Авторский блог Василий Шахов 18:55 21 октября 2018

4. Россия школьная: тревожные горизонты

Заметки о злободневном.

4. РОССИЯ ШКОЛЬНАЯ: ТРЕВОЖНЫЕ ГОРИЗОНТЫ

…Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять.

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать…

Н. А. Н е к р а с о в.

В полях России главное – хлеба.

Прости, индустриальная держава,

В твоих колосьях спелых – честь и слава,

Любовь моя, надежда и судьба…

Б о р и с Ш а л ь н е в.

В 1995 году издательство «Гэлион» выпустило фундаментальный труд «Л и п е ц-

к а я ш к о л а» ( 96 печатных листов, 768 страниц крупноформатного текста); пе-дагогический альманах, краеведческая памятно-историческая книга посвящены развитию и перспективам народного образования, преемственности поколений, духовности, судьбам и опыту учителей-новаторов, педагогов-просветителей, всех, кому дороги и близки проблемы образования, воспитания, просвещения, культуры.

Борис Михайлович Шальнев активно и плодотворно способствовал творческому процессу в качестве члена редакционной коллегии; ему принадлежит также оригинальная жанровая композиция «С е р д ц е н а л а д о н и» (лирические уроки)». «запевное» в этой подборке лирики и публицистики стихотворение «Печаль моя светла» («Тихие воды глубоки… // Вот и дошли до реки. // Детские грёзы далёки, // Думы о вечном близки. // Рад бы довериться власти, - // Той, что теперь на крыле, // Будто прибавится счастья // На горемычной земле.// Будто что сердце знобило, // Горестной правдою жгло, -

// Всё это было – да сплыло, Юным быльём поросло»). Поэт размышляет о детстве, отрочестве, юности, о школьных годах, об «университетах жизни», судьбоносности

общения с людьми, предназначении человека в земной бытийности («Может, оно так

и будет,// Да ведь и сам я не лгу: // Близкие-близкие люди // Где-то на том берегу. // И

от предчувствия глуби // Меж нераздельных сторон // Сердце не то что на убыль - //

Всё же пошло под уклон. // Кто бережёт наши сроки ,// Крестную ношу влачит?.. // Ти-

хие воды глубоки.// Звёздное небо молчит»).

Сегодня особенно остро стоит проблема конкретной помощи школе. Как никог-

да, злободневны вопросы нравственного воспитания, трудового воспитания, «нрав-ственной многосодержательности труда». Судьбы подрастающего поколения… У талантливого поэта Николая Рубцова есть «детское» стихотворение для взрослых

о ласточке, оказавшейся в беде («Ласточка носиьтся с криком, Выпал птенец из гнез-

да. Дети окрестные мигом Все прибежали сюда»). На первый взгляд, незамысловатое,

но исполненное подлинного трагизма лирическое повествование («Взял я осколок металла, Вырыл могилку птенцу, Ласточка рядом летала, Словно не веря концу»).

Долго носилась, рыдая,

Под мезонином своим…

Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним?

Пронзительная боль в словах лирического героя («Ласточка! Что ж ты, родная…»). Боль - укоризна. Боль - предостережение («Что ж ты, родная, плохо смотрела за ним?»).

Лирическая притча Н.Рубцова несёт в себе общечеловеческий смысл, тревожит, побуждает к размышлениям, нравственным выводам. Всегда ли мы достаточно внимательны к подрастающему поколению? Не слишком ли уповаем на школу,

на общество, забывая о своих обязанностях? Или наоборот: не балуем ли, не оту-

чаем ли от труда, не закармливаем ли мы наших отроков и отроковиц, ложно ис-

толковывая заботу о них?

Один из мудрых просветителей-педагогов минувшего настаивал на необходи-

мости «не мешать ребёнку саморазвиваться правильно». Что же делаем мы?

Много и справедливо говорилось о кризисе школы, народного образования. О кри-

зисе экономическом и кризисе духовном. О вакханалии бездуховности, захлестну-

вшей культуру. О доходящем до цинизма отрицании прошлого. О «проклятых», «ве-

чных вопросах» человеческого бытия. Кто виноват? Что делать? Вопросы, вопро-

сы…

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам, -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно…

Классика активно включается в животворный процесс формирования жизненной позиции человека, становления и укрепления его нравственно-эти-

ческих ценностей.

Следует отметить, что в обществе медленно, но неуклонно намечаются положительные сдвиги. Позитивные симптомы - в том, что усиливается интерес к книге, приобщению к прекрасному.

