Авторский блог Василий Шахов 11:19 29 июня 2019

А. Болдыреву: о математике, космосе, украх и "диких кострах" Польши

"ГУМАНИТАРНОЕ КОСМОСОЗНАНИЕ". Бюллетень-еженедельник. "Учебный космос России". "Учебная книга России".

А. БОЛДЫРЕВУ: О МАТЕМАТИКЕ, КОСМОСЕ, УКРАХ

И «ДИКИХ КОСТРАХ» ПОЛЬШИ

В «ДОРАБОТКЕ» ЛИ СУТЬ И ДЕЛО?..

«Перелистывая» публикации из «подвала» нашего благословенного сайта, поразмышлял над двумя полемически заострёнными эссе Андрея Болдырева.

«ПОЧЕМУ ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК МАТЕМАТИКИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОРАБОТАН»… - «Я предлагаю усовершенствовать действующий школьный учебник математики с тем, чтобы наши дети не только оперировали абстрактными величинами, но и готовились к реальной жизни…»

Автор справедливо обращается к методическому классику Перельману; справедливо огорчается «злобой дня»: «После истории с «МММ» и Мавроди я подумал: «А сколько бы людей сохранили свои сбережения, квартиры, машины; сколько было бы сохранено здоровья и жизней, если бы задачка Перельмана была введена в школьные учебники!?» Да и сам Сергей Мавроди, наверное, нашел бы себе более полезное применение». – «Финансовая пирамида – явление большое. Но есть еще масса бытовых ситуаций, где наши дети подвергаются риску. Размышляя на тему детей, рисков и математики я сформулировал такую задачу на сложение и вычитание…»

Андрей Болдырев компетентно и профессионально полемичен: «Заявляю сразу: Я знаю, что эксплуатация детского труда запрещена в нашей стране. Предложенная мною задача не имеет никакого отношения к действительности. Однако давайте мы, взрослые, подумаем. А как часто мы решаем задачу: «Под какой процент взять кредит на новую машину, чтобы от зарплаты осталось еще на еду и квартплату?». Может быть, стоит приучать наших детей к решению таких задач еще в детстве, чтобы не разбираться потом

Так ли это? Поможет ли «задачка Перельмана», «введенная в школьные учебники» с коллекторами и микрофинансовыми организациями?»

Вывод из статьи-эссе «ПОЧЕМУ ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК МАТЕМАТИКИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОРАБОТАН»: «Таким образом, я предлагаю усовершенствовать действующий школьный учебник математики с тем, чтобы наши дети не только оперировали абстрактными величинами, но и готовились к реальной жизни».

Ещё раз процитирую Андрея Болдырева: ««А сколько бы людей сохранили свои сбережения, квартиры, машины; сколько было бы сохранено здоровья и жизней, если бы задачка Перельмана была введена в школьные учебники!?» в принципиальном решении важнейшей педагогической, гуманитарно-культурологической, цивилизационно-образовательной и воспитательной задачи?

Время от времени то вспыхивают, то затухают полемические баталии то о «сочинении», то о ЕГЭ, то об «учебниках»… Почти всегда декларативно-демагогические «опусы» остаются фактически «гласами вопиющих в пустыне»…

«Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо»… Мог ли почтеннейший Перельман предположить ту МММ-вакханалию, которая ежедневно, ежечасно «обрушивается» на детские и отроческие головёнки? «Звёзды» шоу и спорта сладострастно переключают миллионы на рекламу… Деньги, деньги, деньги… Где они, математические «азбуки» Льва Толстого, Ушинского? Где «Неразменный рубль» Лескова?..

· * * *

…И - реплика по поводу любопытнейше – «детективной» публикации Андрея Болдырева: «Чья собственность Коперник?... а не должна ли Польша компенсировать Ватикану и Германии использование их мемориальной собственности?»

Польше придется делиться.

Великой страну делают её граждане. И дело здесь не только в патриотическом воспитании детей и юношества, или туристических достопримечательностях. Наличие в стране и её истории фигур мирового масштаба выводит и страну на мировой уровень. Ставит её в ряд мировых держав и, — формально или неформально – другой вопрос, — дает права мировых держав. Страна получает, как минимум моральное, право разговаривать с другими странами с позиции творца цивилизации. Вот почему государства и страны всеми силами стремятся отстоять свои права на знаменитых людей, имеющих хоть какое-то к ней отношение. Иногда это принимает комичные формы, например на современной Украине, которая объявляет «великими украинцами» людей, живших тогда, когда самого слова Украина не существовало. Однако есть уже устоявшиеся представления о некоторых людях, которые при внимательном рассмотрении вынуждают поставить вопрос о справедливости их принадлежности. Ранее мы уже показали, что Софью Ковалевскую некорректно считать «русским математиком», правильнее было бы говорить «европейский математик русского происхождения».

Андрей Болдырев продолжает: «Словосочетание «Николай Коперник – великий польский ученый» крепко сидит в памяти любого, кто знаком с физикой и астрономией хотя бы на уровне школьного курса. Нет, подвергать сомнение вклад Коперника в астрономию и мировую науку никто не собирается. Однако подумать, насколько его можно считать польским – можно и нужно».

О БЕДНЫХ ПОЛЯКАХ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

"Спорили семь городов о рождении мудром Гомера:

Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины...

ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Константин Эдуардович Циолковский происходил из польского дворянского рода Циолковских (польск. Ciołkowski) герба Ястржембец. Первое упоминание о принадлежности Циолковских к дворянскому сословию относится к 1697 году.

По семейному преданию, род Циолковских вёл свою генеалогию от казака Северина Наливайко, руководителя антифеодального крестьянско-казацкого восстания в землях Речи Посполитой в 1594—1596 годах. Отвечая на вопрос, каким образом казацкий род стал дворянским, исследователь творчества и биографии Циолковского Сергей Самойлович предполагает, что потомки Наливайко были сосланы в Плоцкое воеводство, где породнились с дворянской семьёй и приняли их фамилию — Циолковские; фамилия эта якобы произошла от названия села Цёлково (польск. Ciołkowo).

Однако современные исследования не подтверждают эту легенду. Родословие Циолковских восстановлено приблизительно до середины XVII века, их родство с Наливайко не установлено и носит лишь характер семейной легенды. Очевидно, эта легенда импонировала самому Константину Эдуардовичу — фактически, о ней известно только от него самого (из автобиографических заметок). Кроме того, в принадлежавшем учёному экземпляре энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона статья «Наливайко» отчёркнута угольным карандашом — так Циолковский помечал наиболее интересные для себя места в книгах.

........................................................................................................

.......................................................................................................

Алекса́ндр Леони́дович Чиже́вский (26 января (7 февраля) 1897, Цехановец, Гродненская губерния Российская империя (сейчас Подляское воеводство, Польша) — 20 декабря 1964, Москва) — советский учёный, биофизик (основоположник гелиобиологии), философ, поэт, художник.

Почётный президент I международного конгресса по биофизике (1939), действительный член нескольких академий мира и почётный профессор университетов Европы, Америки, Азии...

1.0x