…………………… 3. «КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ» КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
......................................................................................................................
.......................................................................................................................
В былые с о в е т с к и е времена в общеобразовательных школах преподавалась учебная дисциплина
"КОНСТИТУЦИЯ С С С Р"... Не возродить ли эту традицию? Какими будут уроки и занятия по этой учебной дисциплине - "КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ"?..
.......................................................................................................................................
........................................................................................................................................
ГЕНЕРАЛИССИМУС ИОСИФ СТАЛИН
О ГЕОРГИИ ПЛЕХАНОВЕ * * *
…………………………………………………………………………………..
Карл Маркс… Георгий Плеханов… Владимир Ленин…Иосиф Сталин… Величайшие мыслители человечества… Большое видится на расстояньи… Пирамиду нельзя рассмотреть вблизи: ничего не увидишь, кроме грубо отесанного камня… «Открыватели путей», личности недюжинные, энтузиастически-пассионарные…
…………………………………………………………………………………………..
«…как Андрей Первозванный перенёс в Россию Евангелие, так Плеханов занёс к нам второе евангелие – учение Маркса». А. В. Луначарский.
«Ну что же такое марксизм, как не новая фаза того самого умственного движения, которому мы обязаны Белинским?»
Г. В. П л е х а н о в.
…Четыре дня в Москве проходило совещание работников высшей школы. На приеме в Кремле работников высшей школы 17 мая 1938 года И.В. Сталин провозгласил тост за науку, за ее процветание, за здоровье людей науки. При этом он уточнил: за процветание науки, той науки, которая не отгораживается от народа, не держит себя вдали от народа, а готова служить народу, готова передать народу все; за завоевания науки, которая обслуживает народ не по принуждению, а добровольно, с охотой; .за процветание науки, той науки,
которая не дает своим старым и признанным руководителям самодовольно замыкаться в скорлупу жрецов науки, в скорлупу монополистов науки, которая понимает смысл, значение, всесилие союза старых работников науки с молодыми работниками науки, которая добровольно и охотно открывает все двери науки молодым силам нашей страны и дает им возможность завоевать вершины науки, которая признает, что будущность принадлежит молодежи от науки; за процветание науки, той науки, люди которой, понимая силу и значение установившихся в науке традиций и умело используя их в интересах науки, все же не хотят быть рабами этих традиций, которая имеет смелость, решимость ломать старые традиции, нормы, установки, когда они становятся устарелыми, когда они превращаются в тормоз для движения вперед, и которая умеет создавать новые традиции, новые нормы, новые установки.
Автор тоста заметил, что наука знает в своем развитии не мало мужественных людей, которые умели ломать старое и создавать новое, не смотря ни на какие препятствия, вопреки всему. Такие мужи науки, как Галилей, Дарвин и многие другие общеизвестны. Сталин называет «величайшего человека современности» - Ленина.
…Иосиф Виссарионович обращается к апрельскому (1917 года) конфликту-противостоянию Ленина и Бельтова (Плеханова): «Плеханов, один из выдающихся людей науки, с презрением говорил тогда о Ленине, утверждая, что Ленин находится „в бреду". Другие, не менее известные люди, науки, утверждали, что „Ленин сошел с ума“, что его следовало бы упрятать
куда-нибудь подальше. Против Ленина выли тогда все и всякие люди науки как против человека, разрушающего науку. Но Ленин не убоялся пойти против течения, против косности, и Ленин победил. Вот вам образец мужа науки, смело ведущего борьбу против устаревшей науки и прокладывающего дорогу для новой науки».
Ещё один важный сталинский акцент: «Бывает и так, что новые пути науки и техники прокладывают иногда не общеизвестные в науке люди, а совершенно неизвестные в научном мире люди, простые люди, практики, новаторы дела. Здесь за общим столом сидят товарищи Стаханов и Папанин. Люди, неизвестные в научном мире, не имеющие ученых степеней, практики своего дела. Но кому неизвестно, что Стаханов и стахановцы в своей практической работе в области промышленности опрокинули существующие нормы, установленные известными людьми науки и техники, как устаревшие, и ввели новые нормы, соответствующие требованиям действительной науки и техники? Кому неизвестно, что Папанин и папанинцы в своей практической работе на дрейфующей льдине мимоходом, без особого труда, опрокинули старое представление об Арктике, как устаревшее, и установили новое,
соответствующее требованиям действительной науки? Кто может отрицать, что Стаханов и Папании являются новаторами в науке, людьми нашей передовой науки? Вот какие еще бывают «чудеса» в науке»..
