Сообщество «Форум» 18:46 4 марта 2017

8 МАРТА

Воинствующмй феминизм в России не состоялся

8 М А Р Т А

Ты женщина! Ты – ведьмовский напиток!

В. Брюсов

Международный женский день, как день борьбы женщин за свои права, предложила отмечать ежегодно Клара Цеткин, лидер социал- демократической партии Германии. Случилось это в 1910 году.

В России Международный женский день стали отмечать с 1913 года. Следует признать, что борьба женщин за свои права, и праздник 8 марта породил и тему феминизма. В начале ХХ века, как бы совсем и не навязчиво, но была продекламирована мысль, что женщины в Новом веке должны занять главенствующее положение…

Чуткий к общественному мнению поэт Игорь Северянин, в 1911 году пишет стихотворение «Нелли»: «… Я в любви разуверилась, господин педагог… / О, когда бы на «Блерио» поместилась кушетка!..» Кушетки на самолётах появятся много позже, и то на правительственных и частных лайнерах.

Однако век символизма - серебряный век русской культуры, о котором Новелла Матвеева сказала: «… быть может, он был и серебряный, но только какой же он век…» породил культ ЖЕНЩИНЫ! Появлялись женщины-страсти, женщины –рок… В моде был чёрный цвет, и чёрными были глазницы…

Поэт и Дама – два главных образа у символистов, которых отправляли в небесное изгнание. «Высокое амплуа Прекрасной Дамы, «Вечной Подруги», «мудрой Софии» … пришлось испытать Любови Дмитриевне Менделеевой, что явилось для неё кошмаром. Когда юная Люба Менделеева дала согласие стать женой поэта, она и представить не могла, что на брачном ложе «ей назначалось хранить девственность, как полковое знамя». Сначала она ничего не поняла, потом взбунтовалась. Л. Д. - вспоминала своё ужасное состояние после свадьбы: «… началась сумбурная путаница… он принялся теоретизировать о том, что «астартизм», тёмное и Бог знает ещё что. Когда я ему говорила, что я – то люблю весь этот ещё не ведомый мне мир, что я хочу его – опять теории… Это приводило меня в отчаяние! Отвергнута, не будучи ещё женой…»

А. Блок возражал жене: «…невыразимо грустно, когда Ты убиваешь самого себя, свою душу, которая направлена к Тебе одной…»

Ты и Тебя – с заглавной буквы! Прямо-таки неземная любовь Данте и Беатриче.

Дотошный К.Чуковский подсчитал, что А. Блок посвятил Л.Д. - 687 стихотворений, где его жена в образах: «Дева», «Заря», «Купина»… где его восторги, клятвы и призывы – сопровождаются убеждением, что «запрещённость в браке должна оставаться всегда».

Поэт и Дама – два главных образа символистов, превратились в историю разбитых жизней. Теория символистов терпела поражение в реальности. В Любовь Дмитриевну страстно влюбился Андрей Белый, который тоже был символистом, от него не могло быть ущерба… Затем Л.Д. родила внебрачного ребёнка от какого-то артиста. Мальчик тут же помер…

Естество брало своё – А. Блок:

…Всё тот же жребий

Мерещится в грядущей мгле:

Опять – любить её на небе

И изменять Ей на земле.

От поэта, однако, осталось потомство. За два года до смерти Блока, в июне 1921 года родился мальчик, названный Александром. Матерью его была Надежда Александровна Коган, в девичестве Нолле. Маленького Сашу в 1922 году видела Марина Цветаева.

Из её письма к Р.Б. Гулю: «Мальчик растёт красивый и счастливый. В С.П. Когане он получил самого любящего отца. А вот папа так и остался там – на портрете…»

Сын Блока Александр Петрович Кулешов - член ССП, автор 28 книг, о Советской армии и милиции. Жил в писательском доме, что у станции метро «Аэропорт».