На страницах журнала «Русская речь» Народный артист СССР, долгие годы - ведущий диктор Центрального телевидения Игорь Кириллов полемически включи-

лся в педагогическую дискуссию, заявив: «Я за то, чтобы люди меньше смотрели телевизор, а больше читали…». Кстати, не пора ли возродить добрые традиции д о –

м а ш н е г о с е м е й н о г о (и краеведческого) ч т е н и я?

Игорь Кириллов, продолжая спор, убеждённо сказал:

- Я не знаю, прав я или нет, но мне кажется, что литература, которую сейчас предлагают пяти-шестилетним ребятишкам, очень примитивна. Но почему бы этим шестилетним ребятишкам детские рассказы Толстого не прочитать, Некрасова?.. Упускается родителями, воспитателями очень благодатный возраст для того, чтобы человек не просто разговаривал на своём родном языке, а полюбил его. Давно известно, кто в четыре - семь лет приобрёл вкус к слову, дальше с какой-то жадностью, с удивительной прогрессией жаждет чтения, тонко чувствует язык… Я не хочу обижать ставшего уже классическим «Дядю Стёпу», но он сейчас годится для двух-трёхлетних. И если нас не удивляет, что в три с половиной, четыре года ребёнок читает наизусть стихи, так нужно учить с ним Пушкина, наверное. Потому что т а к и е стихи, т а к о й слог запомнятся ему на всю жизнь.

Действительно, не только в годы застоя ухитрились растиражировать учебники, методические пособия, не только пробуждающие мысль, но в угоду догме затуманившие её. Из хрестоматий, из круга детского и юношеского чтения изгонялись прекрасные мастера слова; вместо классики нередко пордсовывались сочинения коньюнктурные, ложнопафосные, далёкие от художественного совершенства, а то и вовсе нравственно ущербные. Изгонялись Кольцов и Суриков, Никитин и Фет, Тютчев и Полонский, Есенин и Цветаева. А Иван Бунин, прекраснейший русский поэт, мастер лирической, «музыкальной» прозы? Разве не потеряли вступающие в большую жизнь, не ведая об Ушинском, Куприне, Л.Андрееве, Ахматовой, Рубцове, Исаковском, Леонове?

Солнце за день нагулялося,

За кудрявый лес спускается;

Лес стоит под шапкой темною,

В золотом огне купается.

На бугре трава зеленая

Спит, вся искрами обрызгана,

Пылью розовой осыпана

Да каменьями унизана.

Не слыхать-то в поле голоса,

Молча ворон на меже сидит,

Только слышен голос пахаря, -

За сохой он на коня кричит.

С ранней зорьки пашня черная

Бороздами подымается.

Конь идет - понурил голову,

Мужичок идет - шатается…

Уж когда же ты, кормилец наш,

Возьмешь верх над долей горькою?

Из земли ты роешь золото,

Сам-то сыт сухою коркою!

Зреет рожь - тебе заботушка:

Как бы градом не побилася,

Без дождей в жару не высохла,

От дождей не положилася.

Хлеб поспел - тебе кручинушка:

Убирать ты не управишься,

На корню-то он осыплется,

Без куска-то ты останешься.

Урожай - купцы спесивятся;

Год плохой - в семье все мучатся,

Детки грамоте не учатся.

Где же клад твой заколдованный,

Где талан твой, пахарь, спрятался?

На труды твои да на горе

Вдоволь вчуже я наплакался!

Сын Русского Подстепья Иван Никитин в стихотворении «Пахарь» раскрывает судьбу земледельца, выражает надежду на улучшение исторической перспективы для человека труда.

Пока ещё практически не используются большие воспитательные и познавательные возможности краеведения. Остаточный принцип финансирования культуры и образования не позволяет издавать тексты, краеведческие хрестоматии, календари, художественно-документальные, научно-популярные очерки для учащихся и студентов.

Эрнест Хемингуэй предпослал эпиграфом к своему роману «По ком звонит колокол» слова английского поэта Джона Донна: «Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

Всё тревожнее звучат Колокола Совести. Гибнут надежды. Гибнут дети человеческие. Гибнут по злому умыслу, уходят из жизни из-за чьей-то подлости, чьего-

то равнодушия.

В школах Русского Подстепья чтят своих выпускников, не возвратившихся в родные стены не только с Великой Отечественной, но и из Афанистана, из Чечни.