*********************************************************************.
А.В. Луначарский свидетельствовал «об особом внимании», проявляемом к Плеханову самыми выдающимися деятелями мирового освободительного движения. «…как Андрей Первозванный перенёс в Россию Евангелие, так Плеханов занёс к нам второе евангелие – учение Маркса»,- заявлял Луначарский. «Поразительный ум», редкая память Плеханова, его редкостный дар «мыслителя-артиста», уникального аналитика и популяризатора-педагога вызывали восхищение («Будем считать за честь и счастье издать в огромном количестве экземпляров наиболее блестящие плехановские трактаты и памфлеты»).
ВЕЛИКИЙ ПАТРИОТ-ГОСУДАРСТВЕННИК
Отнюдь не случайно, имя Георгия Плеханова в годы Великой Отечественной войны звучало в ряду великих патриотов-государственников.
…«Ты не один в этой огневой буре, русский человек. С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный Пушкиным воспетый мастеровой Пётр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества. С каким мужеством они служили ей!.. Гордись сородичами своими и будь достоин их, товарищ!..» – это публицистическое слово Леонида Леонова.
6 ноября 1941 года прозвучали слова руководителя государства: «…И эти люди, лишённые совести и чести, люди с моралью животного имеют наглость призывать к уничтожению великой русской нации, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова».
В суровом 1943 году в нашей стране вышли издания, приуроченные к 25-летию со дня кончины Георгия Плеханова. В блокадном Ленинграде вышла научно-популярная брошюра «Г.В. Плеханов» ( в серии «Гениальные люди великой русской нации»).
2. КОДЕКС ЛОДЫГИНА И ПЛЕХАНОВА
Примечательна «перекличка» педагогических воззрений Плеханова и Лодыгина.
Родное Стеньшино, что под Липецком. Родная усадьба. Сад. Парк из невиданной в здешних краях туи. Фамильная с могилами предков церковь. Отец будущего изобретателя «русской лампочки» много времени проводил в Липецке, состоял на службе в качестве мирового посредника по Липецкому, Усманскому и Лебедянскому уездам ( и здесь он нередко «контактировал» с Плехановыми, работавшими в земстве).
Интерес к мастеровитости, созидательности, строительству нового
формировался у Александра Лодыгина с детских, отроческих лет. Позднее он напишет: «…у каждого ребёнка потребность творчества есть одна из главных потребностей. Он посвящает удовлетворению её всё время, свободное от еды и сна. Отнимите у него свободу творчества, и он делается нервным, капризным, несчастным… Только благодаря необыкновенно искусно приспособленной системе обучения и воспитания… русских учебных заведений, он доводится в конце концов до полной потери этой потребности и даже способности…».
Как сохранить у ребёнка врождённую потребность творчества, созидания, строительства, дерзания? А.Н. Лодыгин отвечает на этот вопрос в своих трудах, в своих деяниях. Учёного и изобретателя интересуют прежде всего нравственно-этические проблемы образования,
воспитания, просвещения, преемственности традиций.
У Лодыгина есть примечательная работа «Техническое образование и идеалы инженера» (на основе доклада, прочинанного
8 декабря 1908 года в Московском обществе электротехников). «Цель инженерного искусства - польза. Современный способ деятельности - взаимопомощь… Как инженеры ХХ столетия будем полезны, будем деятельны, будем помогать друг другу!» - побуждает он своих коллег и соратников к реализации не на словах, а на конкретных делах идеала инженера, мастера-созидателя будущего («Здравость суждений, широта взглядов, добросовестность, способность понимать людей и управлять ими так же, как подчинять материю, уменье направлять человеческие силы, как и силы физические, суть необходимые качества инженера будущего…). Как всегда, Лодыгин принципиален и объективен: «В современной организации производства находятся зародыши добра и зла; зародыши добра потому, что инженер доставил средства делать мировую работу с большой легкостью и скоростью; зародыши зла, потому что социальная система, как и система производства и коммерции, отстала от прогресса, достигнутого инженерами, и до сих пор запятнана несправедливостью и себялюбием». Лодыгин настаивал на необходимости принятия и неукоснительного соблюдения кодекса инженерной этики.
