Авторский блог Евгений Бирюков 18:46 2 января 2015

А практически что делать-2 (экономика)

Для вывода экономики из кризиса на траекторию экономического роста необходим комплекс мер, включающий планирование приоритетных отраслей, налоговые льготы, доступные кредиты и др. Несмотря на то, что экономика России в 2015-2016 гг. сталкивается с серьезнейшим кризисом, он одновременно является и шансом для более эффективного экономического развития.

Первая часть. До введения.

Рецепт выхода из экономического кризиса станет самой главной темой в 2015 году. Данная статья во многом появилась благодаря тому, что в комментариях к одной из моих статей Владимир Машков назвал предлагавшиеся экономические меры монетаристскими, поэтому в этой статье содержится более комплексный набор мер. Таким образом, публиковать статьи на сайте «Завтра» полезно – это приводит к взаимному обогащению за счет обсуждения. Статья названа «А практически что делать-2», надеюсь, автор копирайта не будет возражать (хотя посыл оригинальной статьи был немного другим). Основные предлагаемые меры – в третьей части статьи, введение (вторая часть) – важная, но только подводка к третьей части.

Вторая часть. Введение.

1. Российской экономике необходимы темпы роста в 6-7% в год. Нужно прогнозировать ситуацию в мировой экономике и мировой табели о рангах хотя бы на 15 лет вперед. Тогда наряду с США и Европейским Союзом будут лидировать страны Азии: Китай растет темпами 7,5% в год, Индия (также с более чем миллиардным населением) – 5% в год, Вьетнам (90-миллионное население) – 6% в год, и т.д. При среднегодовых темпах роста в 7% - ВВП удваивается за 10 лет, 6% - за 12 лет (используется сложный процент) – понятно, где будут азиатские страны через 10-15-20 лет. Но Россия тоже может расти такими темпами, более того, за 6 из 11 лет нахождения В.В. Путина у власти темпы роста ВВП России были выше 6%. Если мы не будем так расти – будем лузерами.

2. Считаю, что в условиях, когда необходим быстрый рост, для России возможны два подхода. Первый – аналог политике конца XIX – начала XX вв., в том числе при Витте, когда ведущим источником развития были иностранные инвестиции, технологии и пр., т.е. полный либерализм. Второй – ориентация вовнутрь себя, разумный протекционизм, «сосредоточивание», по дипломату Горчакову, по Сталину. Роухани или Ахмадинеджад; Ли Кван Ю или Сталин; шейх Заед (Дубай) или Каддафи; харизма, но популизм Уго Чавеса или либерализм Пиночета? Да они все были эффективны! Нельзя быть сторонником одного подхода и полностью отвергать другой.

Но сейчас чистой воды либерализм не заработает - в 90-е годы XX в. уже попробовали, не получилось, т.к. цели в начале XX в. были направлены на развитие страны, это был подлинно патриотичный либерализм, в 90-е же годы была свобода (либертас), основанная на анархии, не для, а за счет России. Сейчас, на данном этапе развития страны мне кажется более эффективным разумный протекционизм, но при использовании элементов либерализма, а именно – обеспечении эффективной работы т.н. институтов и обеспечении максимально благоприятных условий для бизнеса.

3. На нынешний кризис можно взглянуть, используя теорию циклов – общепризнанно, что капиталистическая экономика развивается циклично. У цикла есть четыре фазы: подъем, бум, падение, рецессия (кризис); кроме того, можно разделить цикл на две части: от рецессии до бума идет повышательная часть цикла, от бума до следующей рецессии - понижательная. В экономической теории наряду с долгосрочными технологическими циклами Кондратьева (описываемыми С.Ю. Глазьевым) существуют в том числе среднесрочные циклы Жюгляра продолжительностью 7-11 лет (в их основе – изменения в основном/промышленном капитале – строительство новых заводов, мощностей). В российской экономике четко прослеживаются циклы Жюгляра в 1998-2009 гг. и 2009-2015(16?) гг.