Не только скорбь, не только стон в колокольных звонах; много дум пробуждают эти полузабытые, но ревностно возрождаемые звоны, собиравшие россиян во дни торжеств и бед народных.

Мы знаем теперь: Чернобыль опалил и наш край. Ядерный Чернобыль предостерегает от Чернобыля духовного.

Посмотрите, послушайте, подумайте… Стоит ли удивляться чёрствости, даже цинизму, вкравшимся в детские души, если взрослые дяди и тёти так варварски относятся к памятникам культуры, религии, истории? Видеосалоны весьма и весьма обогащают, но лишь рублями, а что происходит с юными душами тех, кого «приобщают» к порнографии, бесстыдству? видеоигла не менее опасна, чем игла наркомана. А кино и телеэкраны, которые омывают мутные волны пошлости? А как коверкается русский язык, оскверняется матершиной и «чукотским» словоблудием? Не забывайте, что загрязнение душ, опошление сердец - страшнее по своим последствиям загрязнения среды обитания.

Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за им?..

- продолжает сокрушаться лирический герой Н.Рубцова; и та боль сливается с

болью есенинской («Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег»).

Пожалуй, один из самых существенных дефицитов дня сегодняшнего - дефицит духовности. Умеем ли мы ценить созданное, наработанное человечеством? Наше отношение друг к другу? К традициям? Доколе быть нам Иванами, не помнящими родства? Приумножаем ли мы разумное, доброе, вечное или бездумно транжирим то, что по праву принадлежит внукам и правнукам нашим?

Или - принявшие прямо-таки катастрофические формы отношения человека с природой…

Земли не вечна благодать.

Когда далёкого потомка

Ты пустишь по миру с котомкой,

Ей будет нечего подать… -

мудро предостерегал поэт-философ, художник-гуманист Василий Фёдоров.

Помните пришвинское: охранять природу - значит охранять Родину?

«Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, - говорил К.Д. Ушинский, - что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагогики».

«В природе рождается человек, и потому мы часто говорим: мать-природа. В природе человек умирает от нападения на него видимых и невидимых врагов. Значит, природа человеку и мать, и злая мачеха… С этого начинались все наши сказки…» - замечает Михаил Пришвин. «В природе нам дорого, что жизнь одолевает смерть и человек в природе подсказывает существование бессмертия и на том торжествует. В природе осенью все замирает, а у человека в это время рожь зеленеет…» - мудрое наблюдение писателя-земляка. - «Счастье везде одинаково: и в природе, и в человеческом обществе. Это неведомая нам рука бросает тысячи семян, чтобы одно проросло, и когда оно прорастает - это счастье….»

Земля нуждается в защите, ей нужен настоящий хозяин. Земли родной судьба, настоящая и будущая - в наших руках.

Из цикла Бориса Ш а л ь н е в а

«Сердце на ладони (Лирические уроки»

«Л и п е ц к а я ш к о л а».

Составитель В.В. Шахов. Издательство «Г э л и о н».

Рязань – Липецк. 1995. Стр. 253 – 261.

Душа сжимается от боли Душа сгибается под ношей,

Не от боязни высоты: За все грехи расплата - ей.

Во тёмном лесе, в чистом поле И чем ни выше жребий брошен,

Дурные выросли цветы. Тем ей склоняться тяжелей.

* * *

Отгорит, отболит Этот сад позабытый,

И заботы дневные уйдут. И шорох, и тени в саду

И полуденный зной - С чем-то давним роднят.

Как отрада - И нетленное слово

Заменит прохлада. Над миром витает.

Тишина снизойдёт Прорастает звезда

На старинный, Спелым яблоком

Заброшенный пруд В чёрном пруду,

И на кроны деревьев В чёрном небе звездой -

Не менее древнего сада. Замирая - душа прорастает.

* * *

Ещё не октябрь на дворе И всё, что навылет, насквозь

Ещё не пора листопада. (Свиданья, прощанья, разлуки) –

И думать светло о добре, Откликнулось, отозвалось

И сердцу лукавить не надо. В сердечно осмысленном звуке.

И скорбь мировая – не в счйт, И рад: где я шёл напрямик,

Не в счёт замиранья от счастья. Встречали меня, привечали

И слышно, как время течёт Берёзы – как радости вскрик,

По чутким прожилкам запястья. Рябины – как выдох печали.

Как песни – клонились хлеба, Сподобила с ними судьба

Родные тревожились лица. Не славой, а болью сродниться.

* * *

1.0x