Другая история, уже не Прекрасной дамы, а «демонической женщины», выпавшей на долю Нины Петровской. Она была женой Сергея Алексеевича Соколова – основателя литературного издательства «Гриф», выступавшего под псевдонимом Кречетов. Нина Петровская имела «нежный облик, пышные волосы… была довольно умна» и главное – «умела попадать в тон». Она увлеклась поэтом Бальмонтом, он любил коньяк в больших дозах, и совершенно не терпел женских причуд… Затем под влияние Нины попал Андрей Белый – он был очень красив(!), к тому же символист. Он, как и его друг С. Соловьёв в одночасье влюбились в Любовь Дмитриеву Менделееву. Она с мужем А. Блоком приехали в Москву, после свадьбы в 1903 году.

Затем, по словам В. Ходасевича, Нину Петровскую стал завоёвывать Валерий Брюсов. Результатом любовного треугольника стал роман В. Брюсова - «Огненный ангел». В этом мистическом романе Нина стала прообразом Ренаты, и самозабвенно сыграла эту роль… Было много слёз, коньяка, кокаина, затем Нина уехала за рубеж, приняла католичество с именем главной героини романа - Ренаты.

Нина любила одержимо, самоотверженно, требуя полной самоотдачи и от любимых…

В. Ходасевич – непосредственный свидетель тех лет: «…Рыцари символизма умирали от духовного голода – на мешках, накопленных переживаний. Глубочайшая опустошённость оказалась последним следствием этого эмоционального скопидомства…»

Следует заметить, что интеллигенты серебряного века были хорошо образованы, царил даже в их среде культ самообразования. Изучали они тайноведение и мистическое прозрение, занимались богоискательством, ездили строить антропософский центр в Дорнах…

В.Брюсов: «Уйдём в мечту! Наш мир фатаморгана…»

Символами Поэта и прекрасной Дамы, опасно водившие живые души над пропастью искушения и соблазна, стали поэтесы. Это были: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Мирра Лохвицкая; её сестра Надежда Теффи, которая стала королевой журнала «Сатирикон», мн. др.

Всего лишь несколько месяцев, в 1909 году, кружила головы поэзия Черубины – де – Габриак, блестящая литературная мистификация Елизаветы Дмитриевой и Максимилиана Волошина.

Елизавету любил Николай Гумилёв, они вместе, в одном вагоне ехали в Коктебель, поэт «просил её руки»…

Николай Гумилёв потом напишет стихи, посвящённые Е. Дмитриевой:

«Ты ждёшь любви, как влаги ждут поля, / Ты ждёшь греха, как поля кобылица».

Другой поэт, много позже, в 20-х годах, напишет:

«…Мне верится, что ты и Херувима, / Сведя с небес, могла склонить на грех…»

Стихи Черубины завораживали многих, в Черубину влюблялись. Её стихи звучали, как поэтическая исповедь аристократки, наделённой редкой красотой и горькой судьбой:

…Люблю в наивных медуницах

Немую скорбь умерших фей,

И лик бесстыдных орхидей,

Я ненавижу в светских лицах.

Акаций белые слова

Даны -ушедшим и забытым,

А у меня по старым плитам

В душе растёт разрыв-трава.

Художник К. Сомов признавался, что ему нравилось «до бессонницы» воображаемая внешность удивительной девушки.

Но все розыгрыши рано или поздно – кончаются. По-видимому, единственная, которая была тронута судьбой Черубины, и отнеслась к ней сочувственно, была Марина Цветаева. Из её эссе «Живое о живом»:

«Их было много, она одна. Они хотели её видеть, она - скрываться. И вот увидели, то есть выследили, то есть изобличили. Как лунатика – окликнули – и окликом сбросили с башни её собственного Черубининого замка – на мостовую прежнего быта…»

Сергей Маковский вспоминал, как позвонил ей по телефону: «Голос, которым она ответила, был голосом раненной лани. Стоном вырвалось: «Вы? Кто вам сказал?» Когда они увиделись, то Черубина будто бы сказала ему: «Сегодня с минуты, когда я услышала от вас, что всё открылось, с этой минуты я навсегда потеряла себя: умерла та единственная, выдуманная мною «я», которая позволяла мне в течении нескольких месяцев чувствовать себя женщиной, жить полной жизнью творчества, любви, счастья. Похоронив Черубину, я похоронила себя и никогда уже не воскресну…»

Елизавета Дмитриева, по мужу Васильева – вышла замуж в 1911 году, вела активную переписку с поклонниками своего таланта. Вот её строки, датированные 1925 годом: «Но в ночи, костром пылая, / рвётся, душит страсть, ненасытная и злая, - / ниже не упасть…»

Однако стоит сказать о женщинах «серебряного века», весьма благополучных, которые состоялись даже и в Европейской культуре.