В 1998 г. при Е.М. Примакове, Ю.Д. Маслюкове, В.В. Геращенко девальвация, насыщение экономики денежной массой и промышленная политика дали быстрый эффект. Затем новым фактором стал рост цен на нефть на мировом рынке. Движителями роста стали а) рост государственных расходов, б) экспорт, в) рост расходов населения. В повышательной половине следующего цикла (цикла 2009-2015(16) гг.), эти движители использовались «по остаточной» – их основной потенциал был уже задействован при предыдущем цикле (но цены нефти с 2011 г. были выше, чем когда-либо в истории; расходы государства также пропорционально повысились, население стало больше зарабатывать (и тратить, содействуя росту), а также и кредитоваться). Уже в 2013 г. темпы роста ВВП снизились до 1,4%, началась понижательная часть цикла. Т.е. структурно нынешний кризис объясним, при этом санкции и слишком резкое падение цен на нефть усиливают падение. Но кризис наступил бы и без них.

Для быстрого выхода из кризиса на повышательную волну следующего цикла нужно найти новые источники роста, от них зависит, когда и какими темпами российская экономика вступит на повышательную стадию. Инструменты здесь системные – опора на потенциал внутреннего рынка, содействие развитию бизнеса, а для этого – льготная налоговая и льготная бюджетная политика в выбранных приоритетных отраслях.

4. Цены на нефть и их влияние на экономику. Зависимость российской экономики от нефтяных цен подробно объяснять не нужно, вопрос в том, какими будут цены. Власти прогнозируют среднегодовые цены на нефть выше 80 долларов за баррель. Но в 2015 год мировая экономика входит с ценой нефти в 56 долларов... На мировом рынке сохраняется переизбыток нефти, что может продолжить толкать цены вниз в начале года, вплоть до того, что они краткосрочно дойдут до несколько ниже, чем 40 долларов за баррель. Еще более важный фактор – то, что ценообразование сейчас контролируется связкой США (влияние себестоимости сланцевой нефти на нефть) и Саудовской Аравии (возможность нарастить производство и наказать несогласных), а также рядом их партнеров из ОПЕК; если сами ключевые члены ОПЕК при падении цены показывают, что их это устраивает (заявления о том, что даже при цене в 20 долларов сокращения производства не произойдет), то это – важный индикатор готовности к дальнейшему снижения цен. Сейчас за основу при анализе «дна» снижения всеми принимается себестоимость производства сланцевой нефти, которая якобы находится на уровне около 60 долларов за баррель. Но до сланца за основу бралась себестоимость производства в основных странах, а она существенно ниже. Сейчас уже забылся факт, что в начале XXI века производители нефти называли комфортным и для себя, и для потребителей коридор в 22-28 долларов за баррель. Существовавший уровень цен выше 100 долларов был беспрецедентным и аномальным. Где «дно» снижения и насколько быстрым и резким будет отскок вверх? – среднегодовые цены в 2015 году вполне могут находиться на уровне 60-70 долларов за баррель.

Российский бюджет, с одной стороны, приспосабливается к данным ценам через девальвацию. С другой стороны, это приводит к огромной импортируемой инфляции и падению реальных доходов населения, а также к сложностям с выплатой внешних долгов компаниями.

В случае сохранения цен на нефть в 2015 году на низком уровне, а именно это – наиболее вероятно, нас ждет сильнейший кризис с темпами падения ВВП более -0,8 – -4%, прогнозируемых сейчас многими экономистами.

То есть кризис усугубляется тем, что тот фактор, который был в основе роста ранее (цена нефти) – теперь будет толкать назад (а экономика заточена на этот фактор) – и рост нужно обеспечить не благодаря, а вопреки.

5. Реальная экономическая ситуация будет сложнее прогнозируемой правительством. Неспособность нынешних руководителей экономического блока правительства реально спрогнозировать ситуацию вызывает удивление (например, неверные прогнозы инфляции, оттока капитала, прогноз МЭР о темпах падения ВВП только в -0,8%, при используемой в прогнозе расчетной среднегодовой цене нефти в 80 долларов) – вполне возможно, что происходит умышленное затушевывание сложной ситуации, чтобы сохранять спокойствие граждан. В реальности экономическая ситуация будет сложнее прогнозов официальных экономистов. Чтобы исправлять ситуацию, нужно беспристрастно и правильно ее оценивать – только так можно предпринимать меры для преодоления кризиса; меры не половинчатые и разрозненные – а необходимые для того, чтобы экономика вышла на траекторию роста.

