Сообщество «Учебный космос России» 14:03 15 октября 2017

6.Фестивальное.Русский Всемир, Русский Космизм и судьбы человечества

Дистанционная экспозиция МТОДУЗ В.В.Шахова(Троицк-в-Москве), посвященная Всемирному Фестивалю молодёжи

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

6. ФЕСТИВАЛЬНОЕ. РУССКИЙ ВСЕМИР, РУССКИЙ

КОСМИЗМ И СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

«…Мысль, которую я посеял сегодня, взойдет завтра, через год, через тысячу лет; я привел в колебание одну струну, оно не исчезнет, но отзовется в других струнах

гармоническим гласовным отданием… …Не один я в мире, и не безответен я пред моими собратиями - кто бы они ни были: друг, товарищ, любимая женщина, соплеменник, человек с другого полушария. - То, что я творю, волею или неволею приемлется ими; не умирает сотворенное мною, но живет в других жизнию бесконечною…»

В.Ф. О Д О Е В С К И Й.

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…»

Н.В. ГОГОЛЬ. «ПОХОЖДЕНИЯ ЧИЧИКОВА ИЛИ МЕРТВЫЕ ДУШИ».

В С Е М И Р, Р У С С К И Й К О С М И З М – эти цивилизационно-философские, социально-этические воззрения (востребованные и сегодня) тревожили воображение пассионариев «на сгибе эпох» (Х1Х – ХХ столетия).

Всё больший интерес проявляется ныне к истории науки, истории культуры, истории цивилизации…Незаслуженно забытое как бы «реабилитируется»… Изщ забытья «выплывают» имена достойные, индивидуальности недюжинные, труды весомые… -

ОДОЕВСКИЙ, ФЁДОРОВ, УМОВ, БЕРДЯЕВ, БУЛГАКОВ, СОЛОВЬЁВ, ФЛОРЕНСКИЙ, ЦИОЛКОВСКИЙ, ЧИЖЕВСКИЙ, СУХОВО-КОБЫЛИН, ВЕРНАДСКИЙ, МУРАВЬЕВ, СЕТНИЦКИЙ, ГОРСКИЙ, ХОЛОДНЫЙ, КУПРЕВИЧ, МАМЕЕВ…

Изучающие русский язык как иностранный обращают внимание не только на «вершинные» явления русской науки, культуры, государственности; их интересуют и замечательные факты «второго» и «третьего ряда».

Где истоки великой культуры? В каких условиях развивались, совершенствовались те или иные явления? Что позволило добиваться фантастически значительных результатов?

Леонид Максимович Леонов в наисуровейшие дни Великой Отечественной войны предлагал: «Взгляни на карту мира, русский человек, и порадуйся всемирной славе России. Необозрима твоя страна. Самое солнце долго, как странник, бредёт от её края до края, и любою из рек её можно опоясать иную кичливую европейскую державку. Гляди: спелые нивы шумят и лоснятся под ветром, серебро драгоценной рыбы плещется в реках, несчитанное золото и уголь томятся в её недрах, подземные моря нефти нетерпеливо ждут, когда ты вольёшь их в свои машины, изготовляющие материальную основу счастья. Миллионной доли наших богатств не успели мы раскопать за минувшую четверть века!»

…О чём могут полюбопытствовать гости Всемирного Фестиваля? Что может заинтересовать молодёжь всех континентов Земли?

Конечно же, могут заинтересовать факты и коллизии из сферы географии, этнографии, хронологии, фольклористики, статистики, медицины, образования, просвещения, искусства. Алексей Максимович говорил, что в памяти сердца и разума вспыхивает потрясающе исключительное впечатление, которое можно, пожалуй, сравнить с тем, что в своё время испытал Глеб Успенский в Лувре перед Венерой Милосской. На Всемирной выставке 1896 года слушал Горький олонецкую сказительницу Орину Федосову:

- Федосова - это олицетворение старой русской народной поэзии, она и сама, по внешности своей - старая, спетая песня… Она вошла, в пояс поклонилась публике, села в кресло и - на её коричневом, морщинистом лице вдруг вспыхнули два ясных огонька - её живые вдохновенные глаза, и вслед за её взглядом на зал - в зале раздался задушевный голос, говоривший старинную народную былину о Добрыне… повеяло седой стариной, поэзией русского народа, простой, но могучей, такой тоскливой и удалой… Она живая легенда, и, полуумирающая, - она всеми остатками своей жизненной энергии воскрешает перед публикой умирающую эпическую поэзию…

По сердцу современникам был горьковский Василий Буслаев, буслаевский энергичный монолог («Эх-ма, кабы силы да поболе мне…»); импонировал им страстно-пассионарный порыв былинного молодца («Жарко бы дохнул я, снега бы растопил…»), который ходил по земле отчерусской, церкви-монастыри строил, садил сады, всячески, как невесту свою, лелеял-изукрашивал землю родную.

Максим Горький вселял уверенность, побуждал, призывал, пророчествовал: «…Новый век - воистину будет веком духовного обновления… Многие испытают великие мучения, - множество погибнет людей, но ещё больше родит их земля, и - в конце концов - одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человека.

ЭХО ОПТИМИСТИЧЕСКИХ ТРАГЕДИЙ МИНУВШЕГО

…Реплики, остроты, метафоры, пополнение фольклора… Валите всё на Чубайса… Валите всё на большевиков… Коммунист Христос… Эти пионеры в Америке скальпы снимали с аборигенов… Европа на закате, нищие духом обитатели дряхлеющего полуострова Евразии…

Для тех, кто не декларативно, не просто «почёсывая душу», не просто амбициозничая, а всерьёз решил заняться самообразованием (Лев Николаевич скромничал: «Я чтец хороший»), настоятельно рекомендую осилить вторую часть «Фауста», «Жизнь Клима Самгина», «Апокриф Еноха» и «Пирамиду» Леонида Максимовича Леонов.

Ни у кого нет желания быть Иванами, не помнящими родства. У всех вызывает стыдливое чувство то ли покаяния, то ли раскаяния горестно-провидческое пушкинское размышление о том, что мы, его соотечественники, ленивы и нелюбопытны. Ради красного словца цитируют афоризм о гласе вопиющего в пустыне… До сих пор (до нынешней допингово-невразумительной моды на «оцифровку») актуален и злободневен мучительно-целенаправленный диогеновский п о и с к Ч е л о в е к а.

«Человек есть мера всех вещей» (Протагор). «Что за чудесное создание – Человек!» (Шекспир). «Солнце, луна и звёзды – краса небес; цветы и ягоды – краса гор; краса государства – человек» (восточная мудрость). «Конечный продукт постоянно развивающейся природы есть прекрасный человек» (Гёте). «И крестьянки чувствовать умеют» (Карамзин). «Человек – это великолепно! Это звучит гордо…» (горьковский Сатин из пьесы «На дне»). И – афоризмы и метафоры нового времени: «Человечество вышло в космос, чтобы взглянуть на себя со стороны»; «Люди, люди – высокие звезды, долететь бы мне только до вас…».

Как говорится, только ленивый не говорит о космосе… Вот только что как-то мимолётно просквозило-проскользнуло кое-где упоминание о первом в мире СОВЕТСКОМ СПУТНИКЕ, которому исполнилось шесть десятков лет. За отсутствием (изгнанной из школьных программ а с т р о н о м и и) в общеобразовательных учебных заведениях тоже скромно умолчали об «открывателях путей», основоположниках космосознания, космосоведения, космизма. Кому обязано человечество знаниями о Космосе, Мироздании, Вселенной? Крошка-сын к отцу пришёл и спросила кроха… Что ответить отрокам и отроковицам? Что может сказать по сему поводу допинг-«оцифровка»? Минпрос и Минкульт

Безмолвствуют… Академии разных Наук не могут до сих пор определиться не только с Космизмом, Этикой, Эстетикой, Логикой, Диалектикой…