Наверное, первая из них – это Мария Игнатьевна Закревская - Бенкендорф - Бутберг. Фантастическая «Железная женщина» по одноимённому роману Нины Берберовой. Свободно владела английским и немецким языками. Была любовницей английского разведчика Р.Б. Локарда. Затем любовницей, литературным секретарём и гражданской женой Максима Горького, который посвятил ей свой роман «Жизнь Клима Самгина». После отъезда М.Горького в Москву, она переехала в Лондон и стала любовницей и литературным секретарём Г. Уэллса…

Можно перечислить лишь имена, знаменитых женщин, ибо каждая из них залуживает отдельного повествования, и даже романа…

Литературным секретарём и любовницей Ромена Роллана стала Мария Кудашева. Дочь французской гувернантки и русского полковника. Всю юность провела в Москве, дружила с Марией и Анастасией Цветаевыми, писала стихи, прекрасно знала французский язык и русскую культуру. В замужестве за офицером Кудашевым, родила сына Сергея. В 1917 году от сыпного тифа умер её муж, с маленьким сыном Мария прожила два года в семье Волошиных в Коктебеле…

В 30-х годах она стала женой и музой Ромена Роллана. В посвящении к 4-ому тому «Очарованная душа» он напишет: «Марии! Тебе. Жена и друг, в дар приношу свои раны. Они лучшие, что дала мне жизнь, или, как вехами, был отмечен мой шаг вперёд! Ромен Роллан, сент. 1933 год».

Кажется, всем известна муза и любовь Сальвадора Дали - знаменитая Гала, Елена Дьяконова, она была музой не одного гения - фантастическая женщина!

Музой художника Фернана Леже стала Надежда Ходасевич – двоюродная сестра поэта Владислава Ходасевича.

Лидия Делекторская – модель, секретарь, самый близкий друг Анри Матисса.

Ольга Хохлова и Пабло Пикассо. Эльза (Элла Юрьевна – сестра Лили Брик) и Луи Арагон. Музой великого шахматиста Х.Р. Капабланки стала русская княгиня Ольга Чегодаева, которая буквально заставляла играть в шахматы чемпиона.

Одако, надо же сказать о «Валькириях революции». Их было так много, и кто-то сказал, что «если женщина не вмешивается в дело, то толку не будет». В ВЧК они настойчиво вмешались, т.е. пришли люди, для которых Цивилизация, Культура, Природа, Государство и Человек, справедливость и сострадание… были пустым звуком. Ведь, это люди «серебряного века». Мы с долей иронии относимся к символистам, но в ВЧК они не были представлены, как и антропософы, и Поэты с Прекрасной Дамой…

Фурии революции пришли в ВЧК со своими ложными комплексами: феминистской, социальной, этнической ненавистью. Землячка в Крыму, товарищ Роза в Киеве, Софьи Нахимовны и Оскаровны; одна из низ Соня – «золотая ножка»…

Неужели, каждый имеет дело, которого заслуживает?.. Впрочем, не будем распространяться на эту тему: «Уже написан Вертер»…

Женщины революции были и теоретиками марксизма, и помошниками своих прославленных мужей, и комиссарами, о них писали и ставились пьесы…

Елена Стасова, Екатерина Брешко-Брешковская, Надежда Крупская и любовница Ленина Инесса Арманд, Лариса Рейснер, и др.