Третья часть. А практически что делать?

После каждой предлагаемой меры в скобках указывается нумерация, итого 20 мер.

Планирование импортозамещения.

а) Ориентация на импортозамещение (1 – первая мера) – с одной стороны, правильная мера в условиях, когда мы за последние 25 лет снизили объем производства относительно 1991 г., с другой, неизбежная из-за санкций. Но, это очень важно, импортозамещение не наступит за полгода – из-за этого кризис будет очень ощутим. Лаг в осуществлении импортозамещения легко объясняется также с помощью теории циклов. Наряду с упомянутыми средне- и долгосрочными циклами существуют краткосрочные циклы Китчина, продолжительностью 3,5-5 лет (в их основе – изменения в товарно-материальных запасах и оборотном капитале - а не в основном капитале, как в циклах Жюгляра). Есть свободные мощности – экономика в рамках цикла Китчина начинает расти. В 1998 г. девальвация и промышленная политика Е.М. Примакова и кампании дали быстрый эффект как раз из-за наличия свободных мощностей – удалось повлиять на параметры краткосрочного цикла Китчина. Сейчас свободных мощностей не так много (кроме сельского хозяйства) – программа импортозамещения не сможет реализоваться в промышленности и услугах за один год – удастся повлиять только на параметры среднесрочного цикла Жюгляра, т.е. эффект будет достигнут минимум за 3 года (восходящая часть цикла). Поэтому для обеспечения импортозамещения необходимы четкие продуманные меры, само по себе оно не случится.

б) Импортозамещение зависит от двух направлений: планирования и предоставления условий для производителей.

Для планирования необходимо восстановление прообраза межведомственного Госплана, которым должны разрабатываться направления импортозамещения (2);

в) должен быть список стратегически важных направлений и отраслей (3), поддержке которых отдается приоритет. Развитие инфраструктуры в кризис необходимо (обсуждаемое сейчас почти всегда вместе с аббревиатурой ФНБ), но более приоритетны другие отрасли - производство, конструкторские и инженерные разработки, услуги производственного характера, бытовые услуги, туризм (и, напротив, не должны получать льготы торговля, юридические, финансовые и пр. услуги, а также филиалы зарубежных ТНК). Важно «подключить» отечественную науку – НИИ и КБ, осуществив при этом уход от интеллектуальной зависимости от западных разработок и западных фирм.

Должны быть плановые целевые показатели – с обязательным контролем за их выполнением, с ответственностью конкретных лиц.

Одновременно должен быть список стратегически важных предприятий – представителей крупного бизнеса (4), по информации СМИ, такой список составлен в Администрации Президента. Что касается малого и среднего бизнеса, то он, в отличие от списка стратегических предприятий-представителей крупного бизнеса (который составлен без отраслевой привязки), должен получать поддержку именно в рамках определенных приоритетных отраслей, и в них каждое предприятие малого и среднего бизнеса должно иметь возможность получить государственную поддержку (льготные кредиты, налоговые каникулы, гарантия протекционизма от импорта) – при условии выполнения ряда критериев (наличие у компании определенной истории (чтобы исключить «мыльные пузыри»), бизнес-план, показывающий создание рабочих мест). Поддержка предоставляется взамен последующей реальной ответственности собственников и директора бизнеса за невыполнение заявки бизнеса (5).

2. Денежно-кредитная политика. Ставка рефинансирования в 17% вместе с изъятием денежных средств – губительны для российской экономики.

а) об эмиссии (6). Выход из кризиса 1998 г. сопровождался увеличением денежной массы на 73%, рост ВВП в 1999 г. составил 5%, 2000 г. – 10,1% (!); в 2008-2009 гг. денежная масса изымалась из обращения, в т.ч. через валютный рынок (вложение в валюту при девальвации (бегство из рублей) как самая прибыльная операция), падение ВВП в 2009 г. -7,9%;

б) США, ЕС, Япония борются с кризисом противоположными мерами – снижают ставку рефинансирования почти до нуля (7).

