Авторский блог Сергей Сокуров 18:10 10 марта 2017

Великий Ленинский план «монументальной пропаганды» на руинах русской славы

Возвращаясь к публикации материалов Форума Ростов-на-Дону  

Неважно, что снаряд сделал дыру в Успенском соборе — это легко заделать. А беда в том духе, который направил пушку на Успенский собор.

М. М. Пришвин, Дневник, 27 февраля 1918 г.

Мы из каждой национальной культуры берем только ее демократические и ее социалистические элементы.

В.И. Ленин, Сочинения.

Как Вы можете придавать такое значение тому или другому старому зданию, как бы хорошо оно ни было, когда речь идет об открытии дверей перед таким общественным строем, который способен создать красоту, безмерно превосходящую все, о чем могли мечтать в прошлом.

В. И. Ленин – Луначарскому (из служебного выговора).

***

Разместив намедни материал Форума Ростов-на-Дону о вандализме в отношении памятников старины в первые десятилетия советской власти*, я (не авторы подборки?!), как и ожидал, стал объектом обвинений во лжи, преувеличениях, в лучшем случае – в неточности представленных фактов. Словом, неутомимые обелители преступлений ленинского режима использовали весь подручный арсенал «доводов» о справедливости содеянного вандализма их идеологическими вдохновителями в отношении «старорежимного» материального и духовного наследства.

Вот образчик (назову перлом!) агрессивного политупрямства: «От себя скажу, что снос памятников царизму (подчёркнуто мной. – С.С) вполне логичный и закономерный шаг новой власти, которая НЕ ЖЕЛАЛА МИРИТЬСЯ с прошлым» (Иван Малышкин).

«Памятники царизму»? Я не ослышался. Ведь таковых никогда не существовало. Были памятники отдельным монархам (однофигурные и групповые), отличившимся тем или иным деянием во славу и на пользу Отечества. Был Памятник 1000-летию России, монументы героям нашей истории (от высших чинов до нижних, разных сословий); памятники-храмы и часовни. Но царизму!? А вы слыхали? Правда, наш Иван, как знаток «дел давно минувших дней», любознателен как-то однобоко. Он, представьте, не ведает о Ленском расстреле(!!!). Нет, не о том, спонтанном, в 1912 году, приказ о котором отдал невысокий чин Империи, а о серии массовых убийств гегемонов на Ленских золотых риисках 26 лет спустя, санкционированных на самом, самом «верху»(!) и даже выше... Ну, ничего, я его, бедного Ваню, скоро просвещу (и других «неведающих»).

«Много вранья в подборке» отметил некто Ермошин, поскольку «никто и не ожидал правды от Сокурова» (опять Сокуров, которому в подборке принадлежит лишь дюжина первых строк!). Видимо, Ермошин статью не читал, ограничился разглядыванием «интересных картинок», увиденных им впервые в жизни.

Но не эти и подобные им посты понудили меня вернуться к отзвучавшей на моей «ветке» теме. Повод дал новый, кажется, у меня гость Валерий Живляков. Он многомудро отводит обвинения в вандализме от Ленинского ЦК следующим пояснением: «Россия сто лет назад - это полуграмотная страна, в которой власть взяла небольшая группа образованных большевиков, по сравнению с численностью многомиллионной страны, в которой накопились горы ненависти к эксплуататорам, и к возведённым ими памятникам...». То есть, В. Живляков перекладывает вину на тёмную массу. Конечно, если бы тот или иной пострадавший памятник находился в какой-нибудь лесной глуши, за Печорой, представим, то можно согласиться с мнением В. Живлякова. Но практически все снесённые строителями новой жизни памятники находились или в городах, или на оживлённых трактах, где произошли памятные события. А как себя вёл в те годы наш добрый, мудрый, богобоязненный народ, оставили воспоминания современники. Прислушаемся к Буревестнику революции: «В 19 году в Петербурге был съезд «деревенской бедноты». Из северных губерний России явилось несколько тысяч крестьян, и сотни их были помещены в Зимнем дворце Романовых. Когда съезд кончился, и эти люди уехали, то оказалось, что они не только все ванны дворца, но и огромное количество ценнейших севрских, саксонских и восточных ваз загадили, употребляя их в качестве ночных горшков. Это было сделано не по силе нужды — уборные дворца оказались в порядке, водопровод действовал. Нет, это хулиганство было выражением желания испортить, опорочить красивые вещи».

Так что, уважаемый защитник просвещённого Ленинского ЦК, «полуграмотный народ», невзирая на «накопившуюся ненависть», ничего более изощрённого, чем классовое испражнение в медный кивер Героя Войны 1812 года Дохтурова, в отношении «памятников царизма» (чит. Ваню Малышкина) не придумал бы. Для великого дела нужны великие вожди. Как уверены на сайте Археология.ру, имела место инспирированная свыше вспышка вандализма. Ради истины необходимо отметить, что отдельные случаи порчи и повала монументов начались сразу после февральских событий. Но буржуазно-республиканская власть их не инициировала. Тогда вершила суд над отечественной историей городская рвань и пьянь, обезумевшая от «свободы» - люмпен, отлынивающие от фронта солдаты и бездушные бездельники, в прошлом гимназические двоечники, мнившие себя интеллигентами. Государственный план в этом направлении вступил в действие через год.