...........................................................................................................................
..............................................................................................................................
Из архива Каликинско-Липецкого фонда Липецкого Землячества.
В.В. Шахов. «ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛИПЧАН. АЛЕКСЕЙ БАРАНОВ».
3. ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ:
«Вышли мы все из народа, дети семьи трудовой…»
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрёй храпя,
На лапах железных поезд?
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребёнок;
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что железных коней
Победила стальная конница?..
С е р г е й Е с е н и н. «Сорокоуст».
Выдюжить!
Май соловьиный,
Душу салютами взвей.
Грешный, печалью повинный,
Кланяюсь правде твоей…
Б о р и с Ш а л ь н е в.
«Жизнь прожить - не поле перейти», - гласит народная мудрость. Жизнь человека… Судьба человека… Человека, кровно связанного с землёй, с глубинной основой земледельческого, землеведческого бытия («С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь»).
Этапы жизненного пути. Страницы человеческой биографии. Судьба человека в контексте сложнейших исторических событий.
Тридцатые… Сороковые… Пятидесятые ( с образованием Липецкой области)… Шестидесятые… Семидесятые-восьмидесятые годы… Рубеж двадцатого и двадцать первого столетий… Сквозь грозы и буревое ненастье сквозило солнечное, радужное, многообещающее… Сложное, трудное время, но, как говорится, из песни слова не выкинешь…
Причудливые судьбы. Удивительно складывающиеся биографии.
Вспоминаем «ларионовскую» эпоху на Рязанщине (напомним, что в состав Рязанской облас-
ти входили тогда нынешние «липецкие» территории районов Раненбургского, Данковского, Троекуровского, Колыбельского, Трубетченского, Добровского, Берёзовского). Возглавлявший Рязанский обком партии Ларионов - личность трагическая и легендарная. Крупный организатор производства и общественный деятель осуществил немало смелых инициатив. Вот, например, одна из них. К «первому» обратился директор музыкальной школы с горестным сообщением: признано аварийным здание учебного заведения. Что делать? Не закрывать же школу! Последовала неза-медлительная реакция: за несколько дней к обкому «подселили» горком партии. Высвободившееся помещение было отдано терпящей бедствие музыкальной школе. В «эпоху Ларионова» было построено (и построено добротно) много промышленных предприятий, позитивные подвижки произошли в аграрном секторе, возведены здания для учреждений культуры.
… Алексей Иванович вспоминает о былом, пережитом, перечувствованном.
Лихолетья. « Россия, кровью умытая»… Засухи и голодовки… Всем, кто мог пере-двигаться, приходилось собирать колоски… Каждый колосок на десятки километров окрест был объектом заинтересованного внимания полуголодной ребятни.
Жёлуди, мякина, лебеда, крапива, почки и побеги, «купыри»… Буханка хлеба казалась эдаким несказанно ароматным и аппетитным чудом. И это было, было!..
«Сухие» молнии над Буховым и Каликином, напоминающие о далёких пожарах после бомбёжек Кочетовок, Грязей. Ночные прожекторы, полосующие тревожное ночное небо. Вражес-кое нашествие сжимало своё железно-кровавое кольцо-удавку, подминая под себя Воронеж, Елец, Михайлов. В каждом овраге, у каждой возвышенности солдаты и ополченцы копали окопы, траншеи…
Майские дни 1945-го… Возвращение тех, кто остался в живых… Восстановление разрушенного народного хозяйства. Появление МТС. Первые «движки» сельских киноустановок. Первые радиопродукторы и детекторные приёмники. Первые электрические лампочки, постепенно вытеснявшие чадящие «коптюшки». Грандиозный план озеленения природы. Лесополосы вдоль дорог, в полях, степях, над овражными кручами…
Взгляд Алексея Ивановича Баранова теплеет, согретый воспоминаниями…
(продолжение следует)