в) ставка поднимается в России с целью борьбы с инфляцией. Но при девальвации инфляция неизбежно будет высокой, и ставка не сможет снизить инфляцию. Рост ставки – это облегчение симптомов, но не лечение причин болезни. И в предыдущие годы борьба с инфляцией через ставку не приводила к снижению инфляции (по данным Всемирного экономического форума, Россия еще в 2013 году с темпами инфляции «всего» в 6,8% находилась на 115-м месте в мире по этому показателю).

Причины инфляции в России – олигополизация большинства отраслей и рост тарифов (8) (только два примера из деятельности антимонопольной службы США: ограничение монопольной власти Майкрософт в 2000-е гг.; в 1890 г. антимонопольный закон Шермана привел к тому, что Джону Рокфеллеру (чье состояние в пересчете на нынешние деньги оценивается в 210 млрд. долл.) пришлось раздробить свою компанию Стандард Ойл, многие ее части известны и в настоящее время – Экссон, Амоко, Шеврон, КонокоФилипс, Маратон Ойл Корпорейшн, БиПи Америка – и Рокфеллер стал активно заниматься меценатской деятельностью).

В сфере розничной торговли следует обратить внимание на опыт государственных магазинов в Венесуэле – и в России возможно создание сети государственно-частных магазинов с минимальной маржой (9) (в отличие от более чем двукратной в российских продуктовых сетях) – это будет существеннейшим средством противодействия инфляции.

г) Корректировка развития российской финансовой системы и изменение механизма функционирования банков (10). Прибыльность производства в России – 8-10%, при нынешних ставках кредитования производство вымывается, произнесение сто раз слова «импортозамещение» ситуацию не поменяет. Функции банков должны быть обслуживающими – предоставлять деньги, обслуживать платежи (в противовес нынешней функции – получению прибыли). На Западе прибыльность 6%, но ставки – 2%. У нас же банки получают маржу в виде разницы между ставкой рефинансирования и более высокой ставкой, по которой выдаются кредиты промышленности (или еще более высокой – населению) – все перевернуто с ног на голову.

Необходимы госбанки (10), которые выдавали бы кредиты по ставкам ниже рыночных крупному бизнесу (список системообразующих предприятий), среднему и малому бизнесу в приоритетных отраслях на срок до 5-7 лет, по ставке рефинансирования + 0,5%. В случае, если директор не возвращает кредит – он на 12 лет лишается права занимать руководящие должности, на 7 лет – права выезжать из страны. Объем невыплат не будет значительным – предприятия сделают все, чтобы вернуть такие кредиты.

д) другой вариант – гарантии (11). Гарантия отличается от кредита тем, что должно быть выделено в разы меньше государственных денег: кредиты выдают коммерческие банки, а государство – только гарантирует перед банком выплату средств частной компанией; при зарезервированных на гарантии средствах в размере, например, 50 млрд. руб. и прогнозе, что 5% кредитов окажутся невыплаченными, объем выданных кредитов благодаря такому фонду составит в 20 раз (100%/5%) больше, т.е. 1 трлн. руб. Возможно за счет средств ФНБ или эмиссии создать фонд поддержки предприятий, гарантирующий выплату ими кредитов коммерческим банкам.

е) валютный контроль (12). Отток капитала в 2008 и 2014 гг. составил около 130 млрд. долл. А суммарно за 2008-2014 гг. (всего семь лет) – 550 млрд. долл., это официальные данные (правда следует отметить, что методика подсчета оттока Центробанком несовершенна, и многие другие методики дают меньший размер оттока). Необходимо ввести валютный контроль. Страна, которая входит в пятерку лидеров в мире по размеру положительного сальдо внешней торговли товарами (данные за 2013 год: экспорт 529 млрд. долл., импорт 316 млрд., итого сальдо 213 млрд. долл.) не должна испытывать проблем с курсообразованием валюты или нехваткой валюты, но необходим валютный контроль.

