Авторский блог Сергей Сокуров 22:57 9 ноября 2017

9 ноября 2017 года – первый день XXI века

Размышления о временных отрезках истории  
12

Мысли, изложенные здесь, не новы, но  я позволю себе некоторую критику их,  уточнения и даже изменения.  Прошу внимания.

Мы, представители европейской христианской цивилизации, для которых история человечества евроцентрична,  считаем дни и месяцы прожитых годов по календарю универсально одарённого римского диктатора Юлия Цезаря, с уточнениями и поправками 435-летней давности папы Григория XIII.  Так же, как и у нас, ныне живущих, новый год по юлианскому календарю  начинался 1 января, в день вступления в должность ежегодно избираемых двух консулов республики.  Но в 45 году до Рождества Христова (т. н. «наша эра»), когда победитель галлов и  усмиритель Сената утвердил календарь своего имени, разработанный жрецами Египта  по тысячелетним наблюдениям за Солнцем и звёздами, в Pax Romana шёл    708-й год от основания Рима. То есть, воинственные латинцы на  Тибре и их многочисленные подданные на берегах Средиземноморья коротали официальный 8-й век римской истории. Продлись такая традиция до наших дней, мы с вами, уважаемые читатели,  жили бы сейчас в  XXIX веке, готовясь к встрече ХХХ.  Однако восторжествовавшие  в Римской империи христиане, презрев память идолопоклонника Ромула, его брата-близнеца  и Капитолийскую волчицу, «обнулили» солидные лета Вечного города - начали вести счёт времени от того года, в котором родился, по их мнению,  Иисус Христос.  Так мы с Вами очутились сегодня в XXI веке; помолодели, можно  улыбнуться.

 

Сказанного выше достаточно, чтобы быть готовым к обсуждению такого понятия,  как «век»,  в смысле определённого отрезка времени. Не станем касаться истории человечества. Мы,  повторяю, европоцентристы,  а европейские века, кои включают по 100 лет каждый,  как правило, разительно отличаются друг от друга колоритом, качеством однотипных событий. В этом смысле не сразу заметишь непохожесть смежных (по «обеим сторонам» настоящего) веков на Востоке; они даже на профессиональный глаз неотличимы друг от друга в Африке, представляются сплошным, без начала и конца, временным потоком в Центральной и Южной Америке.

Не так в европейской истории, включая  Россию, с оговорками её хронологических особенностей. Здесь начало и конец каждого отдельно взятого века  застолблены, и каждое столетие между ними  обладает, скажу так, «временным суверенитетом», обоснованном мнением  ведущих историков, начиная с Геродота. Нарушение границ карается клеймом «невежда».  Тем не менее, издавна делались попытки переноса таких «столбов». Например,  обращалось внимание знатоков и любителей истории на естественное окончание XIX века не 31 декабря 1900 года, по обе стороны которого – однообразие временного ландшафта, а год роковых выстрелов Гаврилы Принципа, послуживших сигналом к I Мировой войне.  28 июля 1914 года можно считать с достаточным обоснованием начала ХХ века – Века катастроф, вместившего две мировые войны, появление ядерного оружия и применения его янки в Японии, ряд локальных кровопролитных войн по всему миру,  возникновение «учений», агрессивных в отношении несогласных с ними, две русские революции, изменившие  политический лик планеты, крушение колониальной системы, возникновение трёх супердержав и  внезапное падение одной из них, также изменившее мир во второй раз за 3/4 столетия. Сколько лет длился Век Катастроф? Для меня ответ на этот вопрос принципиальный. Я вернусь к нему в конце заметки. А пока рассмотрим некоторые другие века,  принятые в истории начала и концы которых тоже вызывают сомнения, не только у меня. Если вы согласитесь, что XIX век закончился в середине 1914 года, то не значит, что длился он неполных 114 лет.  Ибо начало его  ничем не связано с 1 января 1801 года.  Тогда ещё длился зачатый в 1700 году Северной войной Век великих завоевателей – Карла XII, Фридриха II  (Семилетняя война), Бонапарта (Наполеоновские войны).  Предел последним в целом положило занятие Парижа 31 марта 1814 года войсками антинаполеоновской коалиции при решающем вкладе Российской Императорской армии. Кстати, тот XVIII век (он-то, получается, продолжительностью 114 лет) стал, год в год, общеевропейским, включая Россию, где у  него своё индивидуальное название. Чаще всего в нашей историографии его называют, с лирической тональностью, Веком Екатерининских  орлов, хотя одушевлён он и «птенцами гнезда Петрова», и старшими однополчанами суворовских чудо-богатырей, отправленных императрицей Елизаветой на первую русскую «экскурсию» в Берлин в 1760 году. Век с именем Екатерины  II закончился только при её внуке Александре Павловиче, одолевшем «корсиканское чудовище».