Гениальная женщина Александра Михайловна Коллонтай, владела пятью иностранными языками, и в первом Советском правительстве стала наркомом государственного презрения, т.е. современным языком: министром социального обеспечения. Перед этим она работала в Женском отделе ЦК. А. Коллонтай – первая женщина министр в мировой истории. На этом своём первом государственном посту она отработала весьма достойно и полезно. Затем был её стремительный взлёт во внешнеполитическом ведомстве СССР. Она – полномочный представитель в Соединённых Штатах Мексики, далее в Королевстве Норвегия, и Чрезвычайный посол СССР в Швеции с 1930 по 1945 годы. В годы войны (1941-1945гг) сыграла ключевую роль в интересах нашего Отечества.

А.М. Коллонтай принадлежат многие публикации, касающиеся любви и проблемам новой советской женщины, книги: «Любовь трудовых пчёл»; «Свободная любовь» и др. Её слова, что «крылатый эрос» - это любовь, когда влечение телесное перемежается с душевными эмоциями. Это любовь – солидарность». Александра Михайловна была очень красивой и элегантной женщиной - «новая женщина не скрывает своей сексуальности…».

Когда же она узнала, что её последний муж Павел Дыбенко - изменяет ей, она прогнала его… Так сочетается теория и практика. Кажется, А.М. Коллонтай приписали высказывание о любви и стакане воды: выпил – всё тут…

Ларисе Рейснер принадлежит высказывание, что: «любовь – это спектакль с очень короткими актами и весьма продолжительными антрактами, и надо уметь жить в антрактах»…

В 30-е годы Советской цивилизации - женщина становится символом эпохи! Причастны к этому и художники, главный из них Александр Николаевич Самохвалов. Он создал несколько десятков картин новых советских женщин, для которых физультура и труд – стали гимном созидания! Лишь некоторые названия картин: «Девушка с граблями», «У тракторной молотилки», «Физкультурница», «Делегатка» , «Девушка с ядром», «Осоавиахимовка», «Девушка со сверлом», «После кросса»…

Отступление: много лет тому назад, кода я впервые увидел «Девушку со сверлом», т.е. с пневматическим инструментом, куда подаётся по шлангам сжатый воздух, то подумал, что это издёвка. Женщины рожать не смогут, работая с таким инструментом, ибо всё тело сотрясается от вибраций. Совсем не женская работа. Затем, много позже, на выставке в Ленинграде, рассмотрел многие картины А.Н.Самохвалова, и понял, что это великий художник. Он показывал красоту молодости, силы и счастья молодых девушек.

А.Дейнека, увидев картину «Метростроевка со сверлом», говорил: «она, как богиня, и всё-таки она наша русская девчонка».

Он хотел видеть советскую женщину улыбчивой, красивой, гармоничной, где: «…Труд наш есть дело чести, есть подвиг доблести, есть подвиг славы…» В Великую Отечественную войну – женщины сполна оправдают слова этой песни.

А.Н. Самохвалов с ранней юности полюбил девичью красоту, что переполняло его душу радостью. Он говорил,что: «Я художник, живущий взволнованной жизнью современности… чувство современности очень сложное чувство…»

В 30-е годы художник создаст блестящий портрет: «Девушка в футболке» - как достояние и богатство великой России! На выставке в Париже (1937г.) картина будет удостоена Золотой медали, и получит название «Советская Джоконда».

Художник с большой любовью писал портреты не только советских женщин, но был признанный мастер пейзажной живописи. Работы эти практически не известны…

Что можно сказать в заключение? Будут открывать Советсскую цивилизацию! Через много лет! Будут открывать и удивляться советской культуре: музыке, кино, живописи, русским ситцам… равно, как и плановой системе народного хозяйства, с безналичным рассчётом, и всеми бесплатными социальными услугами… Увы(!), к сожалению руководящая и научная элита ЦК ничего не поняла, и не оценила…

Слава Богу – воинствующего феминизма в ХХ веке, в России не случилось…

Однако, у Юрия Лопусова есть знаменитая эпиграмма, как «дежурная слеза» в глазу Л.Табакова.

Я феминисток – обожаю,

Самодостаточный народ,

Она сама себя блюдёт,

С собою спит, сама рожает.

Останется ли в ХХI веке – 8 МАРТА, любимым весенним праздником? Или вновь станет борьбой за права женщин?

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x