Вполне вероятно, что введение валютного контроля уже сейчас дало бы гораздо больший эффект по сравнению с планируемой летом 2015 года амнистией капитала (то есть денег по амнистии придет меньше, чем «не уйдет» вследствие валютного контроля.

ж) в случае сложностей с выплатой внешних кредитов компаниями (корпоративный внешний долг составляет почти 700 млрд. долл.) возможно объявление дефолта (13), в связи с форс-мажорными обстоятельствами – санкциями. Учитывая, что экономика закрывается, и мы уже лишены доступа к рынкам капитала развитых стран, на нас дефолт мало отразится, но позволит сэкономить валюту.

з) для обеспечения инвестиций важно предоставление длинных денег промышленности. Для населения длинные деньги нашлись – в виде ипотеки, выдаваемой под 12,5% и выше (о проекте дешевое жилье уже никто не вспоминает). Кредиты населению выданы на десятки процентов ВВП. Так почему бы не «запаковать» эти кредиты в производные ценные бумаги (деривативы), столь распространенные на Западе, и не выдавать за счет этих деривативов длинные кредиты промышленности (14)? Население-то все равно будет платить, поэтому эти бумаги будут надежными – и источник инвестиций будет найден.

и) Девальвация (15). Мы неконкурентоспособны с развитыми странами по качеству, а с развивающимися по издержкам. Только импортозамещение далеко не всегда приводит к эффективности производства, в средне- и долгосрочном периоде необходимо не только импортозамещение, но и конкурентоспособность экономики. Сначала нам нужно обеспечить конкурентоспособность по издержкам, а затем, постепенно, – и по качеству.

Для первого этапа необходимо девальвировать рубль не на несколько процентов, а так, чтобы по паритету покупательной способности валют мы сравнялись с Китаем (нашим крупнейшим торговым партнером), чтобы импорт продукции из Китая, аналоги которой производятся или только могут производиться в России, был экономически невыгоден. И пусть «западные партнеры» радуются падению рубля. Из-за наличия двух простых причин наши товары искусственно являются неконкурентоспособными по сравнению с азиатскими. Это а) отсутствие паритета покупательной способности между Россией и азиатскими экономиками (разница в стоимости товаров в России и Азии составляет не проценты, а разы), б) низких российских ввозных пошлинах (средний размер пошлин к 2018 г. по условиям вступления в ВТО снизится до 7,3%) – т.е. априори к нам ввозить выгодно, а нашу продукцию вывозить невыгодно. Китай в 1984-1994 гг. последовательно снизил юань с 2 до 8 юаней за доллар. Тогда на это мало кто обратил внимание – страна не входила даже в десятку мировых импортеров… Западная экономика конкурентоспособна с китайской за счет более высокой производительности труда, инноваций, емких и контролируемых своими фирмами внутренних рынков. У нас всего этого нет.

Теперь курс рубля снизился. При курсе около 55 рублей за доллар зарплата многих людей в российских регионах составляет около 200 долларов – она почти сравнима с зарплатой китайских рабочих. Стали ли мы конкурентоспособны по сравнению с Китаем? Нет. Требуется льготное налогообложения, льготные кредиты, улучшение условий ведения бизнеса – наряду с девальвацией необходима промышленная политика.

Дополнение. Значительная девальвация «работает» при условии отказа от выплат внешних долгов.

к) регулирование курса валюты (16). Возможны два подхода к курсообразованию – не только рыночное, как сейчас, но и фиксированный курс, предложенный, в частности, академиком С.Ю. Глазьевым. Следует отметить, что арабские страны-нефтеэкспортеры используют именно фиксированный курс. Фиксированный курс не будет приводить к тратам валюты, если его установить на достаточно низком уровне, и будет обеспечивать конкурентоспособность экономики.

При рыночном курсообразовании также существуют эффективные меры влияния на курс: продажа валютной выручки экспортерами, установление налога в 20-30% на все валютные операции (как в Белоруссии), отказ ЦБ от транспарентности при валютных интервенциях (у нас ЦБ через день после интервенций раскрывает их объем, спекулянты видят, что на рынок выходил ЦБ – следовательно, без его вмешательства курс был бы еще ниже – и продолжают играть на понижение с удвоенной энергией), валютный контроль, запрет спекуляций (разрешение на покупку валюты только под внешнеторговые контракты или для зарубежных туристических поездок).