 Выходит, лишь волею случая XIX век, в отличие от предыдущего, XVIII, 114-летнего, вместился,  тютелька в тютельку, в одно столетие (1814-1914 гг.)?  Обратимся для сравнения и ответа на вопрос к векам  XVI и XVII.  Для Западной Европы  оба названных столетия не имеют чётко обозначенной границы между собой, и объединяет их два  присущих  тому и тому веку судьбоносных  для всего мира, решающих для будущего Европы долговременных  процесса – великие географические открытия, связавшие воедино  отдельные, до того изолированные друг от друга части мира, и религиозные войны. Для России же, при совпадении начала XVI  века  и конца XVII   с тем и тем в Европе,   существует между названными веками чёткая граница – Смута, вызванная катастрофическим голодом 1601-03 гг. На её полное преодоления через решение внутрених проблем и войны с Речью Посполитой ушло 100 лет.

Впечатляет совпадение в Европе и в Московской Руси  начала XVI  века (именно века, не  столетия). Там он начался не с 1501 года, с первого плавания Колумба в 1492 году. Европа тогда приступила  к открытию неизведанных земель и стран  не только Нового Света,  восточных и южных окраин Света Старого. Она  в то время открывала для себя и Россию.  Маркс написал о том:

«Изумленная Европа, которая в начале княжения Ивана III едва подозревала о существовании Москвы, зажатой между литовцами и татарами, была огорошена внезапным появлением колоссальной империи на ее восточных границах…

К концу своего княжения Иван III становится совершенно независимым государем, женой его становится дочь последнего императора Византии. Казань лежит у его ног, а остатки Золотой Орды стремятся к его двору. Новгород и другие республики приведены к повиновению. Литва ущемлена, и великий князь ее — игрушка в руках Ивана III.

Ливонские рыцари побеждены».

Добавлю к этим словам, что со своей стороны Россия в то время открывала для себя Европу: посольства из Москвы были направлены в Венецию и Копенгаген, флотилия из  лодей и ладей отправилась из Белого моря вокруг Скандинавии в Данию, рудознатцы государя проникли за Урал, поморы осваивали Северный морской путь, а тверчанин Афанасий Никитин достиг Индии через Каспий и Персию раньше португальцев.

Выходит, и по западным меркам, и по русским, продолжительность реального XVI   века больше  100 лет. Если мы «копнём» глубже, не раз увидим удивительные совпадения.

 

Но вернёмся к нашему календарному  XX веку. Если согласиться с его характеристикой, изложенной выше, то, начавшись в 1914 году, этот «укороченный» век закончился в 1991 году, когда последняя конструкция мира вновь обновилась. Так думает ряд историков. У меня иное мнение: последними днями ХХ века стали 7 и 8 ноября 2017 года,  когда ностальгирующие по Советскому Союзу и вздыхающие по Социалистическому лагерю, распавшемуся сразу вслед за страной-надзирательницей,  отмечали 100-летие судьбоносного для России, и в определённой  мере человечества, события, называемого одними Великой Октябрьской социалистической  революцией, другими – большевистским переворотом, третьими – Октябрьской трагедией (к последним принадлежит ваш покорный слуга). Так что позволю себе поздравить читателей сего с новым годом, с новым XXI веком, с новым тысячелетием только сегодня.

Но на чём (не сомневаюсь в вопросе) основана  моя уверенность в своей правоте?

 

Неожиданность крушения СССР ошарашила не только мировое сообщество.   Беловежское предательство  самозванцев, которых верхушка правящей бесконтрольно  партии наделила правом вершителей судьбы страны и народа, сбило с толку  советских людей (не только простых), требовавших спасительных реформ, а не похорон смертельно больной системы. 