12 апреля 1918 года, Ленин со други своея подписал декрет СНК «О памятниках Республики», в котором, кроме всего прочего, предписывалось определить список и снять памятники, не представляющие исторической и художественной ценности, воздвигнутые «в честь царей и их слуг. Как видите, в России определять художественную ценность произведений искусства может недоучившийся студент Казанского университета, несостоявшийся юрист, кажется (не помню). С одной стороны, можно приветствовать стремление новой власти развивать монументальное искусство путём возведения новых памятников. Но сие благое намерение становится варварством, если гипсовые, каменные и бронзовые новоделы венчают свежие руины, созданные руками энтузиастов ломки и растаскивания. Как это происходило с весны 1918 года красноречиво показано в материале Форума Ростова-на-Дону, повторяться не буду, отсылаю к своей предыдущей публикации. Но обращаю внимание лично Живлякова, что в некоторых, особо показательных сносах, начиная с Кремля, активное участие принимал собственной персоной неутомимый Ульянов-Ленин, хоть и полуобразованный (незаконченное высшее), но отнюдь не полуграмотный, ибо будущий вождь, коротая гнетущие ссылки в Лондоне и Женеве, прилежно учился, учился и ещё раз, и много, много раз учился.

Как часто случается в истории, трагедии предшествует фарс. У нас он начался через несколько недель после подписания Лениным злополучного декрета. Тогда же

Особая комиссия приступила к декорированию Москвы по случаю наступающего празднования Первого мая. Время было на материалы для декорирования скудное. И ткань, и фанера – дефицит, начало Эры Благоденствия и Сытости. Тем не менее, ко «Дню Интернационала» (так назвали первомайский праздник) декорирование осилили, ибо нет трудностей, которые не преодолели бы большевики, знаем мы из классики. Мобилизовали художников-авангардистов во главе с А.А. Весениным. После их достахановского труда в короткий срок центр Москвы преобразился так, будто здесь поработала сотня Корбюзье. Приведи сюда Ивана Калиту, известного жильца дубового Кремля, потом автора Белокаменной князя Дмитрия Ивановича (ещё не Донского), наконец Государя Всея Руси Ивана III, чью резиденцию итальянцы сделали кирпичной, ни один из них не узнал бы своего детища.

1 мая 1918 года Красная площадь предстала изумлённым москвичам и гостям пролетарской столицы складом под открытым небом некой текстильной фабрики-гиганта. Башни Кремля будто исчезли, окутанные красными полотнищами. Взорам бронзовых Минина и Пожарского, которые 100 лет подряд видели перед собой Сенатскую башню, открылась перспектива на наспех сколоченную из занозистых досок трибуну, тоже всю в кумаче. Ещё не снесённые, доживавшие последние свои дни и годы имперские памятники всюду по городу заключили в чехлы (видимо, чтобы цари и их приспешники не сглазили шествия освобождённого народа и чтобы он не пошёл против освободителей), прикрыли красными полотнищами. Внимание зевак отвлекли на замысловатые декорации с пёстрыми эмблемами советской власти, с революционными призывами «отрекаться от старого мира» и ударными темпами «строить наш новый мир», чтобы стать «всем» из «ничего». Есть сведения, что в тот день по Москве ходили растерянные старожилы (из «бывших»), не понимая, где они находятся, не зная, как найти дорогу домой. Так, похорошев от красных декораций, изменила свою топографию Порфироносная вдова.

Нынешние декораторы недоразвитого капитализма могут отдыхать! А тем, кто праведно возмущается драпировкой мавзолея В.И. Ленина во дни парадов и гулярий на Красной площади, советую настоящую статью распечатать и носить в кармане. Я (между нами) тоже не приветствую «переодеваний» архитектурных объектов, но по поводу мавзолея у меня есть соображения, как и мумию оставить в привычной для неё усыпальнице, и кладбищенской уже 100 лет площади вернуть изначальное назначение. Позже поделюсь.

Ныне в России только стоячих и сидячих Ильичей (в т.ч. бюстов) около 7000. В городах, прославленных иными именами, все главные площади заняты фигурами Вождя. Местные герои до сих пор довольствуются второстепенными площадками. В наукограде Реутов поступили благородно: один из двух Ильичей остался на площади, куда выходит парадным фасадом здание администрации, но переселился в угол, под ёлочки, где пенсионеры отдыхают и не так капает в непогоду. Без насилия. Не оскорбительно. Со вкусом. Второй Ильич остался на своём месте, но между фабрикой и ним возвели православный храм. Теперь неистовый гонитель церкви показывает выброшенной вперёд рукой на культовое сооружение. Да, взгляды со временем меняются. Даже у застывших в нетленном материале вождей.

Настоящую публикацию я закончу весьма впечатляющим постом. Скромный её автор Василий Чекасин так отозвался на восстановление в наши годы порушенных в СССР памятников старины: «Восстанавливайте, будет из чего потом новые памятники Ленину отливать».

Этот стон «бывшего», как никакой другой, в очередной раз вызывает у меня крик души:

- Люди русские, будьте бдительны! Вандализм в нашем истерзанном переворотами и войнами Отечестве живуч, как гад ползучий. Может случится катастрофа, после которой на 1/8 части обитаемой суши останется пустыня, «населённая» несметными истуканами-близнецами с мавзолеем посерёдке.

Примечание

* http://zavtra.ru/blogs/o_vandalah_pamyatnikah_i_dirke_v_bronzovoj_spine_il_icha_nizhe_poyasa

На заставке - уничтожения храма-памятника участникам Отечественной войны 1812 года.

двойной клик - редактировать изображение

СокуровЪ

1.0x