов, Ю.В. Тавровский, С.В. Ушкалов, А.И. Фурсов, В.В. Шурыгин.

Вникая в «суть» вопроса, нельзя не согласиться с заключительным выводом Обращения: «Тон и дух обвинений не выдерживают критики здравого смысла, а значит, они свидетельствуют о наличии русофобских заказчиков этого процесса. Данные заказчики пытаются оказать беспрецедентное давление на патриотический лагерь, застращать русское национал-патриотическое движение, запретить нам читать то, что мы хотим, и думать так, как мы хотим. И это при том, что сегодня русская культура, русские ценности отнюдь не находятся в цветущем состоянии, не получают должной поддержки со стороны государства и меценатов. И именно благодаря деятельности таких подвижников, как О.А. Платонов, лидеров современного русского и славянского движения, удаётся хоть как-то выравнивать ситуацию. Это не по душе подстрекателям, стоящим за обвинителями Платонова.

Мы убеждены, что подобная науськивающая со стороны русофобских правозащитных организаций деятельность, равно как бездумное исполнительское рвение силовых органов, идущих на поводу у провокаторов, не только не способствует гармонизации межнациональных отношений в России, но ведёт к прямо противоположным результатам: озлобляет русское национальное большинство против меньшинств, проявляющих неуважение к русскому культурному наследию, защитникам и хранителям этого наследия, и против власти, которая это допускает».

* * *

1.0x