Внутренним зрением, мысленно возвратившись в 1991 год,  вижу я компартию в роли коллективного самоубийцы.  Устройство уничтожения приведено в действие. Но рухнуло само хрупкое сооружение – развитосоциалистическая коммуналка. Марксистско-ленинские души уцелели, не кинулись, сломя головы в «борьбу за это», Устав КПСС не предусматривал, и приказ сверху не поступил.  Правда, самые мудрые кажут спины, подавшись в олигархи или в управляющие к ним,  или в предприниматели разной степени скромности. Среди руины толпятся «новые бывшие». Кто жмётся к Зюганову,  который себе на уме,  уже выбрал непыльную работёнку непримиримого (на публику) оппозиционера; кто, наоборот, как иголку в стоге сена, ищет «чистых» коммунистов, шепча нарочито языколомный пароль «кыпыкыры». Остальные в растерянности.   Никого из них нигде не ждут, кроме  буржуев, нуждающихся в руках и головах (для эксплуатации, разумеется). Неприкаянным бывшим членам бывшей партии и сочувствующим некуда податься. Разве что на сайты, где можно отвести душу подвальными постами, а кому и авторской статейкой с призывом  собирать из обломков самими же порушенное. Эта публика верит в возможность вернуть утраченное, в реставрацию, в реванш. Их ещё немало, мечтающих о новой революции, о мести, о суровом, в традициях ЧК, наказании действительных и мнимых обидчиков. И зреет, крепнет мистическая уверенность, по мере приближения к 2017 году, что в 100-летие Октября обязательно должна случится какая-то  очищающая Красная Катастрофа, которая, как Божий гнев, сметёт, до основания разрушит мир насилья, как кажется ностальгикам, установившийся в 1991 году.

 

Это не литературная фантазия. Магия числа 100  наполняла ждущих юбилей  верой и энергией в обход разума. Ведь недаром же  было замечено, что  революционеры и попавшие под их влияние – неизлечимые  религиозные фанатики,  живущие мифами и символами.

Но юбилейные дни миновали, и абсолютно ничего, что могло бы поддержать наших октябрят в их  безумных мечтаниях, не произошло. Век революций закончился буднично, мирно, стал невозвратным прошлым даже в сознании  самых неистовых  радикалов красной окраски. Россия сегодня вступила в новый век, проблемы которого ей решать по-новому.


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
10 ноября 2017 в 02:50

Да читали мы уже про “эпоху Пугачевой”, теперь про “XXI век” Сокурова на сайте “Завтра”. Придумайте что-нибудь новенькое.

10 ноября 2017 в 03:04

Человечество до сих пор живет в основном за счет энергии “огня и пара”, а это максимум 19-й век.

10 ноября 2017 в 04:23

Вряд ли кто-то всерьез рассчитывал, что именно 7 ноября 2017 года грянет новая Социалистическая Революция.
Лично я, видя остервенение правящей олигархии, предполагал совсем иное. Я предполагал, что в эти дни мог быть издан Указ о запрете всех коммунистических партий и произведен вынос Ленина из Мавзолея.
Но, похоже, что пока ОНИ на это не решились. И во-многом из-за того, что МЫ ощутимо сопротивляемся.

10 ноября 2017 в 08:56

Вынос тела состоится, как только не будет критической протестной массы. Как известно, люди уходят и идеи вместе с ними. Тихо и мирно в крематорий, под перекрестные языки пламени, усиленные кислородным дутьем, полчаса и готово, это не то что индуистский ритуал с трехчасовым сжиганием тела на полусухих дровах с обязательным ворошением бамбуковыми палками ужасных обуглившихся кусков мертвой плоти.

10 ноября 2017 в 13:00

черная пластиковая капсула наполнится серым пеплом-песком объёмом примерно два с половиной литра и этот пепел понять на летательном аппарате типа вертолета и развеять на Волгой в районе Самары. И пусть река времени унесет в Махат-таттву крупицы материи от тела великого вождя ни бог весь кого и чего.

10 ноября 2017 в 06:41

ПСС Лина нет необходимости ни уничтожать, ни переиздавать. Миллионы экземпляров, нераскрываемые, новенькие, усыхающие как вобла, простояли десятилетия в книжных шкафах обязательных подписчиков и библиотек.
Мавзолей в первозданном виде вместе с мумией достоин вечного сохранения на Гос. некрополе, как выразительная примета "исторического мига" (191ё7-9ё1 гг).
Система олигархата отомрёт, как экономически неэффективная и опасная для России.