ЭТИКА КОСМИЗМА… ЭСТЕТИКА КОСМИЗМА… КОСМОС И

Ц И Ф Р А… ПСИХОЛОГИЯ КОСМИЗМА… ДИАЛЕКТИКА СОЦИОКОСМИЗМА… Эти проблемы (хотели бы или не хотели чиновники и «вертикаледержатели») – насущная реальность, требующая незамедлительного разумного и достойного решения… Тем же губернаторам и префектам: не заглянуть ли в библиотеки, не поинтересоваться ли… Что есть о Циолковском, Фёдорове, Чижевском, Вернадском? Что есть об Одоевском, Умове, Соловьёве, Сухово-Кобылине, Бердяеве? Что есть о Флоренском, Бугаеве, Андрее Белом, Хлебникове? Об основоположниках русского космизма?... О вкладе русских космистов в мировое космосознание? Кстати, напомним: Иосиф Виссарионович и вожди Великого Октября были весьма активными читателями…

2.

Справедливости ради, констатируем: в последнее время появилось несколько содержательных исследований о том же РУССКОМ КОСМИЗМЕ… Видите: на воспроизведённой обложке монографии «РУССКИЙ КОСМИЗМ» имена, как-то:

ОДОЕВСКИЙ, ФЁДОРОВ, УМОВ, БЕРДЯЕВ, БУЛГАКОВ, СОЛОВЬЁВ, ФЛОРЕНСКИЙ, ЦИОЛКОВСКИЙ, ЧИЖЕВСКИЙ, СУХОВО-КОБЫЛИН, ВЕРНАДСКИЙ, МУРАВЬЕВ, СЕТНИЦКИЙ, ГОРСКИЙ, ХОЛОДНЫЙ, КУПРЕВИЧ, МАМЕЕВ.

Положа руку на сердце, признаемся хотя бы сами себе: знаем ли мы что-либо о них, этих «открывателях путей», пионерах-энтузиастах, пассионариях-благодетелях

человечества? А ведь они имеют прямое отношение и к Первому Спутнику, и к первому полёту живого земного существа в Космос, и к Первому Космонавту… Без их вклада в науку о Земле и Космосе были бы просто невозможны сегодняшние астронавто-космические деяния и свершения…

Подымись во весь свой рост, гордый русский человек и пусть содрогнутся в мире все, кому ненавистна русская речь и нетленная слава России!.."

Л Е О Н И Д Л Е О Н О В.

…В «нацеленных» названиях классических жанров – трагедии, боль, «могучее клубление сил»: «Россия, кровью умытая», «Кровь на снегу», «Хождение по мукам», «Тихий Дон», «Железный поток», «Разгром», «Как закалялась сталь», «Рождённые бурей», «Враги», «Взятие Великошумска», «Вторжение», «Крушение», «Они сражались за родину»… «Плачь, Русская земля, но и гордись, с тех пор пока стоишь под небесами…».

Пожалуй, Леонид Максимович Леонов с наибольшей мощью, наибольшей философичностью, наибольшей духоподъёмностью выразил упования, чаяния, надежды, боль и вочеловеченность идеалов миллионов наших соотечественников, миллионов землян…

Взгляни на карту мира, русский человек,

и порадуйся всемирной славе России

…»Ты не один в этой огневой буре, русский человек. С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый, мастеровой Пётр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу державу, и они подскажут тебе, как поступать, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества. С каким мужеством они служили ей!.. И куда бы ни отправлялись за далёкие рубежи, кланялись в пояс родимой, и был им слаще мёду горький, полынный прах её дорог. И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословенье матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла столетья русская земля.
Перед новым боем за честное дело наше присядем, товарищ, и поговорим по душам, за что же так ненавидит тебя убийца народов, и почему мы, русские люди, будем биться, пока, стеная, не покинет земли нашей германец и не заплатит сторицей за пожжённые земли наши и за сиротские слезы…».


ГОРДИСЬ СОРОДИЧАМИ СВОИМИ И БУДЬ ДОСТОИН ИХ, ТОВАРИЩ...