3. Стимулирующая налогово-бюджетная политика.

В большей степени именно государство, а не сам бизнес, оказывает влияние на прибыльность или убыточность целых отраслей – через диверсифицированную налоговую политику и условия финансирования. Например, в отличие от природной ренты, которую необходимо изымать у добывающих отраслей, государство не должно изымать технологическую ренту у обрабатывающей промышленности.

Т.к. российский бюджет более чем на 50% формируется за счет нефти, и в меньшей степени – за счет налогообложения всех остальных сфер, то это можно использовать для диверсификации экономики – необходимо определить набор приоритетных отраслей (подробнее они описывались выше), которые будут получать существенные налоговые льготы (16). Предлагается провести девальвацию на дополнительные 3-5 рублей, и за счет дополнительных полученных доходов бюджета предоставить льготы, в т.ч. в ряде случаев – в виде полного отсутствия налогов; альтернативным механизмом является дефицитный бюджет.

Должна обеспечиваться не выборочность, а доступность государственной поддержки, которая должна предоставляться на широком доверии к бизнесу (на основе заявок/бизнес-планов).

В качестве примера применения стимулирующей денежно-кредитной политики можно привести сельское хозяйство. Это та сфера, где есть свободные «мощности» - пашня. Сейчас кредиты на создание фермерского хозяйства составляют 1,5 млн. руб. (на эти деньги можно купить либо трактор, либо землю – но то и другое вместе – не получится, а нужно еще построить хранилища, платить зарплату, покупать семена, горючее и т.д.); госсубсидии предоставляются «задним числом» и выделяются спустя 6-12 месяцев после окончания посевной и уборочной кампаний; происходит долгое рассмотрение заявок, деньги обесцениваются; в 2014 г. собрали большой урожай зерна – но вместо того, чтобы ввести квоты на экспорт определенного количества зерна (потребности внутреннего рынка - около 75 млн т, собрано – 104 млн т, можно экспортировать 29 млн т) – государство запретило экспорт и не установило высоких внутренних закупочных цен – а ведь экспортеры зерна вложили бы вырученные средства снова в сельское хозяйство. Необходимо выделять кредитование не в размере 1,5 млн., а в большем размере, лучше меньшее количество хозяйств реально поддерживать для создания сильного индивидуального производства – только так наступит импортозамещение, и вскоре начнется экспорт. ЕС, крупнейший мировой экспортер сельскохозяйственной продукции, субсидирует свое сельское хозяйство на 50 млрд. евро в год, США – на 48 млрд долл., Индия – на 20 млрд. долл. – но в конечном итоге это выгодно, увеличивает объем производства, сокращает импорт, создает рабочие места.

4. Научная политика.

Почему мы перестали быть страной инженеров? Потому что нет производства. Не созданы условия, нет протекционизма, финансирования, поддержки, целеполагания. Как только начнет развиваться промышленность, в нее потянутся массово инженеры (т.к. будет спрос на них и, соответственно, зарплаты) – именно в такой последовательности: сначала промышленность, сразу же потом – инженеры.

(17) В краткосрочном периоде необходимы налоговые льготы и льготное кредитование предприятиям, выполняющим и внедряющим опытно-конструкторские разработки; предприятиям, производящим средства производства и инновационную продукцию – на принципах «господдержка в обмен на ответственность владельца и директора» за выполнение бизнес-плана. После того, как производство получит реальную поддержку и начнет расти, Россия снова станет страной инженеров.