10 ноября 2017 в 06:45

Прошу прощения, пост упорхнул до правки.
Читать во 2й строчке снизу: 1917-91 гг

10 ноября 2017 в 10:36

Прочитал текст с удовольствием. Первая реакция выразилась в одном слове :" аминь ".

10 ноября 2017 в 10:50

Сергей Анатольевич, позволю себе "УГЛУБИТЬ" Ваши размышления...

21 - й век, в России, начался или может начаться, на выбор:
- или 00 часов 00 минут 01.01.2000 г. (приход Путина во власть),
- или в последний день, час, минуту и секунду правления Путина В.В. (год - ?),
- или времени установления нового "социалистического строя" в России.

Выбор зависит от - внутреннего УБЕЖДЕНИЯ...

Всё остальное - это безвременье, для психики россиян...

10 ноября 2017 в 16:00

Да, ув. Перепёлкин, почти у каждого свой счёт времени.

10 ноября 2017 в 17:02

Не согласен с принципом построения подобного календаря.
У нас (словян) 9 ноября 2017 года приходится на четверг Бездорожника 4737 года. Новый год был ровно 70 дней назад.
Поясняю: мы, словяне, основываем свой календарь только на объективных событиях, как природы, так и жизни общины. Таким образом, дни недели (шесть дней, а именно понедельник, вторник, середа, четверг, пятница и шесток) в пять недель формируют один средний лунно-солнечный месяц (так сочетается астрономический солнечный год из 365 дней с лунным месяцем из 28 дней – выбрано среднее для года значение 360 дней, и поделенные на 12 (что бы количество месяцев было максимально приближено к продолжительности дней 1 месяца лунного). Нестыковок нет. Недостающие 5 астрономических дней просто были праздниками ВНЕ календарных дней: Коляда, Масленица, Русалки, Купала, Перун. При Втором Нашествии (0-е годы по христианскому календарю) название последнего дня недели ШЕСТАК было насильственно изменено на ШАБАТ (суббота). При Третьем Нашествии (1000 годы по христианскому календарю) – добавлен седьмой день недели (Воскресенье) – в память Христа. Полагаю, нынешнее Четвертое Нашествие закончится переходом на десятичный календарь с изменением единиц времени (от секунд–минут-часов до дней-недель-месяцев) в десятичную систему. Наверно, уже очевидно, что объективный учет времени у словян обусловлен только историческими катаклизмами, совпадающими с границами тысячелетий. Отсюда и простота выделения ВЕКА – тысяча деленная на количество пальцев на руках дает наиболее близкое значение к желаемой продолжительности жизни Человека в Роду: 100 лет. Осталось добавить о названии месяцев: они лучше, чем у «дорогих россиян», сохранились у сербов, словаков, болгар, и почти полностью соответствуют древнерусским (словянским) именам: Зима: Ветрозим-Трескун-Лютень, Весна: Зимобор- Первоцвет-Травник, Лето: Разноцвет- Грозник-Жнивень; Осень: Хмурень-Свадебник-Бездорожник.
Вот Вам и Ноябрь – Бездорожник. Очень по-русски. Наконец. Исторические эпохи. Историческими маркерами могут быть только достоверные (зафиксированные в памятниках) объекты. Для словян история Рода начинается со Сварога и его сына – отца всех Словян Дажьбога. Средиземноморское имя – Гелиос. Единственный персонаж, подтвержденный в исторических памятниках (первых письменных источниках) – это Минос, абсолютно реальный человек, правитель Кносса – столицы Древнего Крита. Даже с указанием, что правление Миноса длилось 20 лет. Археологи достаточно точно датируют зафиксированные критские артефакты 2700 г. до. н.э. Дальше школьная логика: Минос, не только правитель, но и основатель Кносса 20 лет + 2700 лет до н.э.+ 2017 лет современности= 4737 год, месяц и день уже названы.
Интересна, естественно и тема хронострат, или эпох, которые переживает словянская цивилизация, все они связаны с попытками аккадов, семитов и их современных продолжателей уничтожить нас в конкурентной борьбе за Планету, но это тема отдельной публикации, не ко времени.
P.S. Для особо проверяющих ошибки: СЛОВЯНЕ от «слово», а не от «слава», как противовес немым – немчуре.

10 ноября 2017 в 19:02

Виктор, я не предлагаю переустройство существующего календаря, а делюсь своими наблюдениями за несовершенством традиционной разбивкой исторического времени на века. То, что Вы рассказали в посте, достойно отдельной статьи. Успеха!