"Не пустовала и людьми русская земля. Помнишь, товарищ, громовый список великанов мысли и сердца, что огласил отец наш Сталин на параде в 1941 году? Он, как знамя, прошумел над головами нашими. От века изобильна была героями и гениями Россия. Воистину хам и враг людей тот, кто не обнажит благоговейно головы, заслышав эти имена.
Нет ни одной области в знании, или в искусстве, или в науке строительства социальной справедливости, куда бы не принёс народ русский своих, литого золота, даров. А сколько ещё суждено создать нам впереди, когда, не угрожаемый ниоткуда, во весь рост подымется народ наш... Гордись сородичами своими и будь достоин их, товарищ.
Со времён Невского Александра зарились жадные соседи на наши угодья. Сотни лет им и во снах снилась страна твоя, русский человек, — пустыней снилась она им, без дома твоего, без тебя и твоих потомков, — голой девственной землёй снилась она им, куда они сунут железный желудь нибелунгов. Не вышло с желудем у старого фрица, не выйдет и у нынешнего. Ой, много памятных зарубок от нашего топора осталось на загребущих волчьих лапах. А в передышках точили немцы меч, собираясь когда-нибудь прижать славян к стенке, и всегда хаяли русских, что-де без немецкого порядка живут. А мы жили и боролись своим разумом и обычаем и, когда настали исторические сроки, преобразовали нашу жизнь по-ленински. И в том наша державная русская воля, хозяйская. И никаким указчикам либо искателям чужого куска на земле нашей несдобровать.
Когда у завистника нет сил на честное соревнование, он жалит, он убивает. Зависть и свиная жадность на чужой каравай, — вот то горючее, на котором, воняя и гремя, двинулась на нас машина германского фашизма. И правда, мы ещё только зачинаем наши песни, а они уже заканчивают. Они и детей-то наших убивают из подлого страха. Боятся, что из них вырастут исполины, грозные, мстители за безмерные их злодейства. Но мы-то, русские, прочно знаем, что мщение придёт гораздо раньше.
Предок твой, русский человек, идя на подвиг ратный, крепко понимал, что одному из двух, ему или недругу, лежать в чистом поле с дыркой в груди. И тогда, чтоб сосредоточить волю на победе, он ни жены, ни родимого дома не хотел видеть раньше, чем улягутся в братскую яму поплотней поганые вражеские кости. Много их, всяких подлецов, уже успокоил навеки и ты, русский воин, на полях России, памятуя, что чем больше их ляжет в землю, тем сильнее острастка на века. Комплектами, вместе с командирами, лежат они на достигнутых рубежах — всякие “Райхи”, “Адольфы” и “Великие Германии”, тухлые ватаги немецких мертвяков, что закопаны под Сталинградом и Воронежем... Что же молчат они: просторна ли им русская земля? Сытна ли рыба в русских реках? Жирна ли нефть в глубинах советской земли?
Орёл и Белгород, Орёл и Курск, милые места, где родится самородный жемчуг русской речи, который так бережно, зерно к зерну, нанизывал Тургенев. Соловьям бы свистать в тамошних рощах да девушкам покосные песни петь в эту пору! Чадом и скрежетом застланы дорогие нашему сердцу места. Сжав зубы, вся страна слушает, как со злым урчаньем выползают из своих нор вражеские железные гады на исконные наши земли. Но она слышит и грохот пушек наших, что дырявят германскую броню, и нет нынче музыки слаще уху русского человека... Ночь на исходе. Ещё будут длиться предрассветные сумерки, но уж не очень отдалённо то желанное утро, когда уцелевшее завоевательское отребье, все эти отравители, растлители, коноеды и другие упыри двинутся восвояси среди нескончаемых, дымящихся улик. И мы проводим их с тем русским радушием, каким всегда провожали непрошеных гостей...
А пока — оглянись, русский человек, на древние гордые кремли твоих городов, на деток наших, взирающих на тебя с надеждой, на молчаливые тени предков твоих, на каждый полевой цветок, ещё не осквернённый, мёртвым дыханием вражеских машин. И пусть львиный гнев родится в твоём богатырском сердце. Бей его, проклятого зверя, вставшего над Европой и замахнувшегося на твоё будущее, — бей, пока не перестанет шевелиться. Подымись во весь свой рост, гордый русский человек и пусть содрогнутся в мире все, кому ненавистна русская речь и нетленная слава России!"

10 июля 1943.

(продолжение следует)

1.0x