В долгосрочном периоде для перехода на шестой технологический уклад необходимо создание и финансирование НИИ на основе команд ученых-звезд (в том числе молодых) по тем направлениям, которые будут основой шестого технологического уклада (18). Именно так обеспечивалось лидерство СССР в мировой науке во второй половине двадцатого века – за счет ориентированной, именно на годы вперед государственной политики, направленной на поддержку НИИ и ученых (по разным направлениям, из которых «выстрелили», например, космический проект, атомный проект и ряд других). Приведем пример. В космическом проекте, годом реализации которого «на практике» можно считать 1957 г., особняком стоят фамилии С.П. Королева (разработка ракет) и В.П. Глушко (разработка ракетных двигателей). С.П. Королевым и соратниками в 1931 г. в Москве была организована ГИРД – группа изучения реактивного движения, а В.П. Глушко в 1929 г. в Ленинграде – ГДЛ – газодинамическая лаборатория. В 1933 г. две организации были объединены в РНИИ – реактивный научно-исследовательский институт. То есть прошло 24-28 лет с момента организации научно-исследовательских структур до появления «промышленного образца», но если бы не был создан РНИИ, не было бы и последующих успехов – и так по многим направлениям. Сейчас по многим технологиям шестого технологического уклада есть задел и есть научные школы, поэтому данный срок должен быть меньше.

5. Борьба с коррупцией и улучшение качества институтов.

Борьба с коррупцией (19) является средством а) снижения транзакционных издержек, б) борьбы с инфляцией, в) обеспечения равных экономических возможностей и экономического роста.

Кроме того, одним из факторов экономического роста является улучшение качества институтов (20). В России слабо гарантированы права собственности; высокие издержки ведения бизнеса, включая высокие налоги, и т.д. Необходимо сочетание государственного формирования основных параметров функционирования экономики с предоставлением экономических свобод. Зачастую именно малый бизнес, предприниматель – внедряет инновации, которые не видны не столь инициативным сотрудникам крупных компаний. Весьма важной была роль малого бизнеса в микроэлектронике (Майкрософт, Эппл) – основе нынешнего, пятого технологического уклада. То же самое будет и в шестом укладе. Крупные компании вырастают из малого бизнеса, малый бизнес создает и увеличивает количество рабочих мест.

Четвертая часть. Заключение.

Итого предложено 20 мер по выводу экономики из кризиса. Ключевым должно быть обеспечение условий для конкурентоспособности и развития реального сектора и приоритетных отраслей услуг, а не банковского сектора – прежде всего, за счет а) доступных выгодных кредитов и б) льготного налогообложения, в) государственного планирования и контроля, но при качестве институтов, содействующих бизнесу, государственного влияния на формирование основных экономических показателей. Борьба с инфляцией путем повышения ставки рефинансирования – также ошибочна и продолжает ухудшать условия для российского бизнеса. В условиях кризиса есть возможность российского экономического контрудара и вывода экономики на ускоренный рост – а нерешительность и непринятие активных мер может очень дорого обойтись России.

Список предложенных мер не является абсолютно полным, да и не может им быть. Это – не экономическая программа. Но целью данной статьи было показать, что несмотря на то, что в экономике в 2015-2016 гг. складывается сложнейшая ситуация, она не безнадежна и существует набор мер и инструментов, которые могут быстро и эффективно вывести экономику на траекторию роста.

У России сильный, эффективный руководитель, являющийся подлинным национальным лидером. В сфере политики и государственного строительства стратегическая, историческая роль В.В. Путина заключалась сначала в том, что он не допустил распада страны, а затем – в том, что Россия снова стала проводить независимую политику. Так же должно быть и в экономике – Президент России может войти в историю как государственник и реформатор, который дважды, в 2000 и 2015 гг. обеспечивал выход экономики на быстрый рост. В 2015 г. должны, обязаны быть заложены основы не просто для противодействия кризису (как в 2008-2009 гг., когда многие меры запаздывали, и в целом были недостаточно эффективными), а именно для быстрого роста в рамках экономического среднесрочного цикла 2016-2024 гг.

Ряд верных мер принимается, они касаются политики импортозамещения, борьбы с офшорами, изменения роли ФНБ, активизации институтов развития, увеличения госзаказа, особенно в сфере ВПК и др. Однако многое еще предстоит сделать.

В целом необходима разработка и реализация государственной экономической программы. Следует подключить научные институты и практиков (на примере обращения главы группы ГАЗ Сорокина к Президенту, где он «снизу», из практики расписал набор необходимых промышленности мер). Все возможно.

1.0x